Сергей Уваров: главный русский монархист
5 сентября (25 августа по ст. с.) 1786 года родился граф Сергей Семенович Уваров – русский государственный деятель, ученый, министр народного просвещения, президент Императорской Академии наук. Однако наибольшую известность Уваров получил как автор идеологической концепции «Православие, Самодержавие, Народность».
Дворянин-вундеркинд
Выходец из дворянской семьи, Сергей Семенович еще в юношестве заинтересовался классической античностью и вскоре опубликовал ряд работ, посвященных археологии и древнегреческой литературе. Эти доклады принесли молодому ученому общеевропейскую известность, знакомство с немецким поэтом-философом Гёте и четой немецких ученых Гумбольдтов. И в возрасте 32 лет молодой, но уже знаменитый ученый Уваров был назначен президентом Императорской Академии наук. Этот пост он занимал до самой смерти в 1855 году.
С.С. Уваров
Министр-патриот
Основной период деятельности Уварова пришелся на эпоху правления Николая I, чье вступление на престол в 1825 году омрачило восстание декабристов. Николай запомнил это событие на всю жизнь – ему постоянно мерещились тайные общества, бунты… Тем более в российском обществе в те годы действительно шел процесс формирования различных навеянных Западом идей. В качестве альтернативы этому «вольнодумству» и «смутьянству» Уваров при вступлении в должность министра народного просвещения в 1833 году предложил свою теорию официальной народности. Ее столпами являлась триада «Православие, Самодержавие, Народность» – сжатое воплощение русской монархической идеологии. Фактически этот девиз был антитезисом девиза Великой Французской революции «Свобода, равенство, братство».
Николай I
Скрытый смысл «народности»
Триада Уварова не так однозначна для понимания, как может показаться. Историки до сих пор не пришли к единому пониманию этого девиза. Все дело в том, что в эпоху Николая I девиз трактовался одним образом, а, например, при Александре II – другим... Сам Уваров, судя по оставленным им запискам, вкладывал в свою формулу следующий смысл. Православие и самодержавие понимались утилитарно. Самодержавие – как консервативный инструмент управления, без которого Российская империя развалилась бы. Православие – как традиционная, народная и господствующая религия, которую государство обязано защищать; при этом речь не только о православии, а о всякой религии (будь то ислам или протестантизм), господствующей традиционно в той или иной области России. Наиболее расплывчато было понятие «народность», ведь даже сам Уваров весьма уклончиво отвечал на вопросы, что же он подразумевал. Однако в тех текстах Уварова, которые были написаны им на популярном в те годы французском языке, «народность» фигурирует как nationalité, то есть национальность. Вероятно, имелось в виду единство народов Российской империи и ориентация деятельности самодержца на народное благоденствие. Таким образом, Уваров обозначил себя как ключевую фигуру в развитии русского национализма в 30–40-е годы XIX века.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Куликовская битва. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Грюнвальдская битва. Памятные даты военной истории России
Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России
14 октября 1811 года русские войска Кутузова переправились через Дунай и неожиданным ударом наголову разгромили 20-тысячное турецкое войско под Рущуко ...