Жуковский Василий

7/6/2023

«Колумб русского романтизма», «аристократ от литературы», «зачинатель Золотого века» – все эти титулы принадлежат Василию Андреевичу Жуковскому, который стал удивительным явлением художественной жизни России начала XIX века. Обладая не только выдающимися поэтическими дарованиями, но и рыцарским нравом, Жуковский сыграл благотворную роль в судьбе многих гениев Отечества – А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко. «Одиссея» в переводе Жуковского до сих пор остаётся недостижимым образцом среди русских переводов Гомера.

Детство и юность Василия Жуковского

Василий Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенское Белёвского уезда Тверской губернии. Он был сыном местного помещика Афанасия Ивановича Бунина и его экономки – пленной турчанки Сальхи, которая получила в православии имя Елизаветы Дементьевны Турчаниновой. Чтобы избежать бесчестья в обществе, незаконнорождённого ребёнка записали сыном разорившегося помещика Андрея Григорьевича Жуковского, жившего у Буниных.

Портрет В.А. Жуковского. Художник К.П. Брюллов, 1837 год.

По обычаю того времени с рождения Васю записали в армию – в Астраханский гусарский полк, но, «дослужившись» к шести годам до прапорщика, Жуковский «подал» в отставку. Детство его прошло в отцовской помещичьей усадьбе среди зарослей старинного парка и обширных лугов. В семь лет отец решил отдать сына в «обучение наукам».

Образование Василия Жуковского

Основы грамоты будущий поэт получил от заезжего мошенника-немца, через непродолжительное время изгнанного за невежество и грубость. В 1790 году семилетнего Василия определили в частный пансион Христофора Роде в Туле, а по его закрытии весной 1792 года – в Главное народное училище. Прямолинейные методы преподавания пагубно действовали на юного ученика, и под строгим взглядом учителя он тушевался и нередко забывал ответы на самые элементарные вопросы. В итоге в 1794 году Жуковского исключили за неспособность к учёбе. Три следующих года он прожил в тульском доме В.А. Юшковой – своей старшей сестры по отцу.

Портрет В.А. Жуковского. Художник О.А. Кипренский, 1815 год.

Семья Юшковых отличалась широкими культурными интересами, и в этой атмосфере мальчик раскрылся. Он начал проявлять влечение к литературе, пробовал себя в сочинительстве. Важной вехой в биографии Жуковского стало поступление в 1797 году в Московский университетский Благородный пансион, где он проучился до 1800 года. Режим дня, установленный в пансионе, во многом сохранился в распорядке поэта на всю жизнь. Он приучился вставать в пять утра, воспринял пользу дисциплины, проникся философией личных и гражданских добродетелей.

В пансионе Жуковский сдружился с Александром Тургеневым, весьма примечательной фигурой Золотого века. Большое влияние на формирование вкусов Василия Андреевича оказали педагоги А.А. Прокопович-Антонский и М.Н. Баккаревич. Последний так декламировал всем знакомые оды Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова, что они начинали сверкать новыми красками. Это сподвигло Жуковского к сочинению собственных стихов – так летом 1797 года появилось «Майское утро». В июне 1800 года Жуковский окончил пансион с серебряной медалью и поступил на службу в Соляную контору с жалованьем 175 рублей в год.

Начало творческой деятельности Василия Жуковского

Общение с Юшковыми и Тургеневыми многое дало Жуковскому. Он увлёкся европейской литературой, прежде всего творчеством романтиков – Фридриха Шиллера, Иоганна-Вольфганга Гёте, Томаса Грея. Проявляя полное равнодушие к «дурацкой» службе, молодой человек проводил дни за чтением и переводами любимых авторов. В 1802 году он выпустил переработанный вариант элегии Грея «Сельское кладбище», публикация которой признается историками началом зарождения русского романтизма. Начальство, раздражённое нерадивостью Жуковского к службе, отправило того под арест, но не переменило его настроений.

Четверной портрет И.А. Крылова, А.С. Пушкина, В.А. Жуковского и Н.И. Гнедича на прогулке в Летнем саду. Фрагмент картины «Марсово поле». Художник Г.Г. Чернецов, 1832 год.

По выходе на свободу Жуковский подал в отставку и твёрдо решил посвятить себя литературе. С 1802 по 1807 гг. он почти безвыездно жил в Мишенском, много времени уделяя самообразованию: штудировал труды Христиана Гарве, Жан-Жака Руссо, Иоганна Эшенбурга и других по эстетике и теории поэзии, составил внушительный конспект по истории литературы и критики, практиковал рекомендации Бенджамина Франклина для совершенствования собственной личности. В частности, Жуковский регулярно вёл дневник – ныне ценнейший источник внутренней жизни поэта.

Творчество Василия Жуковского

Подобная целеустремлённость принесла плоды: 1806–1808 гг. ознаменовались «лирическим взрывом», когда Жуковский создал более 50 произведений разных поэтических жанров – оды, героиды, элегии, «песни», баллады. Основным источником литературного вдохновения для поэта стали переводы – отталкиваясь от них, он выстраивал собственные сочинения, придавая им художественное своеобразие. Так была написана знаменитая «Светлана». В 1808 году Жуковский дебютировал как критик. Его литературные этюды способствовали привлечению внимания русской публики к романтизму, к новым героям и идеалам.

«Гадающая Светлана». Художник К.П. Брюллов, 1836 год. Источником вдохновения для мастера стало самое известное произведение В.А. Жуковского.

С января 1808 по январь 1811 гг. Жуковский занимал должность редактора «Вестника Европы» – лучшего русского журнала своего времени. В 1812 году поэт вступил в ополчение, принял участие в Бородинском сражении. Под впечатлением от битвы родилась элегия «Певец во стане русских воинов», получившая всеобщее признание, многие знали её наизусть.

Конец 1814 года поэт провёл в имении близких друзей Долбино, испытывая необычайный прилив творческих сил, известный как «Долбинская осень». В несколько месяцев библиография произведений Жуковского значительно расширилась: он создал превосходные произведения от юмористических посланий до стихотворных повестей, открывшие новые горизонты творческого развития («Аббадона», «Любовная карусель», «К В.Л. Пушкину» и т.д.). С 1815 года Жуковский входил в литературную группу «Арзамас», все участники которой носили шутливые имена, заимствованные из его баллад.

 Портрет В.А. Жуковского. Художник П.Ф. Соколов, 1820-е гг.

В октябре 1818 года поэта приняли в члены Российской академии наук. Его талант находился в зените. В 1819–1824 гг. в печати появились программные стихотворения «Невыразимое», «Цвет завета», «Лалла-Рук», «Море» и другие, в которых поэт смело использовал метафору и аллегорию, мифологию и эмблематику, утвердив романтизм как литературное знамя своего времени.

Творчество и личность Жуковского нашли почитателей при императорском дворе. В 1817 году Василия Андреевича назначили учителем русского языка для великой княгини Александры Фёдоровны – жены будущего императора Николая I, а с 1826 года он стал наставником её сына, цесаревича Александра Николаевича, впоследствии императора Александра II. Начиная с 1821 года Жуковский нередко выезжал за границу – в Германию, Швейцарию, Францию и Италию. В Веймаре он встречался с Иоганном-Вольфгангом Гёте, в Париже – с Альфонсом де Ламартином и Франсуа Рене де Шатобрианом, в Риме – со Стендалем.

Портрет В.А. Жуковского. Художник И.И. Реймерс, 1837 год.

Большую роль Жуковский сыграл и в судьбах русских писателей. Жуковский всегда выступал искренним почитателем таланта, совершенно бескорыстно помогая словом и участием молодым литераторам. В 1831 году Василий Андреевич пережил новый подъём: Гоголь писал, что Жуковского нельзя узнать, это совершенно новый поэт. В декабре того же года вышел двухтомник «Баллады и повести», представляющий собой полный срез романтической картины мира. В 1836 году большой успех у публики получила «Ундина» – стилизованная под средневековье сказка о ревности и любви, жестокости и чуде.

Последние 10 лет жизни Жуковский провёл в Германии: болезнь жены, рождение детей, собственные недуги не позволили ему вернуться в Россию. В центре интересов поэта в этот период оказались методики обучения детей, философские размышления о времени и пережитом, эстетические проблемы искусства. Главной творческой удачей позднего Жуковского, несомненно, стал перевод гомеровской «Одиссеи». Наряду с «Илиадой» в переводе Н.И. Гнедича работа Жуковского признана каноническим изложением труда великого древнегреческого сказителя.

Семья и личная жизнь Василия Жуковского

Почти 20 лет Василий Жуковский был мучительно и безнадёжно влюблён в юную Марию Андреевну Протасову, дочь своей сводной сестры Екатерины Афанасьевны, урождённой Буниной. Маша стала вдохновительницей многих произведений Жуковского и, вероятно, сама любила поэта, но категоричная позиция матери, несколько раз отвергавшей предложения близкого родственника о свадьбе, не позволили осуществиться столь желанному для влюблённых сердец счастью.

Елизавета Евграфовна Рейтерн, 1840-е гг.

Только по выходе в отставку в 1841 году уже пожилой поэт обрёл семейное благополучие. 21 мая 1841 года в русской посольской церкви Штутгарта венчались 58-летний тайный советник Василий Андреевич Жуковский и 19-летняя дочь живописца Елизавета Евграфовна Рейтерн. Несмотря на почти четыре десятка лет разницы в возрасте и слабое здоровье супруги, брак оказался удачным. В нём родилось двое детей – сын Павел (1845–1912), ставший живописцем, членом Академии художеств, и дочь Александра (1842–1899), тайно обвенчавшаяся с сыном императора Александра II великим князем Алексеем Александровичем.

Смерть и похороны Василия Жуковского

С середины 1840-х гг. Жуковский часто хворал, особенно его тревожило резкое ухудшение зрения. Поэт посещал курорты, пил целебные воды, но болезнь давала о себе знать всё сильнее. «Глаза слабеют, слух тупеет», – жаловался Жуковский в письме близкому другу П.А. Плетневу. Вопреки всему, поэт продолжал работать и даже подумывал о специальной машинке для писания в случае полной слепоты.

 Могила В.А. Жуковского в некрополе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Летом 1851 года Жуковский всерьёз задумывался о возвращении в Россию, но сильно воспалившийся глаз отменил поездку за два дня до отправления. Зимой 1851/1852 гг. Жуковский почти не вставал с постели и спокойно готовился к смерти. 12 (24) апреля 1852 года в Бадене великий творец русского романтизма скончался. Его похоронили в склепе на местном кладбище, а позднее перевезли прах в Россию: 29 августа (10 сентября) 1852 года поэт нашёл вечный покой в некрополе Александро-Невской Лавры.

Значение творчества Василия Жуковского

Жуковский принадлежит к числу мастеров, определивших направление русской поэзии XIX века. Он придал русскому стихосложению то мелодичное звучание, певучесть и лирическую свежесть, что стали отличительными чертами Золотого века. Личностное звучание, отказ от сковывающих формул классицизма, романтические идеалы свободы выглядели тогда настолько необычно и притягательно, что привлекли к себе внимание выдающихся творцов эпохи. Лучшие поэты той замечательной поры, начиная с Пушкина, многим обязаны Жуковскому. «Без Жуковского не было бы Пушкина», – писал когда-то В.Г. Белинский, и со знаменитым критиком трудно не согласиться.

Известные работы Василия Жуковского

Поэмы и повести:

Аббадона (1814)

Красный карбункул (1816)

Цеикс и Гальциона (1819)

Пери и ангел (1821)

Шильонский узник (1822)

Две были и ещё одна (1831)

Неожиданное свидание (1831)

Перчатка (1831)

Сражение с змеем (1831)

Суд Божий (1831)

Нормандский обычай (1832)

Ундина (1836)

Камоэнс (1839)

Капитан Бопп (1843)

Маттео Фальконе (1843)

Две повести. Подарок на новый год издателю «Москвитянина» (1844)

Выбор креста (1845)

Повесть об Иосифе Прекрасном (1845)

Египетская тьма (1846)

Агасфер. Странствующий жид (1852)

Баллады:

Людмила (1808)

Кассандра (1809)

Пустынник (1812)

Светлана (1812)

Адельстан (1813)

Ивиковы журавли (1813)

Алина и Альсим (1814)

Ахилл (1814)

Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на чёрном коне вдвоём и кто сидел впереди (1814)

Варвик (1814)

Эльвина и Эдвин (1814)

Эолова арфа (1814)

Гаральд (1816)

Мщение (1816)

Три песни (1816)

Двенадцать спящих дев (1810–1817)

Граф Гапсбургский (1818)

Лесной царь (1818)

Рыбак (1818)

Рыцарь Тогенбург (1818)

Узник (1819)

Замок Смальгольм, или Иванов вечер (1822)

Торжество победителей (1828)

Алонзо (1831)

Доника (1831)

Жалоба Цереры (1831)

Королева Урака и пять мучеников (1831)

Кубок (1831)

Ленора (1831)

Покаяние (1831)

Поликратов перстень (1831)

Суд Божий над епископом (1831)

Братоубийца (1832)

Плавание Карла Великого (1832)

Роланд оруженосец (1832)

Рыцарь Роллон (1832)

Старый рыцарь (1832)

Уллин и его дочь (1833)

Элевзинский праздник (1833)

Стихотворения:

Майское утро (1797)

Ода. Благоденствие России, устрояемое великим Ея самодержцем Павлом Первым (1797)

Добродетель («От света светов луч излился…») (1798)

Добродетель («Под звёздным кровом тихой нощи…») (1798)

М.М. Хераскову (1799)

Могущество, слава и благоденствие России (1799)

Стихи на новый 1800 год (1799)

Герой (1800)

К Тибуллу. На прошедший век (1800)

Мир (1800)

Платону неподражаемому, достойно славящему Господа (1800)

Человек (1801)

Элегия (1801)

Сельское кладбище. Элегия (1802)

К К.М. Соковниной (1803)

На смерть Андрея Тургенева (1803)

Стихи, сочинённые в день моего рождения (1803)

«Увы! протёк свинцовый год…» (1804)

К поэзии (1804)

Антипатия (1805)

Брутова смерть (1805)

Дружба (1805)

Милосердие (1805)

Моя тайна (1805)

Опустевшая деревня (1805)

«Барма, нашед Фому чуть жива, на отходе…» (1806)

«Дидона! как тобой рука судьбы играла!..» (1806)

«Для Клима всё как дважды два!..» (1806)

«Испытанных друзей для новых забывать…» (1806)

«Мой друг бесценный, будь спокойна!..» (1806)

«Не знаю почему, по дружбе или так…» (1806)

«О непостижное злоречие уму!..» (1806)

«Опять вы, птички, прилетели…» (1806)

«Пленять, а не любить я некогда искал…» (1806)

«Пускай бы за грехи доход наш убавлялся!..» (1806)

«Румян французских штукатурка…» (1806)

«С повязкой на глазах за шалости Фемида!..» (1806)

«Сей камень над моей возлюбленной женой!..» (1806)

«Скажи, чтоб там потише были!..» (1806)

«Трим счастия искал ползком и тихомолком…» (1806)

«Ты драму, Фефил, написал?..» (1806)

«Ты сердишься за то, приятель мой Гарпас…» (1806)

«У нас в провинции нарядней нет Любови!..» (1806)

Амина и Эндимион (1806)

Вечер. Элегия (1806)

Голубка и сорока (1806)

Идиллия (1806)

Истина и Басня (1806)

К Эдвину (1806)

Каплун и сокол (1806)

Комар (1806)

Кот и зеркало (1806)

Кот и мышь (1806)

Мартышка, показывающая китайские тени (1806)

Мартышки и лев (1806)

Младенец (1806)

На Чичерина (1806)

Новопожалованный (1806)

Новый стихотворец и древность (1806)

Орёл и жук (1806)

Песнь барда над гробом славян-победителей (1806)

Песня («Когда я был любим…») (1806)

Послание Элоизы к Абеляру (1806)

Похороны львицы (1806)

Прощание старика (1806)

Разговор (1806)

Руше к своей жене и детям из тюрьмы, посылая к ним свой портрет (1806)

Сафина ода (1806)

Смерть («Однажды Смерть послала в ад указ…») (1806)

Сокол и голубка (1806)

Сокол и филомела (1806)

Сон могольца (1806)

Сонет (1806)

Ссора плешивых (1806)

Старик к молодой и прекрасной девушке. Мадригал (1806)

Старый кот и молодой мышонок (1806)

Сурки и крот (1806)

Цапля (1806)

Эпитафия лирическому поэту (1806)

М.А. Протасовой (1807)

Гимн (1808)

Из письма П.А. Вяземскому (1808)

К Нине. Послание («О Нина, о Нина, сей пламень любви…») (1808)

К Нине. Романс («О Нина, о мой друг! Ужель без сожаленья…») (1808)

К Филалету. Послание (1808)

Мальвина. Песня (1808)

Монах (1808)

Песня («Мой друг, хранитель-ангел мой…») (1808)

Песня («Роза, весенний цвет…») (1808)

Расстройка семейственного согласия (1808)

Стихи, вырезанные на гробе А.Ф. Соковниной (1808)

Стихи, сочинённые для альбома М.В.П. (1808)

«Прельщать поэзией я дара не имею...» (1809)

«Ты прав, мой друг, ты прав – хвалить её не смей!..» (1809)

В альбом («Когда неопытной рукою...») (1809)

К Делию (1809)

К Эрминии (1809)

Моя богиня (из Иоганна-Вольфганга Гёте) (1809)

На смерть Е.М. Соковниной (1809)

На смерть семнадцатилетней Эрминии (1809)

На смерть фельдмаршала графа Каменского (1809)

Песня («Счастлив тот, кому забавы…») (1809)

Плач Людмилы (1809)

Путешественник. Песня (1809)

Счастие (1809)

«По щучьему веленью…» (1810)

К Блудову. Послание (1810)

Надпись к солнечным часам в саду И.И. Дмитриева (1810)

Песнь араба над могилою коня (1810)

Свисток (1810)

«Стонет витязь наш косматый…» (1811)

А.А. Протасовой («Честные господа…») (1811)

В альбом 8-летней Н.Д. Апухтиной (1811)

Добрая мать (1811)

Жалоба. Романс (1811)

Желание. Романс (1811)

К ней (1811)

Ода («Тебя хочу я днесь прославить…») (1811)

П.А. Вяземскому («Мой милый друг…») (1811)

Певец (1811)

Песня («О милый друг! Теперь с тобою радость!..») (1811)

Цветок. Романс (1811)

«Друзья! «Прости» – словцо святое…» (1812)

Вождю победителей. Послание (1812)

К N.N. при посылке портрета (1812)

К А.А. Плещееву («Плещеев! Сколько сходств с тобою у меня!..») (1812)

К А.И. Плещеевой («В час весёлый всяк пророк!..») (1812)

К А.Н. Арбеневой («Рассудку глаз! Другой воображенью!..») (1812)

К А.Н. Арбеневой («Хорошо, что ваше письмо коротко...») (1812)

К Батюшкову. Послание (1812)

К Е.А. Протасовой («Скажите, Катерина!..») (1812)

К П.А. Вяземскому («Князь Пётр, жилец московский!..») (1812)

К Плещееву («Ты, Плещепуп…») (1812)

Мечты. Песня (1812)

Нина к своему супругу в день его рождения (1812)

Певец во стане русских воинов (1812)

Песня в весёлый час (1812)

Пиршество Александра, или Сила гармонии (1812)

Пловец (1812)

Послание к Плещееву. В день Светлого Воскресения (1812)

Речь. А.А. Плещееву (1812)

Стихи на портрете (1812)

Элизиум. Песня (1812)

«Итак – всему конец?..» (1813)

«На бал, обед и ужин!..» (1813)

А.П. Киреевской («Авдотья, напишите...») (1813)

Государыне императрице Марии Фёдоровне (1813)

Здравствуй (1813)

К А.А. Плещееву («Друг мой милый…») (1813)

К А.А. Плещееву («Напрасно я, друг милый, говорил…») (1813)

К А.А. Протасовой («Лишь я глаза открыл…») (1813)

К А.А. Плещееву («О Негр, чернилами расписанный Натурой...») (1813)

К А.А. Плещееву (1813)

К А.П. Киреевской в день рождения Маши (1813)

К И.И. Дмитриеву («Итак – её уж нет…») (1813)

К Н.П. Свечину («Сам Бог тебе порука…») (1813)

К самому себе (1813)

К Филону (1813)

Молитва детей (1813)

Нина к супругу в день его рождения (1813)

Обет (1813)

Первое июня 1813 (1813)

Песня матери над колыбелью сына (1813)

Плещепупу («Есть ли же толк?..») (1813)

Протасовым («Друзья! Пройдёт два дни…») (1813)

Путешествие жизни (1813)

Рай (1813)

Русскому царю (1813)

Светлане (1813)

Сиротка (1813)

Стихи, читанные в Муратове на Новый 1814 год (1813)

Узник к мотыльку, влетевшему в его темницу (1813)

Эпимесид (1813)

«Кто б ни был ты – зефир, певец иль чародей!..» (1814)

«Мой друг утешительный!..» (1814)

29 января 1814 года («Когда б родиться в свет и жить…») (1814)

Le grande pensée («Лягушке вздумалось: сем сделаюсь с быка!..») (1814)

А.А. Протасовой, описание поездки Жуковского к своему другу А.А. Плещееву («По кочкам, колеям…») (1814)

К 16 января 1814 года («Прелестный день, не обмани!..») (1814)

К А.А. Протасовой («Что делаешь, Сандрок…») (1814)

К А.П. Киреевской («Сей памятник о нём мне дорог в день рождения!..») (1814)

К А.Ф. Воейкову («О, друг мой! жизнь крылатый час!..») (1814)

К арфе (1814)

К Воейкову («Воейков-брат!..») (1814)

К Воейкову («Хвала, Воейков! Крот, сады…») (1814)

К Воейкову. Послание («Добро пожаловать, певец…») (1814)

К доктору Фору (1814)

К И.П. Черкасову («Володьковский Барон!..») (1814)

К М.А. Протасовой («Нет, право, мочи нет…») (1814)

К Маше («Пришли Воейкова посланье…») (1814)

К Саше («Дразни меня, друг милый Саша!..») (1814)

К Саше Арбеневу (1814)

К Тургеневу, в ответ на стихи, присланные им вместо письма (1814)

Молитва русского народа (1814)

Первое апреля 1814 года (1814)

Постскриптум к посланию А.Ф. Воейкову («Моё postscriptum, брат Дашков!..») (1814)

Похождения или поход первого апреля (La bonne aventure) (1814)

Теон и Эсхин (1814)

Тост («Земным сопутникам, друзьям!..») (1814)

«Ноябрь, зимы посол, подчас лихой старик…» (1814–1815)

А.А. Воейковой («Не имею я кирхгофа…») (1814–1815)

А.А. Воейковой («Сашка, Сашка!..») (1814–1815)

Амур и Мудрость (1814–1815)

Ареопагу (1814–1815)

Бесподобная записка к трём сестрицам в Москву (1814–1815)

Бесполезная скромность (1814–1815)

Библия (1814–1815)

В альбом баронессе Е.И. Черкасовой (1814–1815)

В альбом барону П.И. Черкасову (1814–1815)

В альбом к Нине (1814–1815)

Добрый совет. В альбом В.А. Азбукину (1814–1815)

Древние и новые греки (1814–1815)

Желание и наслаждение (1814–1815)

Записка к баронессе (1814–1815)

Записка к Полонским (1814–1815)

Записка к Свечину (1814–1815)

Императору Александру. Послание (1814–1815)

К Букильону («De Bouquillon…») (1814–1815)

К Воейкову («Воейков, дай же знать…») (1814–1815)

К Воейкову («О Воейков! Видно, нам…») (1814–1815)

К Вяземскому. Ответ на его послание к друзьям (1814–1815)

К Кавелину (1814–1815)

К князю Вяземскому («Нам славит древность Амфиона…») (1814–1815)

К неизвестной даме в ответ на лестную от неё похвалу (1814–1815)

Любовная карусель, или Пятилетние меланхолические стручья сердечного любления (1814–1815)

Максим (1814–1815)

Младенец (1814–1815)

Мотылёк (1814–1815)

Плач о Пиндаре. Быль (1814–1815)

Послание к Плещееву («Ну, как же вздумал ты, дурак…») (1814–1815)

Предсудилище Миноса (1814–1815)

Прощание («Воейков, этот день для сердца незабвенный!..») (1814–1815)

Росписка Маши (1814–1815)

Смерть («То сказано глупцом…») (1814–1815)

Совесть (1814–1815)

Феникс и голубка (1814–1815)

Что такое закон? (1814–1815)

Эпитафия (1814–1815)

Эпитафия грамотею (1814–1815)

Эпитафия завоевателям («Где всемогущие владыки…») (1814–1815)

Эпитафия моту (1814–1815)

Эпитафия пьянице (1814–1815)

Эпитафия толстому эгоисту (1814–1815)

Эпитафия хромому (1814–1815)

«Здравствуй, новый гость земной!..» (1815)

В альбом княгини Е.И. Голенищевой-Кутузовой (1815)

Голос с того света («Не узнавай, куда я путь склонила…») (1815)

К генерал-майору Б.В. Полуектову на выступление в поход 1815 года 17 февраля (1815)

К князю Вяземскому («Благодарю, мой друг, тебя за доставленье…») (1815)

К Т.Е. Боку («Мой друг, в тот час, когда луна…») (1815)

П.А. Вяземскому («Ах! Весь я в хлопотах!..») (1815)

П.А. Вяземскому («Друг мой любезный, князь тупоносый…») (1815)

Песнь Русскому Царю от его воинов (1815)

Песня («Где фиалка, мой цветок?..») (1815)

Песня («К востоку, всё к востоку…») (1815)

Песня («Птичкой певицею…») (1815)

Песня («Розы расцветают…») (1815)

Славянка. Элегия (1815)

Старцу Эверсу (1815)

Стихи, вырезанные на гробе А.Д. Полторацкой (1815)

Фурману от Жуковского (1815)

Ю.А. Нелединскому-Мелецкому (1815)

«Кто слёз на хлеб свой не ронял…» (1816)

«Сон-утешитель! Пусть образу смерти твой образ подобен…» (1816)

«Там небеса и воды ясны!..» (1816)

В альбом княжны М.А. Щербатовой (1816)

Весеннее чувство (1816)

Воспоминание («Прошли, прошли вы, дни очарованья!..») (1816)

Деревенский сторож в полночь («Как всё молчит!.. В полночной глубине…») (1816)

И.Д. Полторацкой при посылке стихотворений в первом издании 1815 года (1816)

К Карлу Петерсену («Я предсказатель! Радость за горем пришла! Заменило…») (1816)

К Т.Е. Боку («Любезный друг, гусар и Бок!..») (1816)

К Т.Е. Боку («Мой милый Бок!..») (1816)

На первое отречение от престола Бонапарте (1816)

Овсяный кисель («Дети, овсяный кисель на столе. Читайте молитву…») (1816)

Певец в Кремле (1816)

Песня («Кольцо души-девицы…») (1816)

Песня бедняка (1816)

Сон (1816)

Счастие во сне (1816)

Тленность («Послушай, дедушка, мне каждый раз…») (1816)

Явление богов (1816)

Жалоба пастуха («На ту знакомую гору…») (1817)

К месяцу («Снова лес и дол покрыл…») (1817)

Мина (1817)

Утешение в слезах («Скажи, что так задумчив ты?..») (1817)

«В ту минуту, когда ты в белой брачной одежде...» (1818)

«Варвара Павловна! Графиня! Помогите…» (1818)

«Графиня, можно ль так неблагодарной быть!..» (1818)

«Не грех ли вам, прекрасная графиня…» (1818)

А.А. Плещееву («Друг милый, оставь прихотливой судьбе…») (1818)

Алкид (1818)

В альбом Е.Н. Карамзиной (1818)

Верность до гроба («Младый Рогер свой острый меч берёт…») (1818)

Горная дорога («Над страшною бездной дорога бежит…») (1818)

Государыне великой княгине Александре Фёдоровне (1818)

Дар волшебницы (1818)

Дуб (1818)

Е.Ф. Вадковской (1818)

Журавль и Лисица (1818)

К М.Ф. Орлову (1818)

Конь и Бык (1818)

Летний вечер («Знать, солнышко утомлено…») (1818)

Лисица и Обезьяна (1818)

Листок («От дружной ветки отлучённый…») (1818)

Меропс (1818)

Мечта («Ах! Если б мой милый был роза-цветок…») (1818)

Новая любовь – новая жизнь («Что с тобой вдруг, сердце, стало?..») (1818)

Ответ кн. Вяземскому на его стихи «Воспоминание» (1818)

Пастух и Соловей (1818)

Первая утрата (1818)

Песня («Минувших дней очарованье…») (1818)

Смерть Иисуса. Кантата Карла-Вильгельма Рамлера (1818)

Соловей и Павлин (1818)

Утешение («Светит месяц; на кладбище…») (1818)

Утренняя звезда («Откуда, звёздочка-краса?..») (1818)

Цветы (1818)

На кончину Ея Величества королевы Виртембергской. Элегия (1819)

Надгробие И. П. и А. И. Тургеневым («Теснятся все к тебе во храм…») (1819)

«Минуту нас она собой пленяла!..» (1820)

«Что радость? – Бабочка вдали, вблизи лягушка…» (1820)

К Голицыну («Я слова, князь, не позабыл…») (1820)

К княгине А.Ю. Оболенской («Итак, ещё нам суждено…») (1820)

К княгине А.Ю. Оболенской («Княгиня! Для чего от нас…») (1820)

Песня («Отымает наши радости…») (1820)

Письмо к А.Г. Хомутовой («Благодарю вас всей душою!..») (1820)

Письмо к А.Л. Нарышкину («Нарышкин, человек случайный…») (1820)

Подробный отчёт о луне. Послание к государыне императрице Марии Фёдоровне (1820)

Прощальная песнь воспитанниц Института, при выпуске (1820)

Три путника (1820)

«Теснятся все к тебе во храм…» (1821)

«Узрев черты сии пленительно-живые…» (1821)

В альбом А.А. Воейковой («Ты свет увидела во дни моей весны…») (1821)

В альбом Е.А. Алябьевой, рождённой Римской-Корсаковой (1821)

Воспоминание («О милых спутниках…») (1821)

Лалла-Рук (1821)

Обеты (1821)

Близость весны (1822)

Записка к Н.И. Гнедичу («Сладостно было принять мне табак твой, о выспренний Гнедич!..») (1822)

Море. Элегия (1822)

Победитель (1822)

«Ты всё жива в душе моей!..» (1823)

19 марта 1823 (1823)

Ангел и Певец (1823)

Записка к Н.И. Гнедичу («Я также, Николай Гомерович почтенный…») (1823)

Надгробное слово на скоропостижную кончину именитого паука Фадея… (1823)

Ночь (1823)

Привидение (1823)

«Я Музу юную, бывало…» (1824)

Мотылёк и цветы (1824)

Поездка на манёвры (1824)

Прощальная песнь, петая воспитанницами Общества благородных девиц, при выпуске 1824 года (1824)

Таинственный посетитель (1824)

«Друзья, без горести на гроб взирайте мой!..» (1825)

Графине А.Е. Комаровской («Давно уж нет мне вдохновенья!..») (1825)

«Был у меня товарищ…» (из Людвига Уланда) (1826)

Хор девиц Екатерининского института, по случаю выпуска их, 1826 года февраля 20 дня (1826)

К Гёте («Творец великих вдохновений!..») (1827)

Приношение (1827)

Прощальная песнь, петая воспитанницами Общества благородных девиц, при выпуске 1827 года (1827)

«Меня ты хочешь знать, я всё и ничего!..» (1828)

Видение (1828)

Государыне Императрице Александре Фёдоровне (1828)

Записка к Н.И. Гнедичу («Здравствуй, мой друг, Николай Иванович Гнедич! Не сетуй...») (1828)

Звезда и комета (1828)

На мир с Персиею (1828)

Солнце и Борей (1828)

У гроба Государыни Императрицы Марии Фёдоровны. В ночь накануне Ея погребения (1828)

Умирающий лебедь (1828)

«Некогда муз угостил у себя Геродот дружелюбно!..» (1830)

«В долину к пастырям смиренным…» (1831)

«Звезды небес…» (1831)

«Поэт наш прав: альбом – кладбище…» (1831)

«Тронься, тронься, пробудись!..» (1831)

«Чего ты ждёшь, мой трубадур?..» (1831)

«Я на тебя с тоской гляжу…» (1831)

А.О. Россет-Смирновой (1831)

Две загадки (из Фридриха Шиллера) (1831)

Детский остров (1831)

Замок на берегу моря (из Людвига Уланда) (1831)

Исповедь батистового платка (1831)

К И.И. Дмитриеву («Нет, не прошла, певец наш вечно юный…») (1831)

Мечта («Всем владеет обаянье!..») (1831)

Остров (1831)

Пери (1831)

Песнь бедуинки (1831)

Помпея и Геркуланум (из Фридриха Шиллера) (1831)

Приход весны (из Людвига Уланда) (1831)

Русская слава (1831)

Старая песня на новый лад (1831)

Князю Д.В. Голицыну (1833)

Орёл и голубка. Басня (из Иоганна-Вольфганга Гёте) (1833)

Русская народная песня (1833)

«Грянем песню круговую…» (1834)

Многолетие (1834)

Народная песня («Многи лета, многи лета…») (1834)

Народные песни (1834)

Песнь на присягу Наследника (1834)

Песня русских солдат (1834)

Д.В. Давыдову, при посылке издания «Для немногих» (1835)

Канон в честь М.И. Глинки (1836)

Ночной смотр (из Йозефа-Христиана фон Цедлица) (1836)

А.С. Пушкин (1837)

Голос младенца из гроба (1837)

Ермолову (1837)

Завистник («Завистник ненавидит…») (1837)

Из альбома, подаренного графине Ростопчиной (1837)

К своему портрету («Воспоминание и я – одно и то же…») (1837)

Лавр (1837)

Младость и старость (1837)

Надгробие юноше (1837)

Роза (1837)

Судьба (1837)

Фидий (1837)

«Ведая прошлое, видя грядущее, скальд вдохновенный…» (1838)

«Плачь о себе: твоё мы счастье схоронили…» (1838)

Stabat mater (1838)

Жалоба (1838)

К младенцу (1838)

К сёстрам и братьям (1838)

Любовь (1838)

Могила (1838)

Посвящается нашему капитану «Геркулеса» (1838)

Предсказание (1838)

Стремление (1838)

Тоска (1838)

Утешение (1838)

Эолова арфа (1838)

«Молитвой нашей Бог смягчился…» (1839)

Бородинская годовщина (1839)

В Сардамском домике (1839)

Поэту Ленепсу в ответ на его послание ко мне (1839)

Сельское кладбище. Элегия (1839)

Елизавете Рейтерн («О, молю тебя, создатель…») (1840)

«Друг мой, жизни смысл терпенье…» (1841)

1 июля 1842 («Встаёт Христов знаменоносец…») (1842)

«Завидую портрету моему!..» (1843)

К русскому великану (1848)

Жаворонок (1851)

Котик и козлик («Там котик усатый…») (1851)

Мальчик с пальчик. Сказка (1851)

Птичка (1851)

Царскосельский лебедь (1851)

Розы (1852)

Четыре сына Франции (1852)