Поленов Василий

11/21/2022

Василий Поленов - художник и просветитель

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет обдавать сплошь ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело» - говорил этот одарённый живописец. Его картины наполнены каким-то благостным смыслом, и поистине умиротворяют любого, кто лицезреет их.

Василий был старшим сыном в уважаемой и образованной дворянской семье. Его отец, Дмитрий Васильевич, был видным дипломатом, археографом и библиографом. Все его дети получили прекрасное образование. В детстве Василий часто выезжал вместе с семьёй в Олонецкий край, в имение Имоченицы. Живописные пейзажи тех мест впечатлили мальчика, и годы спустя легли на его замечательные полотна.

И.Е. Репин. Портрет В.Д. Поленова, 1877 год. Из собрания Третьяковской галереи

В силу дворянского происхождения проблем с образованием, как у многих других художников из числа его современников, у Поленова не было. Со своими братьями и сёстрами он учился у педагогов из Императорской Академии художеств. Любимым его преподавателем стал Павел Чистяков, из-под крыла которого вышла целая плеяда прекрасных художников – Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Илья Репин, Николай Рерих, Николай Самокиш, Валентин Серов, Василий Суриков. В 1863 году Поленов окончил гимназию в Петрозаводске, после чего хотел поступать в Академию художеств. Но против выступили родители – они хотели, чтобы сын получил классическое университетское образование. В итоге Василий поступил в Санкт-Петербургский университет, на физико-математический факультет.

Однако в точных науках Поленов себя не видел. Вскоре он бросил учёбу и окунулся в творческую жизнь. Поленов был зачислен в вечерние классы при Академии художеств. В 1867 году он завершил обучение, получив серебряную медаль. Через некоторое время Василий Дмитриевич всё же решил исполнить родительский наказ, и вновь поступил в университет, на сей раз на юридический факультет. В 1871 году он стал доктором юриспруденции.

Группа выпускников академии художеств (фотография, 1871. Слева направо сидят: П.О. Ковалевский, И.Е. Репин, Е.Ф. Урлауб, К.А. Савицкий, Е.К. Макаров. Стоят - В.Д. Поленов и М.А. Кудрявцев)

1871 год стал во многом триумфальным для Поленова. Помимо защиты диссертации, он получил большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право на заграничную поездку на шесть лет. Поленов посетил Германию, Италию, Испанию, Францию. Несмотря на талант и уже имевшееся признание, он до того не мог определиться со своей специализацией. За четыре года Поленов перепробовал все виды живописи – и историческую, и жанровую, и портретную, и анималистическую, и маринистическую темы. По итогам поездки в Академию художеств он представил картины «Право господина» и «Арест гугенотки», а также 50 этюдов, сделанных в Париже. В 32 года ему было присвоено звание академика.

«Арест гугенотки», 1875 год. © Государственный Русский музей

В конечном итоге Поленов решил, что его способности наилучшим образом применимы к пейзажному жанру, который в итоге и сделал его знаменитым, хрестоматийным художником. Вернувшись с русско-турецкой войны, он поселился в Москве. Первопрестольная как нельзя лучше подошла для пейзажной живописи. Именно из того периода его деятельности вышел знаменитый «Московский дворик». Интересно, что сам художник невысоко оценил своё творение, говоря о том, что у него не хватило времени сделать какую-нибудь более серьёзную вещь перед своим дебютом на выставке Товарищества передвижников 1878 года. Но публика была в восторге. Писатель Иван Тургенев даже заказал себе авторское повторение «Московского дворика», которое сейчас хранится в его даче-музее в Буживале под Парижем.

«Московский дворик», 1878 год. Из собрания Третьяковской галереи

Позднее Поленов написал ещё немало пейзажей, из которых самые известные – «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Не будет преувеличением сказать, что умиротворяющие картины, соединяющие в себе пейзажные зарисовки и повседневную бытовую жизнь, это одно из высших достижений русского пейзажа своего времени.

 «Бабушкин сад», 1878 год. Из собрания Третьяковской галереи

По достижении сорока лет Поленов обратился к религиозной тематике. За четверть века он создал целый евангельский цикл. Для этого ему пришлось поездить по библейским местам – он был в Палестине, Сирии, Египте, Турции, Греции, Италии. В 1887 году фурор среди публики произвела картина «Христос и грешница», которую для Русского музея купил сам император Александр III, опередивший Павла Третьякова.

«Христос и грешница», 1887 год. © Государственный Русский музей

Мысли об общественном благе, занимавшем умы творческой интеллигенции той эпохи, не оставляли Поленова. В 1890 году он купил старую усадьбу Бёхово (теперь это Заокский район Тульской области). Он сам спроектировал дом, который предполагал превратить в просветительский центр. Поленов с семьёй поселился здесь. На свои деньги он открыл музей и картинную галерею, построил две школы для крестьянских детей, а также диораму, представлявшую собой этакую инсталляцию кругосветного путешествия в виде светового театра. Поленов сам водил экскурсии, учил детей. Человек многогранных талантов, он пел в хоре, вёл театральные кружки, преподавал детям основы рисунка. В 1915 году в Москве при поддержке Саввы Мамонтова был открыт «Поленовский дом», ставший первым в мире учреждением, чьей задачей было оказание помощи сельским и промышленным театрам.

С приходом Советской власти жизнь Поленова изменилась не сильно. Народный живописец, он был признан современным классиком и удостоен самых высоких государственных почестей. В 1924 году к 80-летию художника была организована его выставка в Третьяковской галерее, а в 1926 году он получил звание Народного художника Республики. Не забросил Поленов и творчество – так, в 1919 году им была написана картина «Разлив на Оке», считающуюся одной из лучших его работ.

«Разлив на Оке», 1919 год.

Василий Дмитриевич ушёл из жизни 18 июля 1927 года в своей усадьбе. По завещанию, его похоронили на Бёховском сельском кладбище на берегу Оки, а на могиле установили олонецкий крест. После его смерти в усадьбе был открыт музей выдающегося художника и просветителя, существующий и поныне, а «Поленовский дом» в Москве стал Центральным домом народного творчества.

Поленово, дом-музей Поленова Василия Дмитриевича. Фото: Alexxx1979 CC BY-SA 3.0

Обложка: Поленов Василий Дмитриевич, русский художник. Начало 1910-х гг.

Источник: https://commons.wikimedia.org