Технология исторического мифа
Мосионжник Л.А. Технология исторического мифа / отв. ред. С.Е. Эрлих. — СПб.: Нестор-История, 2012. — 404 с.
В чём разница между научной революцией и использованием науки в несвойственных ей целях? В чём причина нынешнего возрождения антинауки, в том числе и псевдоисторического мистицизма? Где та грань, переступив которую, историк превращается в экстремистского идеолога — по собственной воле либо против неё, одной лишь «силою вещей»? И как читатель может сам определить, переступил ли читаемый им автор эту грань? Вот вопросы, на которые призвана ответить эта книга.
Рассчитана на историков, социологов, специалистов по идеологии и современной мифологии, а также на широкие круги читателей.
Технология исторического мифа
Забвение ошибок прошлого ведёт к их повторению.
Максима
Мы имели возможность познакомиться со злом во всём его ничтожестве и теперь уже чувствуем себя недостаточно эстетами, чтобы побояться открыто выступить в защиту добра или стыдиться таких тривиальных понятий и представлений, как истина, свобода, справедливость.
Т. Манн. Философия Ницше в свете нашего опыта
(1947)
…Моя оппозиция использованию археологии в политических целях толкнула меня к разработке методов археологической аргументации, критериев надёжности, оценке фактов, независимой от субъективных устремлений.
Л.С. Клейн. Из интервью журналу «Archaeological Dialogues»
(Cambridge, 2003)
I. «МИФ КРОВИ» И ЕГО АВТОР
I.1.1. Из «культуртрегеров» — в «мигранты»
I.1.2. «Скиф и тевтонец — братья навек»
I.1.5. Нацистский преступник №9
I.2. Критика Ф. Лаку-Лабарта и Ж.-Л. Нанси
I.3. Общий обзор «Мифа XX века»
I.6. Ценности «избранной расы»
I.6.3. Сохранение чистой линии
I.7. Фундаментальный аристократизм
I.7.1. Аристократический характер заявленных ценностей
I.7.2. «Сущность нового учения о культуре»
II. УФОЛОГИЯ ИСТОРИИ: АРИИ, ПАССИОНАРИИ, ГИПЕРБОРЕИ…
II.1. История, «достойная нас»
II.3. Л.Н. Гумилёв и споры вокруг его трудов
II.6. Концы в воду, или Пенорождённые цивилизации
II.6.2. Неведомая Северная Земля
II.7. Откровение рода Овер де Линден
II.7.1. Явление пророчества народу
II.7.2. Герман Вирт и страсти вокруг «Хроники»
II.7.3. А.Г. Дугин как популяризатор идей Г. Вирта
II.7.5. Что же такое «Ура Линда»?
II.7.6. «Ура Линда» и «Велесова книга»
III. «МИФОСОФИЯ», ИЛИ СОДЕРЖАНИЕ МИФА
III.1.1. Л.Н. Гумилёв и русский космизм
III.1.2. О. Шпенглер и его «гётевский метод»
III.1.3. А.Дж. Тойнби: христианский эволюционизм
III.1.4. Н.С. Трубецкой: мистическая культурология
III.1.5. В.Н. Дёмин: снова космизм
III.1.6. Г. Вирт: «закон Вральды»
III.2.1. Равен ли суперэтнос расе?
III.2.2. О. Шпенглер и А.Дж. Тойнби
III.2.3. В.Н. Дёмин и гипердиффузионизм
III.2.5. Г. Вирт и его единомышленники
III.4.1. «Органически обусловленный центр»
III.4.2. Культурализм Шпенглера и Тойнби
III.4.3. Монокультурализм В.Н. Дёмина
III.4.4. «Национальное тело» кн. Трубецкого
III.7. Психологизм на популяционном уровне
III.8. Иллюзорность ценностей и смысл истории
III.9. Аристократический характер высших ценностей
III.10. Антигуманность, возведённая в принцип
III.11. Различие между «героями» и «обывателями»
III.12. История как регресс: эволюция или инволюция?
III.15. Исторический этноцентризм
III.17. Индульгенция для избранных
III.18. «Благородный» антисемитизм
III.19. «Антисистема» и «противораса», или Демонология истории
III.20. Самодовлеющий активизм resp. эстетизм
IV. МЕТОДОЛОГИЯ МИФА
IV.1. Редактирование фактов
IV.1.1. Криптоистория или «фольк-хистори»?
IV.1.6. О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби, Н.С. Трубецкой
IV.4. Оценка научного сообщества и собственного значения
IV.5. «Художественные» определения
IV.8. Системные закономерности и «синергетика этноса»
IV.8.2. Анализ этнической истории в терминах энтропии
IV.8.3. Особое внимание к ритмам системы
IV.8.4. Особое внимание к структурной сложности системы
IV.8.6. Аналогии между этническими и физическими процессами
IV.8.8. «Системные закономерности» у Шпенглера
IV.8.9. «Поля» и «векторы» Тойнби
IV.9. Проблема источников и ссылок
IV.9.1. Почему «Ура Линда»? Почему не «Сильмариллион»?
IV.10. Наука без экспериментов?
V. СТЕРЕОТИПЫ МИФА
V.1. Casus Tolkien: исторический миф без запрещённых приёмов
V.3. Миф как антинаука
V.3.3. Мифы школьного образования
VI. ЛОГИКА МИФА, ИЛИ ПОЧЕМУ ТАК ВЫШЛО?
VI.2. Логическая связность Мифа
VI.2.1. Вопрос о первооснове мира
VI.2.2. Ближайшие следствия иррационализма
VI.2.3. Метафизический Враг и определение ценностей
VI.2.4. Способ заполнения исторических пустот
VI.2.5. А синергетика тут при чём?
VI.3. Происхождение и виды расизма: наука против лженауки — или в союзе с ней?
VI.4. Мифологическое сознание и провалы его адептов
VI.5. Этническая или социальная психология?
VI.6. Мифы аристократии — «народу»?
VI.7. Немощь Мифа
VI.7.1. Миф как слепок массового сознания
VI.7.2. Консерватизм идеологического Мифа — противоречие в определении
VI.7.3. Миф — побочный результат или самоцель?
Новое
Видео
Восточно-Прусская наступательная операция. 13 января – 25 апреля 1945 года (Реплика Михаила Мягкова)
Восточно-Прусская наступательная операция. 13 января – 25 апреля 1945 года (Реплика Михаила Мягкова)
Женщины и дети герои времен Великой Отечественной войны (Лекция Михаила Мягкова)
Женщины и дети герои времен Великой Отечественной войны (Лекция Михаила Мягкова)
Развитие революции в период с июльского кризиса до октября 1917 года
Лекция посвящена развитию революции от Июльского кризиса до октября 1917 года. В ходе июльского кризиса большевики потерпели поражение. Усиление правых сил привело к Корниловскому выступлению, направленному на подавление Советов и левых сил. Однако провал попытки правого переворота привел к новому усилению левых сил и большевизации советов. Однако правительство Керенского не пошло навстречу требованиям широких масс о скорейшем проведении социальных преобразований и политики, направленной на заключение мира. В ходе Демократического совещания не удалось создать авторитетное правительство. В условиях ослабления Временного правительства большевики приступили к подготовке захвата власти от имени Советов.