Пастернак Леонид
Леонида Осиповича Пастернака называли первым русским импрессионистом. Европейская школа живописи и опыты с искусственным освещением придавали его картинам особый шарм и своеобразие. Иллюстрации к произведениям Л.Н. Толстого работы Пастернака стали безусловной классикой отечественного изобразительного искусства. Лучшие работы художника полны поэтичности и артистизма.
Детство и юность Леонида Пастернака
Будущий художник появился на свет в Одессе 22 марта (3 апреля) 1862 года в семье гостиничного арендатора и при рождении носил имя Аврум Ицхок-Лейб Постернак. Во время учёбы в гимназии под влиянием учителя французского языка К.Я. Лиоте мальчик пристрастился к рисованию. В гимназических стенах он и получил первый импровизированный «заказ» – по просьбе директора нарисовал транспарант к очередной годовщине царствования Александра II. Через некоторое время карикатуры талантливого восьмиклассника появились в одесских журналах.
В 1879–1881 гг. Леонид Пастернак посещал Одесскую рисовальную школу, которую впоследствии вспоминал с благодарностью, хотя и признавал, что научился там не многому. В 1881 году по настоянию отца, не одобрявшего увлечение сына рисованием, молодой человек поступил в Московский университет. Два года он изучал медицину и право, после чего перевёлся на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе.
Пользуясь тогдашними правилами, в 1883 году Пастернак отправился в Мюнхен для получения художественного образования, не прерывая учёбу в университете. Его он окончил в 1885 году, но по получении диплома окончательно решил выбрать карьеру художника. В 1886 году, проведя год на обязательной после университета военной службе, Пастернак вернулся в Мюнхен, где под руководством Иоганна-Каспара Гертериха и Александра фон Лицен-Майера окончил курс в Королевской академии. Молодой художник мечтал о продолжении учёбы в Париже, но нехватка денег заставила отправиться в Москву.
Творчество Леонида Пастернака
Переезд в Москву осенью 1888 года оказался судьбоносным в биографии Пастернака. Он полностью погрузился в творческий процесс, свёл знакомство с К.А. Коровиным и В.Д. Поленовым. Первая же серьёзная работа Пастернака – написанная в 1889 году в реалистической манере картина «Письмо с родины» – вызвала одобрение знатоков и в итоге была приобретена П.М. Третьяковым для своей галереи.
Вскоре Пастернак уже активно участвовал в московской художественной жизни. Он выставлялся на экспозициях передвижников 1891 и 1896 гг., открыл свою частную школу рисования, вступил в Московское общество любителей художеств, стал преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Широкую известность Пастернак получил как график – сказалось виртуозное умение рисовать углём, освоенное в мюнхенских классах. Он выполнил иллюстрации к сочинениям М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого, при этом последнему настолько понравились работы художника, что он принял его в свой ближний круг.
Навык рисовать быстро, на лету схватывая характерные черты и нюансы, способствовал успеху работам, принадлежащим к излюбленному художественному направлению Пастернака – импрессионизму. Он много экспериментировал с искусственным светом, добиваясь в помещении необычных эффектов светотени («расплывчатых сумерек»), обожал работать на пленэре. Специалисты до сих пор высоко ценят этюды Пастернака: в них всего несколько энергичных штрихов передают замысел мастера. Сам Пастернак считал, что импрессионизм уместен в пейзаже и натюрморте, но совершенно не целесообразен в портрете.
Прекрасная репутация Пастернака как портретиста не подлежит сомнению. Он получал многочисленные заказы, в том числе и от иностранных аристократических семейств. Им запечатлены многие знаменитости – до революции Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, А.М. Горький, Л.Н. Толстой, В.О. Ключевский, Эмиль Верхарн. После Октябрьской революции художник создал портреты П.А. Кропоткина, А.В. Луначарского, В.И. Ленина, после отъезда в эмиграцию – Альберта Эйнштейна, Райнера-Марии Рильке, Герхарта Гауптмана.
В 1901–1903 гг. Пастернак сотрудничал с «Миром искусства», но вскоре разочаровался в «новаторстве родом из французского XVIII века» членов этого объединения. В 1905 году по совокупности заслуг Пастернака избрали в академики Императорской академии художеств. Много внимания художник уделял педагогической деятельности: он плодотворно преподавал в фигурном и натурном классах Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а после революции – Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), воспитал целую плеяду прекрасных живописцев. Среди них можно назвать С.В. Герасимова, Н.П. Крымова, С.А. Щербатова, А.А. Пластова и других.
В 1921 году Пастернак решил покинуть Россию – как и многие другие представители интеллигенции, он так и не смог принять политику большевиков. Поводом для отъезда стала болезнь художника и необходимость операции у немецких хирургов. Пастернак перебрался в Берлин и жил там вплоть до 1938 года, пока притеснения евреев не сменились непосредственной угрозой жизни. Художник с женой бежал в Англию, поселился в Оксфорде у младшей дочери Лидии, где и остался до самой своей кончины.
В эмиграции Пастернак работал в основном над портретами, участвовал в выставках. Художник написал и несколько книг, в том числе о творчестве Рембрандта, издал свои воспоминания о Льве Толстом, но почти весь тираж этой книги уничтожили нацисты во время очередной показательной акции.
Семья и личная жизнь Леонида Пастернака
Со своей будущей женой художник познакомился в Одессе в 1885 году. 18-летняя Розалия Исидоровна Кауфман уже преподавала по классу фортепиано в Одесской императорской музыкальной школе и успела к тому времени выступить с успешными концертами в Вене, Варшаве и Санкт-Петербурге. Ей прочили лучезарное будущее, но замужество и последующее рождение детей заставили прервать карьеру пианистки – лишь изредка Розалия давала небольшие концерты. Свадьба состоялась 14 февраля 1889 года в Москве.
Брак оказался счастливым. У Леонида Пастернака и Розалии Кауфман родилось четверо детей. Старший сын Борис стал замечательным поэтом и переводчиком, лауреатом Нобелевской премии по литературе. Второй сын Александр выбрал профессию архитектора. Он проектировал многие столичные здания в стиле конструктивизма, планировал сооружения канала Москва-Волга, читал лекции в Московском архитектурном институте. Дочь Жозефина под псевдонимом Анна Ней пробовала себя в поэзии. Наконец, младшая дочь Лидия окончила Берлинский университет и получила докторскую степень по химии, преподавала в Оксфордском университете.
Смерть и похороны Леонида Пастернака
После того как 23 августа 1939 года, буквально накануне Второй мировой войны, умерла горячо любимая жена художника, Леонид Пастернак безвыездно жил в Оксфорде. Одна из комнат своего дома его дочь Лидия отвела под мастерскую для отца. Там художник и провёл всю войну, перенося её тяготы и работая, пока хватало сил.
Леонид Осипович Пастернак скончался в возрасте 83 лет на руках дочери вскоре после капитуляции Германии, 31 мая 1945 года. «Как пережить невозвратимую потерю и мрачную бесцветную жизнь без этого удивительного большого человека, художника и жизненного примера», – писал в телеграмме сестре убитый горем Борис Пастернак. Художника похоронили на оксфордском кладбище Уолверкот. В доме, где он прожил последние годы, в 1999 году открыли музей.
Известные работы Леонида Пастернака
Первые картины Пастернака, на которые обратили внимание зрители, – «Вести с родины» 1889 года и «Чижик-пыжик» 1893 года, – приближены к традиционно-передвижнической манере. Начиная с 1894 года, художник создал несколько прекрасных картин в импрессионистском духе. Стоит отметить произведения Пастернака «Перед экзаменом» 1897 года, «Совет Московского училища живописи» 1902 года, «Л.Н. Толстой в семье» 1903 года, «Луч солнца. Интерьер» 1909 года. Последние три выполнены пастелью, которую художник тогда предпочитал масляным краскам.
Важное место в творчестве Пастернака занимала книжная иллюстрация. Высшим его достижением в этой области признается оформление романа Л.Н. Толстого «Воскресение». В 1924 году во время поездки на Восток Пастернак создал цикл палестинских пейзажей, в которых огненное марево, плавящее воздух, прекрасно подходило к его импрессионистской кисти – картину «Жара и ослик» и другие.
Портретный жанр представлен в творчестве Пастернака десятками великолепных произведений. Наиболее ценны с художественной точки зрения «Портрет дочерей» 1914 года, меткий образ историка В.О. Ключевского, выразительное изображение писателя Л.Н. Толстого, изящный портрет Е.Я. Левиной и т.д. В этих картинах стиль Пастернака раскрылся наиболее полно.
Значение творчества Леонида Пастернака
Творчество Леонида Пастернака обогатило русскую живопись превосходными образцами импрессионистской техники, безупречными примерами графики, ставшими теперь классическими. Его феноменальная зрительная память и острый глаз живописца сохранили на холсте и бумаге точно подмеченные характеры, индивидуальность и дух времени.
Список известных произведений Леонида Пастернака
Голова натурщика (1882)
А.Г. Рубинштейн. Альбомная зарисовка (1886)
Художник Н.Д. Кузнецов за работой (1887)
Письмо с родины (Вести с родины) (1889)
К родным (В родительский дом) (1891)
Спящая (Жена художника) (1891)
Муки творчества (1892)
Л.Н. Толстой на Передвижной выставке (1893)
Материнство (1893)
Чижик-пыжик (1893)
Не выпить ли? (1895)
Перед экзаменом (Ночь накануне экзамена) (1897)
На террасе. Одесса (1898)
Урок (1898)
Жозефина-Иоанна (Дочь художника) (1900)
Деревня Луховицы (1901)
Косари. Одесса. Альбомная зарисовка (1901)
Л.Н. Толстой. Зарисовки в Ясной Поляне (1901)
Заседание Совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1902)
Л.Н. Толстой в кругу семьи (Под лампой) (1902)
Л.Н. Толстой с дочерью Татьяной Львовной среди крестьян (1903)
Лидия-Елизавета (Дочь художника) (1903)
Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, Л.Н. Толстой (1903)
В четыре руки (Играют Р.И. Пастернак и Я.М. Ромм) (1905)
Глазок (1905)
За чтением (1905)
Портрет жены художника (1905)
Портрет сыновей художника (1905)
На пляже (Остров Рюген) (1906)
Портрет А.М. Горького (1906)
Портрет Германа Штрука (1906)
Портрет Л.Н. Толстого (1906)
Портрет Ю.Д. Энгеля (1906)
Портрет В.И. Сука (не ранее 1906 года)
Концерт Ванды Ландовской (1907)
Утренний чай (Лидок) (1907)
Антверпен. Путевая зарисовка (1908)
Артур Никиш за дирижёрским пультом (1908)
Брюссель. Путевая зарисовка (1908)
Портрет А.В. Бари (1908)
А.Н. Скрябин. Альбомная зарисовка (1909)
Автопортрет (1909)
Л.Н. Толстой в кресле (После болезни) (1909)
Луч солнца. Интерьер (1909)
Мать и дочь (1909)
Портрет А.Н. Скрябина (1909)
Портрет В.О. Ключевского (1909)
Портрет С.А. Толстой (1909)
Флоренция. Фиакр (1909)
Портрет жены художника (За роялем) (1910)
Портрет Людвига Вюльнера (1910)
Сбор яблок. Очаково (1910)
Сосны и море (1910)
Чайки в бурю (Меррекюль) (1910)
Ассамблея Петра I (1911)
Портрет А.Б. Высоцкой (1911)
Портрет И.И. Мечникова (1911)
Разгрузка вагона. Одесский порт (1911)
Венеция. Пьяццетта. Зарисовка (1912)
Зимой (1912)
Золотая осень (Воробьёвы горы. Дача Ноева) (1912)
Москва. Мокрый снег (1912)
Москва. Мороз и солнце (1912)
Портрет А.Л. Вишневского (1912)
Портрет Б.Л. Пастернака (1912)
Портрет Гордона Крэга (1912)
«Прометей». За роялем А.Н. Скрябин, дирижирует С.А. Кусевицкий (1913)
Автопортрет (1913)
Битюги (1913)
К.Д. Бальмонт. Альбомная зарисовка (1913)
Портрет О.С. Цетлина и Д.В. Высоцкого. За чашкой кофе (1913)
Портрет С.В. Рахманинова (1913)
Портрет Эмиля Верхарна (1913)
У окна. Осень (1913)
Ф.И. Шаляпин. Альбомная зарисовка (1913)
Автопортрет (1914)
Поздравление. Групповой портрет детей художника (1914)
Спящая (Жена художника) (1914)
Цинерарии и розы (1914)
В.И. Иванов. Альбомная зарисовка (1915)
В.Я. Брюсов. Альбомная зарисовка (1915)
За пианино (1915)
Натурщица (1915)
Портрет С.И. Протопопова (1915)
Б.Л. Пастернак. Альбомная зарисовка (1916)
Вечеринка у К.А. Коровина. Групповой портрет (1916)
Натурщица. Альбомная зарисовка в классе (1916)
Портрет В.А. Маклакова (1916)
Портрет Е.Я. Левиной (1916)
За книгой. Дочери художника (1917)
Завтрак. Групповой портрет (1917)
Заседание Скрябинского общества (1917)
Н.К. Метнер. Альбомная зарисовка (1917)
П.А. Кропоткин. Набросок к портрету (1917)
Портрет М.О. Гершензона (1917)
Ю.К. Балтрушайтис. Альбомная зарисовка (1917)
Осень в деревне (Карзинкино) (1918)
Портрет Д.С. Фришмана (1918)
Портрет С.А. Штибель (1918)
Академик А.Н. Бах и профессор Б.И. Збарский (1919)
В.И. Ленин в президиуме VII съезда Советов (1919)
Портрет Демьяна Бедного (1919)
Автопортрет (1920)
Бетховен. Автолитография (1920)
В.И. Ленин. Зарисовки на II конгрессе Коминтерна (1920)
Портрет И.И. Бродского (1920)
Портрет А.М. Ремизова (1923)
Портрет М.Ф. Гнесина (1923)
Жара и ослик. Пейзаж с мавзолеем Рахили. Палестина (1924)
Портрет Альберта Эйнштейна (1924)
Натюрморт с гвоздиками (1926)
Портрет А.Б. Высоцкой (1926)
Портрет Райнера-Марии Рильке (1926)
Автопортрет с женой (1927)
Портрет Адольфа фон Гарнака (1927)
Портрет Ловиса Коринта (1927)
Портрет Макса Либермана (1927)
Портрет Герхарта Гауптмана (1930)
Портрет С.С. Прокофьева за роялем (1937)
Портрет Казимира Фаянса (1940)
У окна (1940)
Книжные иллюстрации:
Иллюстрации к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (1891)
Иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (1891)
Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Воскресение» (1899)
Иллюстрации к рассказу Л.Н. Толстого «Чем люди живы» (1904)
Иллюстрации к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1908)
Значимые события:
1862 – рождение Л.О. Пастернака (А.И.-Л. Постернака)
1879–1881 – учёба в Одесской рисовальной школе
1881–1885 – учёба в Московском, а затем Новороссийском университетах
1883 – поездка в Германию для продолжения художественного образования
1885–1886 – служба в армии
1886 – вторая поездка в Германию
1888 – возвращение в Россию и переезд в Москву
1889 – женитьба на Р.И. Кауфман
1905 – избрание академиком Императорской академии художеств
1921 – эмиграция в Германию
1938 – бегство из Германии в Великобританию
1945 – смерть Л.О. Пастернака
Новое
Видео
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.
XVIII ВЕК. АЛЕКСАНДР СУВОРОВ. ПОДВИГИ В АЛЬПАХ. Русская История. Исторический Проект
XVIII ВЕК. АЛЕКСАНДР СУВОРОВ. ПОДВИГИ В АЛЬПАХ. Русская История. Исторический Проект
Военная смекалка РККА.
Военная смекалка РККА.