Крылов Иван

Не многие знают, что самым читаемым российским автором XIX столетия, в век, когда творили Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, были не они, а Иван Андреевич Крылов. Его баснями, покоящимися на здравом смысле и житейской мудрости, зачитывались буквально все, независимо от возраста и сословия. Фразы крыловских героев разлетелись в виде пословиц и присказок по всей огромной стране и при случае с удовольствием вставлялись в речь как верный и яркий образ.
Детство и юность Ивана Крылова
Иван Крылов родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве в семье небогатого драгунского офицера Андрея Прохоровича Крылова. Самые ранние воспоминания писателя приходятся на время Пугачёвского восстания: зимой 1773 года маленький Иван вместе с матерью отсиживался за стенами осаждённого восставшими Оренбурга, в то время как его отец оборонял Яицкий городок (ныне Уральск на севере Казахстана).
После усмирения восстания капитан Крылов подал в отставку и ушёл на гражданскую службу, семья перебралась в Тверь. Жили они не богато, а по смерти в 1778 году главы семейства – и совсем скудно. Все заботы о детях легли на плечи вдовы Марьи Алексеевны, которой с девяти лет помогал Иван, фактически устроенный на работу помощником канцеляриста в казённую палату.
Образование Ивана Крылова
Будущий баснописец не получил формального образования. Грамоте его научила мать, навыкам французского – гувернёр тверского губернатора. Главными учителями Крылова стали книги и усердие. Благодаря им он выучился читать и писать по-немецки, по-английски и по-итальянски, приобрёл широкие познания в математике, истории, европейской литературе. Кроме того, Крылов имел талант к рисованию и музыке – любил играть на скрипке, знал теорию. К его суждениям о живописи прислушивались утончённые ценители.
В 1782 году вместе с Ф.П. Львовым, с семьёй которого Крыловы поддерживали в Твери тесные отношения, Иван перебрался в Санкт-Петербург. 13-летний подросток жил некоторое время в доме Н.А. Львова, через которого получил доступ в столичный литературный круг: он перевёл басню Жана де Лафонтена, за что удостоился похвалы знатоков. Вскоре Крылова представили Г.Р. Державину и Я.Б. Княжнину. В сентябре 1783 года он получил место в казённой палате, а вскоре и первый чин – провинциального секретаря. Когда в 1786 году умерла мать, 17-летний юноша приютил в Петербурге младшего брата Льва, о котором заботился на протяжении многих лет.
Начало творческой деятельности Ивана Крылова
Переезд в Петербург произвёл на любознательного юношу сильное впечатление. К 15 годам он заделался пылким театралом – проводил всё свободное время за кулисами и завёл множество знакомств среди артистов. Более того, Крылов увлёкся сочинением трагедий, комедий и опер, одна из которых, «Сочинитель в прихожей», была поставлена уже в 1786 году. После первых литературных успехов Крылов оставил службу и сосредоточился на театре. Произведения Крылова конца 1780-х гг. («Американцы», «Проказники» и др.) отличали дерзкая насмешливость, едкая издёвка, но весьма рыхлая драматургия.
Гораздо лучше у молодого литератора получались басни. В 1789–1793 гг. они публиковались на страницах журналов «Утренние часы», «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий». Гротескные и комические зарисовки современных нравов в исполнении Крылова не щадили никого – там содержалось множество намёков на порядки двора, коррупцию в империи, порчу нравов. Так, в «Похвальной речи в память моему дедушке» (1792) автор резко ударил по помещичьей привычке дорожить собаками и лошадьми больше, чем крепостными.
В 1793 году на фоне борьбы с якобинством «Меркурий» закрыли, и Крылов, попавший под негласный надзор полиции, на долгие годы оставил сочинительство. Иван Андреевич жил то в столицах, то в провинции, несколько лет занимал должность личного секретаря князя С.Ф. Голицына, получил известность как удачливый карточный игрок, но почти не писал.
Творчество Ивана Крылова
Идеалистические просветительские взгляды поэта потерпели крах в конце царствования Екатерины II. После большого перерыва в творческой биографии Крылов вернулся в литературу с совершенно иной жизненной философией, полагая теперь, что писатель не в силах переделать вековечные устои общества, и всё, что ему остаётся – иронично-отстранённый взгляд на действительность. Вместо рыцарского благородства появилась благоразумная практичность, вместо книжной мудрости – трезвомыслие. Хотя в начале XIX века в списках и на сцене фигурировали некоторые новые пьесы Крылова («Подщипа», «Пирог», «Лентяй», «Урок дочкам» и другие), настоящее признание пришло только в 1809 году.
С 1805 года Крылов всерьёз увлёкся жанром басни – сначала мастерским переложением произведений античных и западных авторов, затем самостоятельным сочинением – и после первого же отдельного сборника получил оглушительное признание. В дальнейшем он писал только басни, где в полной мере раскрылся талант наблюдательного рассказчика и наивного сказителя. Басни Крылова, их «мужицкий» просторечный стиль, стали объектом жаркой литературоведческой дискуссии. В итоге новаторство Крылова было признано критикой, а его произведения заняли достойное место среди шедевров русской литературы.
Важно отметить, что басни писались Крыловым почти всегда по конкретному поводу, иносказательно повествуя о темах, будоражащих общество. Это придавало изложению актуальный сатирический оттенок и мгновенно делало свежие произведения популярными. Так, в 1811 году басня «Квартет» стала отражением недовольства высшего света политикой Александра I в отношении Наполеона в преддверии Отечественной войны, в 1830 году басня «Булат» оказалась реакцией на отставку наместника на Кавказе генерала А.П. Ермолова, «Демьянова уха» в 1813 году пародировала литератора Д.И. Хвостова.
Библиография произведений Крылова включает в себя, помимо прочего, девять сборников басен, изданных с 1809 по 1843 гг. Общее число басен в них заметно превышает две сотни. Поучительные реплики автора в сторону самодовольной бездарности и заносчивой глупости стали крылатыми, а общий тираж его произведений в XIX веке впервые среди русских писателей далеко перевалил за миллион.
Признание Крылова было всеобщим – его цитировали в народе, одобряли собратья по перу, покровительствовали вельможи. В феврале 1812 года Ивану Андреевичу была назначена пенсия, впоследствии увеличенная в несколько раз, в 1830 году в виде исключения ему пожаловали чин статского советника, в 1820 и 1838 гг. он был награждён орденами Св. Владимира IV степени и Св. Станислава II степени. С 1816 по 1841 гг. Крылов занимал не самую хлопотную и ни к чему не обязывающую должность библиотекаря в Императорской публичной библиотеке.
Тем не менее, несмотря на благоволение сильных мира сего, Крылов всегда старался держаться независимо. Он поддерживал ровные отношения между враждующими писательскими кружками – бывал у А.А. Шаховского, Н.В. Кукольника, С.С. Уварова, Н.И. Греча, равно как и у А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, П.И. Вяземского, В.А. Жуковского. В 1838 году в Петербурге широко отметили 50-летие литературной деятельности прославленного баснописца.
Семья и личная жизнь Ивана Крылова
Крылов никогда не был женат. Известно лишь, что в 1791 году из-за крайней бедности он не смог обвенчаться с дочерью священника с Брянщины, а в годы известности имел внебрачную дочь от своей кухарки. Предубеждения общества и личные взгляды не позволили писателю объявить о ребёнке официально, однако он заботился об Александре Петровне Ивановой, записанной дочерью некоего унтер-офицера, дал за ней большое приданое и переписал своё имущество на её семью.
В свете «дедушка Крылов» имел репутацию проницательного человека, всё постигшего в этом мире, и потому спокойно дремавшего на всевозможных вечерах. Единственной страстью, с которой не сумел совладать мудрец, была еда. Крылов любил поесть не только вкусно и разнообразно, но и много, подобно Гаргантюа и Пантагрюэлю. Тогда он приходил в прекрасное настроение и становился словоохотлив и остроумен.
Смерть и похороны Ивана Крылова
Оставив службу, Крылов переселился на Васильевский остров. Излишняя тучность не мешала весёлому расположению духа, но почти лишила писателя прогулок. Его день проходил в креслах, за чтением журналов, курением сигар, общением с посетителями. Ещё за день до кончины он не чувствовал никакого недомогания, но утром 9 (21) ноября 1844 года ощутил сильные боли в животе и груди, после чего попросил прислугу положить его в постель. В тот же день великого баснописца не стало.
Последним желанием литератора стала рассылка приглашения на собственные похороны в виде специального траурного издания басен. Отпевание Ивана Андреевича Крылова проходило в Исаакиевском соборе, который не вместил всех желающих проститься. Толпы людей заполнили Невский проспект. Катафалк проследовал до Александро-Невской Лавры, где писатель нашёл своё последнее пристанище. В 1855 год в Летнем саду установили великолепный памятник Крылову работы скульптора П.К. Клодта.
Значение творчества Ивана Крылова
Безусловно, главным достижением Крылова стали басни. В них Ивану Андреевичу удалось, выражаясь словами Н.В. Гоголя, выразить народный взгляд на вещи («чисто русский сгиб ума»). Введение в оборот обыденной лексики и разговорной речи позволило автору избавиться от налёта книжности, придать повествованию живое дыхание, искромётный юмор, непринуждённую иронию. По существу, наряду с Н.М. Карамзиным и А.С. Пушкиным, Крылов стал «обновителем» русского литературного языка, оказавшись у истоков величайшего расцвета отечественной литературы.
Известные работы Ивана Крылова
Многие басни Крылова благодаря афористичности и меткости образов стали настолько известны, что разлетелись на цитаты, а самые популярные удостоились экранизации. В 1913 году режиссёр В.А. Старевич снял первый мультфильм «Стрекоза и муравей», в 1940-х гг. появились мультфильмы «Слон и Моська», «Синица», «Квартет», в 1950-х гг. – «Ворона и лисица», «Лиса-строитель», в 1960-х гг. – новая версия «Стрекозы и муравья», а в 1981 году, вдохновившись басней Крылова, художник-мультипликатор А.М. Татарский снял свою незабываемую «Пластилиновую ворону».
Библиография произведений Ивана Крылова
Басни:
Недовольный гостьми Стихотворец (1788)
Павлин и Соловей (1788)
Стыдливый Игрок (1788)
Судьба Игроков (1788)
Дуб и Трость (1805)
Разборчивая Невеста (1805)
Старик и трое Молодых (1805)
Ворона и Лисица (1807)
Крестьянин и Смерть (1807)
Ларчик (1807)
Лягушка и Вол (1807)
Оракул (1807)
Пустынник и Медведь (1807)
Волк и Ягнёнок (1808)
Два Голубя (1808)
Лев и Комар (1808)
Лев на ловле (1808)
Лисица и Виноград (1808)
Лягушки, просящие Царя (1808)
Мор Зверей (1808)
Музыканты (1808)
Муха и Дорожные (1808)
Обезьяны (1808)
Орёл и Куры (1808)
Парнас (1808)
Петух и Жемчужное Зерно (1808)
Роща и Огонь (1808)
Слон и Моська (1808)
Слон на воеводстве (1808)
Стрекоза и Муравей (1808)
Лев и Человек (1809)
Мешок (1809)
Хозяин и мыши (1809)
Пир (до 1811 года)
Волк и Волчонок (1811)
Воронёнок (1811)
Воспитание Льва (1811)
Гуси (1811)
Квартет (1811)
Крестьянин в беде (1811)
Крестьянин и Лисица (1811)
Лжец (1811)
Листы и Корни (1811)
Обезьяна (1811)
Огородник и Философ (1811)
Орёл и Паук (1811)
Орёл и Пчела (1811)
Осёл и Соловей (1811)
Откупщик и сапожник (1811)
Подагра и Паук (1811)
Ручей (1811)
Свинья (1811)
Синица (1811)
Совет Мышей (1811)
Червонец (1811)
Волк на псарне (1812)
Ворона и Курица (1812)
Кот и Повар (1812)
Обоз (1812)
Раздел (1812)
Безбожники (1813)
Бумажный Змей (1813)
Водолазы (1813)
Волк и Кукушка (1813)
Демьянова уха (1813)
Заяц на ловле (1813)
Крестьянин и Змея (1813)
Лисица и Сурок (1813)
Тень и Человек (1813)
Фортуна и Нищий (1813)
Щука и Кот (1813)
Дерево (1814)
Добрая Лисица (1814)
Камень и Червяк (1814)
Клеветник и Змея (1814)
Комар и Пастух (1814)
Конь и Всадник (1814)
Крестьяне и Река (1814)
Крестьянин и Разбойник (1814)
Лань и Дервиш (1814)
Лебедь, Щука и Рак (1814)
Любопытный (1814)
Лягушка и Юпитер (1814)
Орёл и Крот (1814)
Пожар и Алмаз (1814)
Прохожие и Собаки (1814)
Пруд и Река (1814)
Троеженец (1814)
Чиж и Голубь (1814)
Чиж и Ёж (1814)
Бочка (1815)
Вельможа и Философ (1815)
Зеркало и Обезьяна (1815)
Крестьянин и Работник (1815)
Лев и Барс (1815)
Лиса-Строитель (1815)
Мартышка и Очки (1815)
Осёл (1815)
Собачья дружба (1815)
Тришкин кафтан (1815)
Туча (1815)
Апеллес и Ослёнок (1816)
Водопад и Ручей (1816)
Волк и Журавль (1816)
Волк и Лисица (1816)
Волк и Пастухи (1816)
Госпожа и две Служанки (1816)
Крестьянин и Топор (1816)
Кукушка и Горлинка (1816)
Лев и Волк (1816)
Медведь у Пчёл (1816)
Механик (1816)
Мирская сходка (1816)
Мышь и Крыса (1816)
Напраслина (1816)
Похороны (1816)
Рыцарь (1816)
Скворец (1816)
Слон в случае (1816)
Собака (1816)
Собака, Человек, Кошка и Сокол (1816)
Сочинитель и Разбойник (1816)
Фортуна в гостях (1816)
Хмель (1816)
Цветы (1816)
Пчела и Мухи (1817)
Алкид (1818)
Гребень (1818)
Крестьянин и Змея (1818)
Мот и Ласточка (1818)
Овцы и Собаки (1818)
Трудолюбивый Медведь (1818)
Две бочки (1819)
Колос (1819)
Лев и Лисица (1819)
Мальчик и Змея (1819)
Мальчик и Червяк (1819)
Медведь в сетях (1819)
Муравей (1819)
Осёл и Мужик (1819)
Охотник (1819)
Пастух и Море (1819)
Пловец и Море (1819)
Скупой и Курица (1819)
Ягнёнок (1819)
Комар и Волк (1810-е гг.)
Осёл и Заяц (1810-е гг.)
Паук и Гром (1810-е гг.)
Крестьянин и Овца (1821)
Плотичка (1821)
Богач и Поэт (1823)
Булыжник и Алмаз (1823)
Василёк (1823)
Волк и Мышонок (1823)
Ворона (1823)
Голик (1823)
Два Мужика (1823)
Две Собаки (1823)
Дикие Козы (1823)
Змея и Овца (1823)
Котёл и Горшок (1823)
Котёнок и Скворец (1823)
Кошка и Соловей (1823)
Крестьянин и Змея (1823)
Лев состарившийся (1823)
Лисица и Осёл (1823)
Мельник (1823)
Муха и Пчела (1823)
Паук и Пчела (1823)
Пёстрые Овцы (1823)
Прихожанин (1823)
Рыбья пляска (1823)
Свинья под Дубом (1823)
Скупой (1823)
Соловьи (1823)
Пушки и Паруса (1827)
Бедный Богач (1828)
Бритвы (1828)
Огарок и Подсвечник (1820-е гг.)
Белка (1830)
Булат (1830)
Волк и Кот (1830)
Змея (1830)
Крестьянин и Лисица (1830)
Крестьянин и Лошадь (1830)
Кукушка и Орёл (1830)
Купец (1830)
Лев (1830)
Лев, Серна и Лиса (1830)
Лещи (1830)
Мирон (1830)
Осёл (1830)
Собака и Лошадь (1830)
Сокол и Червяк (1830)
Три Мужика (1830)
Филин и Осёл (1830)
Щука (1830)
Белка (1832)
Волки и Овцы (1833)
Два Извозчика (1833)
Крестьянин и Собака (1833)
Лев и Мышь (1833)
Лиса (1833)
Мыши (1833)
Пастух (1833)
Разбойник и Извозчик (1833)
Вельможа (1834)
Два Мальчика (1834)
Кукушка и Петух (1834)
Пьесы:
Кофейница (1784)
Бешеная семья (1786)
Сочинитель в прихожей (1786)
Филомела (1786)
Американцы (1788)
Проказники (1788)
Сонный порошок или Похищенная крестьянка (1798)
Подщипа (1800)
Пирог (1801)
Лентяй (1800–1805 гг.)
Илья-богатырь (1806)
Модная лавка (1806)
Урок дочкам (1807)
Обложка: К.П. Брюллов «Портрет И.А. Крылова», 1839 год. Из собрания Третьяковской галереи
Источник: my.tretyakov.ru
Новое
Видео
Внешняя политика России 1801-1825 гг.: основные этапы и направления
Основной вызов этого времени, и не только для России, но и мира в целом, связан с наполеоновской агрессией. Латентная враждебность в отношении Российской империи существовала и в Англии. Даже в случаях войн с Турцией, Швецией и Ираном за спиной противников обнаруживалось французское или английское участие. Наполеон представлял исторически реализуемый западный проект, предполагавший решение двух принципиальных задач: объединения западного мира и установления мирового господства. По его мнению, все европейцы должны были составить единую нацию, куда русские не включались. Поэтому войны с европейскими государствами мыслились как внутринациональное дело, а борьба с Россией - как противостояние с внешним противником, символизирующем собой варварство. Кульминацией внешнеполитического противостояния с наполеоновской Францией стал 1812 год. Геополитические задачи, возлагаемые Наполеоном на этот поход, не ограничивались принуждением России к континентальной блокаде. В замыслах французского императора было создание на западных российских территориях ряда буферных государств (пример - Великое княжество Литовское). Одним из основных внешнеполитических последствий правления Александра I стало утверждение Российской империи как великой державы и усиление ее стабилизирующей роли в европейской политике. Однако ценой этого стала "примерка" на себя роли "европейского жандарма" (санкционирование военной интервенции в Испании, Италии и Пьемонте) и, самое главное, жертвование внешнеполитическими интересами России во имя европейской безопасности. Тем не менее, за первую четверть XIX ст. границы империи существенно расширились (Финляндия, Польша, Северный Азербайджан, Дагестан, Валахия, Грузия), обеспечив благоприятное геополитическое положение страны.
Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России
7 июля 1770 года – День воинской славы России. Русский флот одержал триумфальную победу в Чесменском сражении. Крупнейшее морское сражение русско-турецкой войны предопределило поражение Османской империи
СССР. Крайний Север.
СССР. Крайний Север.