En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
В закладки

Полярный лётчик. Мазурук Илья Павлович

Советский полярный лётчик, начальник Управления полярной авиации Главсевморпути, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.

Российский полярный летчик. Генерал-майор авиации. Один из первых осваивал авиационные трассы Главного северного морского пути, в том числе на Сахалин и Камчатку. Принимал активное участие в высадке первой отечественной дрейфующей научной станции «Северный полюс-1».

Путь в небо

Илья Павлович родился 7 июля 1906 года в рабочей семье города Брест-Литовск. Окончив семилетнюю школу, работал чернорабочим, а затем помощником машиниста электростанции в Липецке. В 1923 году вступает в Комсомол и проходит путь от секретаря волостного комитета ВЛКСМ до заместителя заведующего агитпропотделом Орловского горкома партии.

В 1927 году вступает в Красную армию, попадает в школу ВВС, и связывает свою дальнейшую судьбу с авиацией. В 1929 году получив диплом военного летчика, отправляется в Среднюю Азию, где в тот момент шла борьба с басмачами.

Один из эпизодов его биографии рассказывает о спасении защитников Кызыл-Ачинска. Семьдесят защитников гарнизона отбивались от наседавших со всех сторон бандитов. Отряды ОГПУ, высланные на помощь, еще не прибыли, но авиаторы подоспели вовремя: в крепости кончились патроны, продовольствие, почти не оставалось воды. На территории крепости пилоты увидели два белых полотнища, на которых было написано глиной: «Нет патронов».

Пролетавший над ней Мазурук нацарапал на листке бумаги одно слово: «Держитесь». После чего, делая второй заход, быстро вытащил патроны из пулеметной ленты, завернул в собственную гимнастерку и сбросил над крепостью. Сверток попал по назначению, а после поток таких посылок с патронами, продовольствием и водой уже не прекращался. За эту операцию Мазурук был награжден пистолетом Маузер с дарственной надписью: «Мазуруку за успешную борьбу с контрреволюцией от коллегии ОГПУ».

По воспоминаниям Ильи Павловича, решение о вылете принималось «по телеграфным столбам»: если стоял туман и плохая видимость, вылетать можно было, если невооруженным глазом можно было четко увидеть пять телеграфных столбов. Меньше – опасно, можно было не успеть увести машину от столкновения. Так, без сложных приборов, на чутье и смекалке, осваивали небо советские авиаторы.

На Север

В 1932 году Илья Павлович перевелся на Дальний Восток, в должности командира отряда дальней авиации. Стал одним из первых осваивать авиатрассы Главсевморпути, в том числе на Сахалин и Камчатку. В то время регулярных рейсов по этому направлению просто не существовало, не было трасс, портов, метео- и радиостанций. Снабжение осуществлялось гидропланами, которые с наступлением морозов «переобувались» в лыжи.

Во время одного из полетов Мазурук совершил вынужденную посадку в тайге, повредив стойку шасси. Его заметили и пришли на помощь местные эвенки. По его совету они выстругали из даурской лиственницы, самого прочного дерева, что растет в этих краях, деревянную «ногу», которой заменили стойку шасси. В итоге Илья Павлович не только благополучно взлетел, но и долетел до аэропорта Зея, а оттуда до Хабаровска.

С 1935 года Мазурук был назначен командиром гидроотряда №13 Дальневосточного управления ГВФ, в 1936 переходит в управление Полярной авиации, в составе которого уникальный перелет Москва – Омск – Красноярск – Чита – Хабаровск – Сахалин, преодолев 8600 км за 41 час летного времени, за что был награждён орденом Красной Звезды. В 1937 году в роли командира корабля Г-2 «СССР Н-169» участвовал в экспедиции на Северный полюс. Вспоминая экспедицию на полюс, Илья Павлович рассказывал, что во время катания на лыжах на острове Рудольфа, растянул связку на ноге. Сильно переживая, что не сможет вести самолет и подведет товарищей, он не знал, как быть, но в это время его навестили начальники полярных экспедиций О.Ю. Шмидт и И.Д. Папанин. Поняв его ситуацию и не желая терять опытного летчика из-за травмы, они назначили ему второго пилота Матвея Козлова и экспедиция продолжилась. Из всех четырех вылетевших с острова Рудольфа 25 мая 1937 года на полюс самолетов, непосредственно до точки назначения смог добраться только самолет Молокова.

Мазурук и его экипаж не дошли до полюса 95 километров. Далее началось путешествие надо льдами. Спустя несколько перелетов, 5 июня, самолет Мазурука достиг основного лагеря экспедиции Папанина и доставил необходимое оборудование и припасы. 6 июня официально открылась первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция. Через 9 месяцев дрейфа она была вынесена в Гренландское море, проплыв на льдине более 2000 км.

Покинув полюс, уже 27 июня Илья Павлович Мазурук был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» за номером 39. После того как все самолёты экспедиции вернулись в Москву, экипаж Мазурука еще в течение года дежурил на острове Рудольфа на случай помощи зимовщикам.

Военное небо

В военную авиацию Мазурук вернулся с началом финской войны. Сначала занимался подготовкой молодых лётчиков к полётам в зимних условиях, затем по личной просьбе был назначен командиром отдельной ночной бомбардировочной эскадрильи при командующем ВВС 8-й армии. Выполнял боевые вылеты на самолете модели ТБ-3.

Великую Отечественную войну Илья Павлович описывает такими словами:

«Грянула война. Жестокий след она оставила и в памяти, и шрамами по телу. Когда нездоровится, сны военные снятся. То группу на бомбежку ведешь, а по тебе зенитки бьют, то прикрываешь кого-то... Жизнь ведь построена в войну на том, чтобы летать, бить врага и как можно эффективнее бить…. Моя задача заключалась в охране Баренцева и Карского морей. Вокруг Новой Земли есть три прохода - мимо мыса Желания, но там льды, через проливы Югорский шар и Маточкин шар. Они-то и манили фашистов. Их подводные лодки караулили здесь наши ледоколы и корабли. К тому времени я уже был депутатом Верховного Совета СССР, командиром, полковником, Героем Советского Союза, так сказать, фигурой на этом театре военных действий. Что же я делал? Сам летал. За штурвалом по семнадцать часов сидел. Противолодочные бомбы под крылом, в глазах рябит от бликов на воде, но летаешь - очень уж хотелось лодку самому уничтожить.»

Лично уничтожить немецкую подводную лодку Мазуруку не удалось, однако сразиться с ней – вполне. Во время остановки на сон и дозаправку в небольшой северной бухте, там же всплыла подводная лодка. Спящих летчиков разбудили выстрелы: подлодка выследила самолет и всплыв, начала обстрел. Загорелся самолет, затем один из домиков, где жили местные рыбаки и их жены и дети. Мазурук собрал вокруг себя всех мужчин поселка и организовал оборону – с единственным пулеметом, охранявшим радиостанцию, охотничьими ружьями и наградным пистолетом, они залегли за камнями и приготовились отражать атаку.

Немецкая подлодка обстреляла радиостанцию, снеся мачты, но не повредив оборудования. Вскоре от нее отделился клипер-бот с десантом. Причаливший борт встретили огнем, заставив отступить. Подводная лодка ушла. В этом коротком, но жестоком сражении погиб бортмеханик Мазурука и сгорел его самолет.

Илья Павлович вспоминает, что мог бы, по должности, не летать, не рисковать собой и не «лезть в пекло», однако удержаться от боевых вылетов, от прямого участия в защите страны, он не смог. Всегда лично встречал врага надо льдами Арктики.

С августа 1942 года Мазурук назначен начальником Красноярской воздушной трассы ВВС и командиром 1-й перегонной дивизии ГВФ. Протяженность трассы, которую обслуживала дивизия, составляла 6306 километров: начиналась она в Фербенксе на Аляске, откуда эстафетным методом, через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию и Иркутскую область перегонялись самолеты ленд-лиза. Конечной точкой маршрута был Красноярск, а штаб перегонки и ремонтные мастерские находились в Якутске, примерно посередине трассы. Первую партию американских самолетов, семь истребителей Р-40 «Киттихаук», перегнали на Чукотку уже в конце сентября. Уже в ноябре эти самолеты поднялись в небо над Сталинградом. Всего в 1942-1945 годы по трассе было переброшено 8094 самолета, которыми были оснащены 250 авиаполков.

Помимо перегонки самолетов, в ведении Красноярской воздушной трассы находилась организация всего воздушного пространства Сибири. Почта, доставка техники и припасов для экспедиций, занимавшихся разработкой так необходимых стране во время войны полезных ископаемых, и даже доставка уже добытого, сырья до пунктов наземной транспортировки. В частности, в начале 1944 года летчики Мазурука совершали рейсы от Дудинских рудников в Воркуту, доставляя добытый Алданской экспедицией никель.

Послевоенные годы

После войны Илья Павлович Мазурук занимает должность заместителя начальника Научно-испытательного института ГВФ, готовит летчиков и самолеты для глубокой разведки. В 1953 году уходит в запас, но продолжает активно работать в полярной авиации.

Возглавив летный отряд антарктической экспедиции, в 1957 году вместе с лётчиком А. С. Поляковым впервые сажает самолет Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.

Теги:
АвиацияОсвоение АрктикиГерой Советского СоюзаВеликая Отечественная война
103

Поделиться

Соцсети

Новое

Полярный лётчик. Мазурук Илья Павлович

Всё для фронта! Всё для Победы!

Морской лётчик. Молоков Василий Сергеевич

Воспоминания о прошлом и мысли о настоящем

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Кишинёва от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России

Видео

Галицийская битва. Памятные даты военной истории России

Памятные даты военной истории России

Видео

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

8 сентября 1812 года – День воинской славы России. Кутузов дал генеральное сражение «Великой армии» Наполеона на подступах к Москве у села Бородино

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте