Преподавание военной истории в России и за рубежом

12/20/2018

Преподавание военной истории в России и за рубежом: Сб. ст. / Под ред. К. А. Пахалюка. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2018. — 432 с.

Вниманию читателей предлагается сборник статей, посвященных проблемам исторической памяти и преподавания военной истории. Авторы анализируют российский и зарубежный опыт, концентрируя внимание как непосредственно на содержании учебников, так и на других видах учебной деятельности.

В основу сборника легли материалы «круглого стола» «Военная история в школьных учебниках России и зарубежья: трансформация подходов в эпоху глобализации»,организованного 11 октября 2018 г. Российским военно-историческим обществом и Институтом истории и политики МПГУ при поддержке издательской корпорации «Российский учебник» и журнала «Преподавание истории в школе».


Содержание

Введение

Приветственное слово М. Ю. Мягкова

Приветственное слово А. Б. Ананченко

Преподавание военной истории за рубежом

К. А. Пахалюк. Преподавание военной истории в зарубежном академическом дискурсе (на основе обзора материалов журнала Journal of Educational Media, Memory, and Society)

А. Буллер, А. А. Линченко. Как писать историю поражений? Стратегии нарратива школьного учебника истории в контексте современного морального дискурса

В. Э. Багдасарян. Становление образа исторического врага в школьных учебниках истории на постсоветском пространстве

Л. Е. Петракова. Школьный учебник истории Приднестровской Молдавской Республики как средство воспитания интереса к военной истории края

В. М. Железняк. Эпоха Наполеоновских войн на страницах школьных учебников истории Франции

А. Д. Гронский. Войны Российской империи и СССР в отражении белорусских школьных учебников истории как элемент формирования национальной исторической концепции

А. М. Ермаков. История Первой мировой войны в современных школьных учебниках ФРГ

И. В. Грибан. Вторая мировая война на страницах школьных учебников истории: опыт ФРГ

Российский опыт преподавания военной истории

В. В. Максаков. Пределы исторической реконструкции в школьном учебнике: две «реальности» Ледового побоища и Куликовской битвы

С. Б. Манышев. Кавказская война: взгляд федеральных учебников

Н. Г. Тагильцева, И. В. Грибан. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.: историческая память и современные проекции

В. Ж. Цветков. Отражение причин и последствий Гражданской войны в России в советских и современных российских учебниках истории (к вопросу о принципиальных различиях)

А. Ю. Морозов. История Великой Отечественной войны в региональных учебниках истории XXI века

Л. В. Алексеева. Первая и Вторая мировые войны в учебнике истории Ханты-Мансийского округа: проблемы содержания в контексте подготовки новой книги для школьников

С. А. Шпагин. Преподавание темы Холокоста в школах: отечественный и зарубежный опыт

А. С. Епифанова. Освещение Холокоста в контексте войны в учебниках по истории России

Р. В. Пазин. Представления старшеклассников о Великой Отечественной войне на основе результатов ЕГЭ по истории (2002–2018 гг.)

П. В. Тетерин. Анализ военной истории в российских учебниках (на примере освещения темы «холодной войны»)

А. В. Дюкарев. Отражение военной истории кубанского казачества в учебном курсе «Кубановедение» как средство формирования региональной идентичности

Практические вопросы преподавания военной истории

С. В. Агафонов. Как совместить «героический» и «критический» подходы к преподаванию военной истории в школе?

А. В. Беспалов. Опыт преподавания военной истории в Академии Государственной противопожарной службы МЧС России

Е. В. Погоржальская. Конспект урока внеклассного чтения «Память — лучшая награда» (о событиях Афганской войны)

Л. А. Терушкин, С. А. Тиханкина, И. А. Альтман. «Освобождение Аушвица (Освенцима) — уникальный пример межнациональной толерантности»

Научная публицистика

К. Корняну. Румыно-российские отношения и румынские учебники истории в начале XXI века

Д. О. Чураков. «Войны памяти» и локальные конфликты современности