Гоголь Николай
Николай Васильевич Гоголь
Николай Васильевич Гоголь – представитель знаменитой плеяды писателей-классиков XIX века, прозаик, драматург, литературный критик, один из самых известных русских писателей в мире.
Детство и юность
Будущий писатель родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии на территории нынешней Украины. Семья Николая возводила свою родословную к древнему казацкому роду, считая себя потомками Остапа Гоголя – военного деятеля XVII века, полковника, гетмана правобережной Украины. Дед Гоголя носил фамилию Яновский, и при рождении она досталась и Николаю. При вступлении в дворянское сословие фамилия была изменена на «Гоголь-Яновский», а впоследствии писатель упростил её, сохранив только первую часть.
Детство Гоголя прошло там же, на Полтавщине – в родовом имении Васильевка Миргородского уезда. Места, где вырос писатель, впоследствии будут увековечены им в знаменитых сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Отец Николая Василий Афанасьевич был страстным любителем театра: выйдя в отставку в должности коллежского асессора, он устроил домашний театр и начал сочинять для него пьесы. По воспоминаниям современников, Василий Гоголь-Яновский был блестящим рассказчиком и обладал незаурядным литературным талантом. Он, по всей видимости, и передал свои склонности и увлечения сыну, научил его владеть словом. Например, в качестве игры отец просил маленького Николая придумывать рифмы к разным словам. Уже в пятилетнем возрасте мальчик записывал свои первые сочинения.
Николай Гоголь рос в глубинке, он с детства воспринял удивительный колорит украинской речи, народных легенд и преданий – иногда весёлых, а иногда жутковатых. Вся эта атмосфера, несомненно, повлияла на его литературные труды: фантастические сюжеты, яркий, образный язык стали приметами неповторимого стиля писателя.
Когда Гоголю исполнилось 10 лет, он уехал из родного дома. Сначала в столице губернии Полтаве Николай брал уроки у частного учителя, а после поступил в гимназию высших наук в Нежине, где и учился с 1821 по 1828 гг. Учёба давалась Гоголю плохо, он был невнимательным и нередко получал порку розгами в наказание за свою нерадивость. От позорного отчисления мальчика спасала только великолепная память, которая помогала ему худо-бедно готовиться к экзаменам и переходить на следующий курс. Педагоги отмечали, что будущий классик имел склонность лишь к рисованию и русскому языку. Гоголь постоянно читал, интересовался современной литературой и блестяще знал творчество Пушкина и Жуковского.
Впрочем, годы, проведённые в гимназии, открыли в Гоголе ещё и страсть к театральному искусству. Он организовал театр и привлёк к игре в нём своих товарищей. Будущий писатель сам рисовал декорации, собирал реквизит, ставил спектакли и выходил на сцену. Любительская постановка «Недоросля» Фонвизина, в которой «главный режиссёр» играл госпожу Простакову, имела большой успех. Друзья юности Николая Гоголя всерьёз считали, что его ждёт актёрская карьера, а также отмечали его особый талант комического рассказчика. Острый на язык Гоголь умел довести слушателей до гомерического хохота, и остановить его не мог даже директор гимназии.
Всё изменилось в 1825 году, когда умер отец Гоголя. 16-летний Николай остро переживал утрату, по слухам, вплоть до мыслей о суициде. Смерть отца расстроила не только душевное состояние будущего писателя, но и материальное положение семьи. Мать Гоголя была никудышной хозяйкой, и взяться за дела пришлось сыну: он принимал решения, как поступить с имуществом, а впоследствии и вовсе отказался от своей доли наследства, чтобы обеспечить младших сестёр.
Начало творческого пути
Ещё в гимназии молодой Гоголь пробовал себя на литературном поприще. Он вместе с товарищами издавал рукописный журнал, в котором регулярно публиковал свои стихотворения, написанные в духе популярной тогда романтической поэзии. При этом Гоголь-гимназист пробовал себя в разных жанрах. Из-под его пера вышли и драматические произведения, и рассказы, и историческая повесть.
В 1827 году автор завершил работу над поэмой «Ганц Кюхельгартен», подражающей популярным тогда романтическим идиллиям. Это произведение Гоголь спустя два года даже опубликовал под псевдонимом В. Алов, но отрицательные отзывы заставили импульсивного юношу выкупить весь тираж и сжечь его.
Санкт-Петербург
В 1828 году, по окончании гимназии, Гоголь решил не возвращаться в полтавское имение, а перебраться в столицу. Здесь его ждало жестокое разочарование. Мечты о скорой и блестящей карьере разбились о суровую реальность: денег не было, общественного признания тоже. Николай предпринял несколько попыток устроиться актёром в театр, однако игра, которая восхищала его гимназических товарищей, не впечатлила искушённых столичных режиссёров.
В 1829 году Гоголь начал работать мелким чиновником – сначала писцом, затем помощником столоначальника в одном из петербургских департаментов. Служба эта была невыносимо скучна, и справлялся с ней Гоголь плохо. Продержавшись на должности всего полтора года, Николай уволился с самым низким по табели о рангах чином коллежского регистратора. Впрочем, впечатления об этой работе не прошли даром: наблюдательный Гоголь собрал много материала для своих произведений о чиновничьем быте.
Так к концу 1820-х – началу 1830-х гг. литература осталась последней надеждой молодого человека. К этому времени он завёл некоторые знакомства в литературных кругах Петербурга: начал общаться с П.А. Плетнёвым, А.А. Дельвигом, О.М. Сомовым. Общение с В.А. Жуковским переросло в крепкую дружбу, и знаменитый романтик вскоре познакомил младшего товарища с самим А.С. Пушкиным.
Замечательный русский писатель и критик П.А. Плетнёв, профессор и ректор Санкт-Петербургского университета, принимавший участие в судьбе многих известных русских писателей, заметил гоголевский талант и взялся активно помогать молодому автору. В начале 1831 года Плетнёв устроил Гоголя учителем в Женский патриотический институт, а в 1834 году – адъюнктом по кафедре истории Петербургского университета. Пётр Александрович познакомил Гоголя со многими дворянскими семьями, в которых Николай давал детям частные уроки. Нищета писателю больше не грозила, хотя богатым человеком он так и не стал. Впрочем, профессорская работа оказалась Гоголю не по плечу, и вскоре он сам отказался от кафедры.
За границей
К середине 1830-х гг. литературная слава Гоголя стала бесспорной. Устав от литературного труда, в 1836 году писатель отправился за границу, где прожил около 10 лет, изредка возвращаясь на родину. Путешествуя по Европе, Николай Васильевич жил в Германии, Швейцарии, Франции, пока, наконец, не остановился в Риме – городе, ставшем ему практически вторым домом. В Европе Гоголь восполнял все недостатки скудного гимназического образования: знакомился с культурой и искусством, посещал художественные галереи, много читал. Годы жизни в Риме оказались одними из самых продуктивных в творчестве Гоголя. Здесь он написал многие знаменитые свои произведения, в том числе «Шинель». За границей писатель работал и над главным своим творением – романом «Мёртвые души», который сам называл поэмой.
К 1840-м гг. в сознании Гоголя произошёл перелом. Он обратился к религиозному мистицизму, всё чаще думал, что его призвание состоит в том, чтобы менять жизнь и умонастроения в России, исправлять общественные нравы. Писатель воспринимал свою литературную деятельность как служение Богу. Его тексты этого времени приобрели назидательный, проповеднический тон – ярким примером может служить сборник публицистики «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847). Гоголь зачастую оставался недоволен своими текстами и уничтожал их, как это произошло со вторым томом «Мёртвых душ».
Семья и личная жизнь
Семьёй Гоголя до конца его дней оставались мать и младшие сестры. Писатель никогда не был женат. Дошедшая до нас переписка Гоголя содержит письма к девушкам, да и в письмах к матери он порой говорит о своих влюблённостях, однако, вероятно, отношения с женским полом были у писателя лишь платоническими. Потомков Гоголь не оставил, как не оставил, кроме книг, никакого другого наследства – ни денег, ни имущества.
Творчество Николая Гоголя
Вращаясь в петербургских кругах начала 1830-х гг., будущий писатель заметил, что национальный колорит его родной Малороссии привлекает столичное общество. Так родился замысел его первого успешного произведения – сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Для работы над ним писатель долго собирал материал, писал матери и просил её передавать ему легенды, народные сказки, былички и предания, слышанные в родных местах. Сборник, имевший подзаголовок «Повести, изданные пасечником Рудым Паньком», принёс молодому автору заслуженную славу. Современники восхищались колоритным языком, тонким юмором, сложными хитросплетениями фантастики и реализма.
За «Вечерами…» последовал сборник статей, повестей и рассказов «Арабески», а после – «Миргород». Настроение этой книги было уже иным: украинского фольклора стало в ней меньше, писатель сосредоточился на историчности («Тарас Бульба»), с тонким трепетом и печалью описывал простой быт и внутренний мир персонажей («Старосветские помещики»). Отчасти поменялся и характер гоголевского мистицизма: весёлой чертовщине «Вечеров на хуторе близ Диканьки» противостояли мрачные демоны «Вия».
С 1834 по 1836 гг. Гоголь работал над текстом комедии «Ревизор». Сатирическая пьеса произвела фурор: пороки русского общества были представлены в ней с такой силой и правдивостью, что не смогли оставить равнодушным ни одного зрителя. Восторги сменялись ненавистью со стороны узнававших себя чиновников. В эти же годы писатель работал и над другими драматическими произведениями – в частности, над пьесой «Женитьба».
Во второй половине 1830-х – начале 1840-х гг. Гоголь работал за границей. Важнейший труд этого времени – поэма «Мёртвые души», первый том которой увидел свет в России в 1842 году. Замысел «Мёртвых душ» представлял собой своего рода дантовскую трилогию, ведущую читателей вслед за героем из ада сквозь чистилище в рай – к исправлению и искуплению грехов. Писателю не удалось осуществить свой замысел: Гоголь неоднократно уничтожал рукописи своих произведений, если они казались ему неудачными. До нас дошли лишь несколько глав второго тома «Мёртвых душ», а к третьему автор так и не успел приступить.
За границей Гоголь написал «Шинель», одну из своих самых известных «петербургских повестей» – историю ничтожного чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, в которой за смешными каламбурами и нарочито нелепым мистическим финалом проступают боль, горечь и бессилие перед бесправием и одиночеством «маленького человека».
Цикл петербургских повестей, объединённый впоследствии в одноименный сборник, связан не только общим местом действия – столицей, хотя, как отмечают некоторые литературоведы, Петербург в этих повестях становится словно особым героем. Все повести пронизаны общим настроением абсурда, странного сочетания фантастики и бытового реализма, на фоне которых раскрывается катастрофичность жизни, потеря человеком собственного достоинства, а подчас и разума.
Смерть
В 1848 году Гоголь вернулся на родину и жил попеременно то в родном имении у матери, то в Одессе, пока не остановился в Москве, в доме графа А.П. Толстого на Никитском бульваре. Душевное и физическое состояние писателя неуклонно ухудшалось. Окончательно его сломила смерть жены А.С. Хомякова Екатерины Михайловны, близкой подруги Гоголя. Он оставил литературные труды, постоянно испытывал страх, принялся строго поститься. В феврале 1852 года Гоголь в приступе безумия сжёг в одну ночь все свои рукописи. К этому времени он практически перестал есть и неуклонно слабел. Друзья писателя пригласили к нему врачей, пытались кормить и лечить насильно, однако эти попытки оказались безуспешными.
Смерть Николая Гоголя наступила 21 февраля 1852 года. Причины её до сих пор не установлены. В числе гипотез называют и психическое расстройство (депрессию или шизофрению), спровоцировавшее отказ от еды, и болезни желудочно-кишечного тракта, и даже отравление, вызванное неумелым лечением в последние дни жизни писателя. Ходили слухи, что Гоголь вовсе не умер, а был похоронен заживо, в летаргическом сне, однако они никак не подтверждаются документально. Похоронили Николая Васильевича Гоголя на кладбище Данилова монастыря, однако в 1930-х гг., когда монастырь закрыли, а некрополь разрушили, прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище.
Многогранность гоголевского таланта по заслугам оценивали и современники, и потомки, на творчество которых он, несомненно, повлиял. Диапазон творческого мастерства Николая Гоголя простирается от едкой общественной сатиры и бурлескного юмора до тонкого лиризма, от дотошного реализма до мистики, уходящей корнями в первобытный фольклор, от живого и колоритного изображения быта до торжественного, пафосного нравоучения. За всем этим неизменно стоит стремление Гоголя к служению людям, к изменению мира и человеческой природы к лучшему.
Библиография
Библиография Николая Гоголя не так обширна, как у многих его соратников по литературному цеху. Работал он медленно, часто переделывал написанное, а порой и уничтожал свои рукописи. Назовём наиболее известные произведения Николая Гоголя (в скобках указан год первой публикации).
Повести и поэмы:
Вечер накануне Ивана Купала (1830)
Вий (1835)
Заколдованное место (1832)
Записки сумасшедшего (1835)
Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка (1832)
Коляска (1836)
Майская ночь, или Утопленница (1831)
Мёртвые души (1842)
Невский проспект (1835)
Нос (1836)
Ночи на вилле (1856)
Ночь перед Рождеством (1832)
Повесть о капитане Копейкине (1842)
Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1834)
Портрет (1835)
Пропавшая грамота (1831)
Рим (1842)
Сорочинская ярмарка (1831)
Старосветские помещики (1835)
Страшная месть (1832)
Страшная рука (1856)
Страшный кабан (1831)
Тарас Бульба (1835)
Шинель (1842)
Пьесы:
Альфред (1856)
Владимир третьей степени (1842)
Женитьба (1842)
Игроки (1842)
Лакейская (1842)
Отрывок (Сцены из светской жизни) (1842)
Развязка «Ревизора» (1856)
Ревизор (1836)
Театральный разъезд после представления новой комедии (1842)
Тяжба (1842)
Утро делового человека (1836)
Рассказы:
Пленник (Кровавый бандурист) (1835)
Успех посольства (1831)
Учитель (1831)
Обложка: Ф.А. Моллер «Портрет Н.В. Гоголя», начало 1840-х. Из собрания Третьяковской галереи
Источник: https://my.tretyakov.ru
Новое
Видео
Внешняя политика Российской империи 1801-1812
Внешняя политика 1801-1812 гг. Урок третий
15 февраля 1989 год День памяти воинов-интернационалистов
15 февраля – Памятная дата России. День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. 15 февраля 1989 года войска Ограниченного контингента Вооруженных сил СССР были окончательно выведены из Афганистана
Семья народов как формировалась Россия Часть 1
История мира – это непрерывная борьба за территориальное господство. Это история империй