Левитан Исаак

2/12/2023

Исаак Ильич Левитан (1860–1900) – знаменитый российский художник. Его картины – своего рода эталон отечественной пейзажной живописи. В своих произведениях Левитан сумел не только мастерски отобразить увиденную им красоту русской природы, но и передать зрителю тончайшие оттенки своего настроения.

Детство и юность Исаака Левитана

Исаак (Ицик-Лейб) Левитан родился в городке Кибарты (ныне Кибартай) на границе современных Литвы и Польши в 1860 году – по разным данным, либо 3 (15) октября, либо 18 (30) августа. Согласно общепринятой версии, его отцом был бедный еврейский учитель и переводчик Эльяш Абрамович Левитан, а матерью – Бася Зунделевна (Гиршевна) Левитан. Некоторые биографы художника утверждают, что его настоящий отец – брат Эльяша Левитана Хацкель Левитан. Возможно, семья Эльяша действительно усыновила племянника, а разночтения в дате рождения Исаака объясняются попыткой сделать его старшим сыном в семье и тем самым оградить родного сына Абеля от службы в армии.

И.И. Левитан. Автопортрет, первая половина 1880-х гг. Из собрания Третьяковской галереи

Детство Исаак Левитана прошло в Кейданах Ковенской губернии (ныне Кедайняй, Литва). Мальчик рано почувствовал в себе призвание к живописи, и, вероятно, это было семейным дарованием: его брат Абель поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1871 году и стал художником. Исаак начал учиться там же в 1873 году и сразу проявил свой талант. Способности подростка оценили и его преподаватели – именитые к тому времени В.Г. Перов, В.Д. Поленов и А.К. Саврасов.

Раннюю юность Левитан провёл в Москве, посвящая всё время учёбе, однако вскоре ему пришлось столкнуться с трудностями. В 1875 году у Исаака не стало матери, а в 1877 году умер и отец. Братья Левитаны, и без того остро нуждавшиеся в деньгах, потеряли последние средства к существованию. Руководство училища и педагоги стремились помочь талантливым ученикам – сначала их освободили от платы за обучение, а в 1877 году Исаак Левитан после успешного участия в выставке получил малую серебряную медаль и стипендию.

«Март», 1895 год. Из собрания Третьяковской галереи

Увы, в 1879 году юноше пришлось покинуть Москву: после очередного покушения на Александра II вышел императорский указ, запрещавший евреям проживать в столичных городах. Какое-то время Левитан пытался посещать занятия, проживая в Подмосковье, но постепенно забросил их. Официально 24-летний Исаак Левитан выпустился из училища в 1885 году без диплома художника – как учитель чистописания.

Творчество Исаака Левитана

Отсутствие диплома никак не сказалось на труде Левитана. Он продолжал заниматься тем, что умел делать лучше всего, – писать картины. Уже в конце 1870-х – начале 1880-х гг. его работы привлекали внимание публики и коллекционеров – так, например, в 1880 году полотно «Осенний день. Сокольники» приобрёл для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.

«Осенний день. Сокольники», 1879 год. Из собрания Третьяковской галереи

До середины 1880-х гг. молодой художник жил и работал в Подмосковье и Москве. В эти годы он написал, в частности, большой цикл пейзажей окрестностей Саввинской слободы – небольшого села под Звенигородом. Уже в этих работах проявилась ключевая черта живописи Левитана – лиричность, особенное умение передать в сюжете чувство и настроение.

В 1885 году судьба свела Исаака Левитана с Антоном Павловичем Чеховым: летом они жили неподалёку друг от друга в Истринском районе и познакомились в небольшом селе Бабкине, в имении дворян Киселёвых. Знакомство переросло в крепкую дружбу писателя и художника, которая продлилась, несмотря на ссоры, всю жизнь.

Исаак Ильич Левитан (фото: Color by Klimbim 0.2)

Постепенно Исаак Левитан сумел поправить материальное положение: его пейзажи продавались, ему покровительствовали знаменитые меценаты Павел Третьяков, Савва Мамонтов. Благополучию мешало слабое здоровье: в 1886 году у молодого художника обострилась болезнь сердца, которой он страдал всю жизнь, и Левитан отправился на лечение и за новыми художественными впечатлениями в Крым. Южная природа вдохновила живописца на создание более полусотни полотен, которые по возвращении он выставил на выставке Московского общества любителей художеств. Все эти пейзажи очень быстро нашли своих покупателей.

«Озеро», 1898-1899 гг. Из собрания Третьяковской галереи

С конца 1880-х гг. Исаак Левитан много путешествовал. С 1887 года он обратился к образу великой русской реки Волги. Он не сразу полюбил её: первая поездка в Поволжье не впечатлила художника, но он вернулся год спустя и задержался в Плёсе под Иваново-Вознесенском. В этот уютный маленький город, по сей день любимый многими поколениями живописцев, Левитан возвращался каждое лето вплоть до 1890 года. Плёс вдохновил художника: за три плодотворных сезона он создал здесь не менее 200 пейзажей. Работы Левитана этого периода прославили как самого художника, так и древний город, запечатлённый в картинах «После дождя. Плёс», «Вечер. Золотой Плёс», «Ветхий дворик» и др.

«Вечер. Золотой Плёс», 1889 год. Из собрания Третьяковской галереи

В 1889–1890 гг. Исаак Левитан впервые отправился за границу. Он побывал во Франции и Италии, посетил Всемирную выставку в Париже, где познакомился с работами модных в ту пору художников-импрессионистов. Сумел он и воочию увидеть работы пейзажистов барбизонской школы, которых очень ценил.

«Ненюфары» («Водяные лилии»), 1895 год

В 1891 году Исаак Левитан вступил в Товарищество передвижников. Живописец поселился в Москве, где его друг С.Т. Морозов, благотворитель из знаменитой купеческой династии, обустроил дом-мастерскую. Впрочем, спустя год Левитана вновь выслали из столицы как еврея, и лишь благодаря поддержке высокопоставленных покровителей ему в виде исключения разрешили вернуться в столицу.

Первая половина 1890-х гг. стала трудным периодом в биографии Левитана: неустроенность в личной жизни, первая долгая ссора с Чеховым из-за того, что писатель раскрыл в своём рассказе некоторые неприятные подробности личной жизни художника. Грустное, тягостное настроение отразилось и на полотнах мастера. В эти годы он создал такие картины, как «Владимирка», «У омута», «Над вечным покоем» – пейзажи, пронизанные чувством безысходности и трагичности. В 1895 году Левитан даже совершил попытку самоубийства (или инсценировал её).

«Над вечным покоем», 1894 год. Из собрания Третьяковской галереи

С середины 1890-х гг. Левитан часто жил в имении Горка под Вышним Волочком, принадлежавшем заместителю петербургского градоначальника И.Н. Турчанинова, где для него специально выстроили дом с мастерской. В Горке художник написал такие знаменитые работы как «Март», «Ненюфары», «Золотая осень», пополнившие впоследствии коллекцию Павла Михайловича Третьякова.

«Золотая осень», 1895 год. Из собрания Третьяковской галереи

В 1895 году художник вновь посетил Европу, побывал во Франции и Австрии, в 1896 году ездил в Финляндию, а ещё через год – в Италию. Он по-прежнему много путешествовал и участвовал в выставках, хотя здоровье его неуклонно ухудшалось.

Лишь к концу 1890-х гг. Левитан наконец достиг заслуженного официального признания – он получил звание академика Императорской академии художеств и начал преподавать в том самом Московском училище живописи, ваяния и зодчества, из которого когда-то вынужден был выйти без диплома. Современники отмечали, что из Левитана получился блестящий педагог, способный найти подход к каждому ученику, раскрыть его талант и способности. Влияние Левитана на коллег и учеников, как и на всю историю русской пейзажной живописи в целом стало неоценимо большим, но ранняя смерть прервала карьеру знаменитого живописца.

Семья и личная жизнь Исаака Левитана

Художник ни разу не был женат, но его личная жизнь оказалась бурной и сложной. Обладая не только великим талантом, но и привлекательной внешностью, Левитан нравился женщинам и сам был очень влюбчив. В молодости он сватался к младшей сестре Чехова Марии, но получил отказ. Первый серьёзный роман Левитан завёл в 1886 году с Софьей Петровной Кувшинниковой – женщиной замужней, по возрасту заметно старше художника. Эти отношения, длившиеся около восьми лет, сатирически изобразил Антон Павлович в рассказе «Попрыгунья», чем оскорбил Левитана, и тот на годы прервал общение со старым другом.

И.И. Левита «Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой», 1888 год. Музей-квартира И.И. Бродского.

Отношения Левитана с Софьей Кувшинниковой окончились разрывом: в 1894 году художник увлёкся Анной Николаевной Турчаниновой, супругой владельца имения Горка. Новый роман тоже не принёс ему счастья. Старшая дочь Турчаниновых Варвара соперничала с матерью за внимание Левитана, а художник тяжело переживал эти любовные перипетии – именно тогда н попытался покончить с жизнью самоубийством.

Смерть и похороны Исаака Левитана

Тяжёлая болезнь сердца с каждым годом ослабляла здоровье Исаака Левитана. К середине 1890-х гг. он уже мучился от ежедневных болей в груди, с трудом ходил и постоянно задыхался. Смерть Левитана наступила 22 июля (4 августа) 1900 года от аневризмы сердца. Живописца похоронили в Москве на еврейском кладбище неподалёку от Дорогомиловского кладбища.

Могила Левитана Исаака Ильича на Новодевичьем кладбище (фото: Ezhov268 CC BY-SA 4.0)

Церемония прощания собрала многих известных живописцев, искусствоведов, друзей и учеников Левитана: пришли В.А. Серов, А.М. Васнецов, К.А. Коровин, Л.О. Пастернак, К.Ф. Юон. В 1941 году, после решения о закрытии и ликвидации Дорогомиловского кладбища, останки художника перезахоронили на Новодевичьем кладбище неподалёку от его друзей – А.П. Чехова и М.В. Нестерова.

Значение творчества Исаака Левитана

Направление творчества Левитана породило целую плеяду лиричных, тонко чувствующих, эмоциональных художников и проложило дорогу от реализма к импрессионизму в русском пейзаже. Стиль картин Левитана исследователи определяют как «пейзаж настроения» – его произведения передают не столько красоту природы саму по себе, сколько эмоции художника, отражают внутренний мир творца и заражают этими эмоциями зрителя.

Памятник И.И. Левитану в Плёсе. Фото: Алексей Задонский CC BY-SA 4.0

Известные работы Исаака Левитана

Солнечный день. Весна (1876–1877)

Вечер (1877)

Деревня. Зима (1877–1878)

Вечер после дождя (1879)

Осенний день. Сокольники (1879)

Перед грозой (1879)

Ветряные мельницы. Поздние сумерки (1870-е гг.)

Осень. Дорога в деревне (1870-е гг.)

Дорога в лесу (конец 1870-х – начало 1880-х гг.)

Аллея. Останкино (1880)

В парке (1880)

Дуб (1880)

Осень. Охотник (1880)

Аллея (начало 1880-х гг.)

Останкино (начало 1880-х гг.)

Снопы и деревня за рекой (начало 1880-х гг.)

Черёмуха (начало 1880-х гг.)

Дорога в лесу (1881)

Вечер. Дорога (1881–1882)

Весной в лесу (1882)

Вечер над болотом (1882)

Вечер на пашне (1883)

Деревня на берегу реки (1883)

Пейзаж (1883)

Первая зелень. Май (1883)

Лес. Солнечный день (1883–1884)

Дуб и берёзка (1884)

Мостик. Саввинская слобода (1884)

Осиновая рощица. Серый день (1884)

Саввинская слобода под Звенигородом (1884)

Зимой в лесу (1885)

Половодье (1885)

Пчельник (около 1885 года)

Лесная река. Осень на реке Истра (1885–1886)

Ай-Петри (1886)

В крымских горах (1886)

Осенний лес (1886)

Сакля в Алупке (1886)

Татарское кладбище. Крым (1886)

Три сосны (1886)

У берега моря. Крым (1886)

Осеннее утро. Туман (1886–1887)

Волга с высокого берега (1887)

Заросший пруд (1887)

Крымский пейзаж (1887)

Разлив (1887)

Вечер на Волге (1887–1888)

Вечер на Волге (1888)

На Волге (1888)

Осень. Мельница. Плёс (1888)

Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой (1888)

Баржи. Волга (1889)

Вечер. Золотой Плёс (1889)

Волга (1889)

Золотая осень. Слободка (1889)

Избы, освещённые солнцем (1889)

Лесные фиалки и незабудки (1889)

Одуванчики (1889)

Осень (1889)

После дождя. Плёс (1889)

Сельский вид (1889)

Тростники и кувшинки (1889)

Берёзовая роща (1885–1889)

Полдень (конец 1880-х гг.)

Берёзы. Опушка леса (1880-е гг.)

Избушка на лугу (1880-е гг.)

Костры (1880-е гг.)

Лес зимой (1880-е гг.)

Лодка на берегу (1880-е гг.)

Пасека (1880-е гг.)

Полустанок (1880-е гг.)

Сад в снегу (1880-е гг.)

Лесные дали (1880–1890-е гг.)

Берег Средиземного моря (1890)

Близ Бордигеры на севере Италии (1890)

В пасмурный день на Волге (1890)

Венеция. Рива дельи Скьявони (1890)

Весна в Италии (1890)

Итальянский пейзаж (1890)

На пути к Сиону (1890)

Пасмурный день (1890)

Тихая обитель (1890)

У берега моря. Италия (1890)

Осень (1891)

Портрет Н.П. Панафидина (1891)

Вечерний звон (1892)

Владимирка (1892)

Ранняя весна (1892)

У омута (1892)

На озере (Тверская губерния) (1893)

Облачное небо. Сумерки (1893)

Озеро (1893)

В лесу осенью (1894)

Васильки (1894)

На озере Комо. Набережная (1894)

Над вечным покоем (1894)

Осень (1894)

Осень. Усадьба (1894)

Портрет С.П. Кувшинниковой (1894)

Вечерние тени (1891–1894)

В парке (1895)

Весна. Последний снег (1895)

Золотая осень (1895)

Корниш. Юг Франции (1895)

Март (1895)

Ненюфары (1895)

Озеро Комо (1895)

Озеро. Серый день (1895)

Папоротники в лесу (1895)

Папоротники у воды (1895)

Свежий ветер. Волга (1895)

Серый день (1895)

Хмурый день (Озеро. Серый день) (1895)

Белая сирень (1893–1895)

Осенний пейзаж с церковью (1893–1895)

Сирень (1893–1895)

Весна. Белая сирень (Терраса в сирени) (1894–1895)

Тропинка в лиственном лесу. Папоротники (около 1895 года)

У берега (первая половина 1890-х гг.)

Долина реки. Осень (1896)

Золотая осень (1896)

На Севере (1896)

Цветущие яблони (1896)

Летний вечер. Река (1890–1896)

Море у финляндских берегов (1896)

Альпы (1897)

Альпы. Снега (1897)

Бурный день (1897)

В Альпах весной (1897)

Весна – большая вода (1897)

Лунная ночь. Деревня (1897)

Остатки былого. Сумерки. Финляндия (1897)

Последние лучи солнца. Осиновый лес (1897)

Сжатое поле (1897)

Цветущие яблони (1897)

Лунная ночь. Большая дорога (1897–1898)

Дорога (1898)

Луг на опушке леса (1898)

Озеро. Весна (1898)

Порубка (1898)

Ранняя весна (1898)

Речная заводь (Прудик) (1898)

Солнечный день. Деревня (1898)

Солнечный день (У избы) (1898)

Сумерки. Замок (1898)

Тишина (1898)

Поздняя осень (1894–1898)

Ветреный день (1898–1899)

Озеро. Вечер (1898–1899)

Осень. Река (1898–1899)

Полотно железной дороги (1898–1899)

Последние лучи. Озеро (1898–1899)

Ясный осенний день (1898–1899)

Буря. Дождь (1899)

Дорога (1899)

Избы (1899)

Осенний лес (1899)

Осень. Берёзки (1899)

Поля (1899)

Последние лучи солнца (1899)

Ранняя весна (1899)

Ручей (1899)

Сумерки (1899)

Сумерки. Луна (1899)

Сумерки. Стога (1899)

Туман. Осень (1899)

Тяга (1899)

Лунная ночь (1899)

Въезд в деревню (конец 1890-х гг.)

Озеро в лесу (конец 1890-х гг.)

Автопортрет (1890-е гг.) (не окончен)

Волга. Баржи (1890-е гг.)

Деревня. Хотьково (1890-е гг.)

Дорога (1890-е гг.)

Дорожка (1890-е гг.)

Июньский день (Лето) (1890-е гг.)

Лесное озеро (1890-е гг.)

Лунный пейзаж (1890-е гг.)

На даче в сумерки (1890-е гг.)

Облако (Перед грозой) (1890-е гг.)

Озеро. Вечер (1890-е гг.)

Осень (1890-е гг.)

Пасмурный день (1890-е гг.)

Поезд в пути (1890-е гг.)

Постой в деревне (1890-е гг.)

Ранняя весна (1890-е гг.)

Сумрачный день. Жнивье (1890-е гг.)

Туман над водой (1890-е гг.)

Озеро (1899–1900)

Весна в Крыму (1900)

Летний вечер (1900)

Уборка сена (1900) (не окончена)

Обложка: В.А. Серов. Портрет художника И.И. Левитана, 1893 год. Из собрания Третьяковской галереи.

Источник: https://my.tretyakov.ru