En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Поленов Василий

21.11.2022

Василий Поленов - художник и просветитель

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет обдавать сплошь ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело» - говорил этот одарённый живописец. Его картины наполнены каким-то благостным смыслом, и поистине умиротворяют любого, кто лицезреет их.

Василий был старшим сыном в уважаемой и образованной дворянской семье. Его отец, Дмитрий Васильевич, был видным дипломатом, археографом и библиографом. Все его дети получили прекрасное образование. В детстве Василий часто выезжал вместе с семьёй в Олонецкий край, в имение Имоченицы. Живописные пейзажи тех мест впечатлили мальчика, и годы спустя легли на его замечательные полотна.

И.Е. Репин. Портрет В.Д. Поленова, 1877 год. Из собрания Третьяковской галереи

В силу дворянского происхождения проблем с образованием, как у многих других художников из числа его современников, у Поленова не было. Со своими братьями и сёстрами он учился у педагогов из Императорской Академии художеств. Любимым его преподавателем стал Павел Чистяков, из-под крыла которого вышла целая плеяда прекрасных художников – Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Илья Репин, Николай Рерих, Николай Самокиш, Валентин Серов, Василий Суриков. В 1863 году Поленов окончил гимназию в Петрозаводске, после чего хотел поступать в Академию художеств. Но против выступили родители – они хотели, чтобы сын получил классическое университетское образование. В итоге Василий поступил в Санкт-Петербургский университет, на физико-математический факультет.

Однако в точных науках Поленов себя не видел. Вскоре он бросил учёбу и окунулся в творческую жизнь. Поленов был зачислен в вечерние классы при Академии художеств. В 1867 году он завершил обучение, получив серебряную медаль. Через некоторое время Василий Дмитриевич всё же решил исполнить родительский наказ, и вновь поступил в университет, на сей раз на юридический факультет. В 1871 году он стал доктором юриспруденции.

Группа выпускников академии художеств (фотография, 1871. Слева направо сидят: П.О. Ковалевский, И.Е. Репин, Е.Ф. Урлауб, К.А. Савицкий, Е.К. Макаров. Стоят - В.Д. Поленов и М.А. Кудрявцев)

1871 год стал во многом триумфальным для Поленова. Помимо защиты диссертации, он получил большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право на заграничную поездку на шесть лет. Поленов посетил Германию, Италию, Испанию, Францию. Несмотря на талант и уже имевшееся признание, он до того не мог определиться со своей специализацией. За четыре года Поленов перепробовал все виды живописи – и историческую, и жанровую, и портретную, и анималистическую, и маринистическую темы. По итогам поездки в Академию художеств он представил картины «Право господина» и «Арест гугенотки», а также 50 этюдов, сделанных в Париже. В 32 года ему было присвоено звание академика.

«Арест гугенотки», 1875 год. © Государственный Русский музей

В конечном итоге Поленов решил, что его способности наилучшим образом применимы к пейзажному жанру, который в итоге и сделал его знаменитым, хрестоматийным художником. Вернувшись с русско-турецкой войны, он поселился в Москве. Первопрестольная как нельзя лучше подошла для пейзажной живописи. Именно из того периода его деятельности вышел знаменитый «Московский дворик». Интересно, что сам художник невысоко оценил своё творение, говоря о том, что у него не хватило времени сделать какую-нибудь более серьёзную вещь перед своим дебютом на выставке Товарищества передвижников 1878 года. Но публика была в восторге. Писатель Иван Тургенев даже заказал себе авторское повторение «Московского дворика», которое сейчас хранится в его даче-музее в Буживале под Парижем.

«Московский дворик», 1878 год. Из собрания Третьяковской галереи

Позднее Поленов написал ещё немало пейзажей, из которых самые известные – «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Не будет преувеличением сказать, что умиротворяющие картины, соединяющие в себе пейзажные зарисовки и повседневную бытовую жизнь, это одно из высших достижений русского пейзажа своего времени.

 «Бабушкин сад», 1878 год. Из собрания Третьяковской галереи

По достижении сорока лет Поленов обратился к религиозной тематике. За четверть века он создал целый евангельский цикл. Для этого ему пришлось поездить по библейским местам – он был в Палестине, Сирии, Египте, Турции, Греции, Италии. В 1887 году фурор среди публики произвела картина «Христос и грешница», которую для Русского музея купил сам император Александр III, опередивший Павла Третьякова.

«Христос и грешница», 1887 год. © Государственный Русский музей

Мысли об общественном благе, занимавшем умы творческой интеллигенции той эпохи, не оставляли Поленова. В 1890 году он купил старую усадьбу Бёхово (теперь это Заокский район Тульской области). Он сам спроектировал дом, который предполагал превратить в просветительский центр. Поленов с семьёй поселился здесь. На свои деньги он открыл музей и картинную галерею, построил две школы для крестьянских детей, а также диораму, представлявшую собой этакую инсталляцию кругосветного путешествия в виде светового театра. Поленов сам водил экскурсии, учил детей. Человек многогранных талантов, он пел в хоре, вёл театральные кружки, преподавал детям основы рисунка. В 1915 году в Москве при поддержке Саввы Мамонтова был открыт «Поленовский дом», ставший первым в мире учреждением, чьей задачей было оказание помощи сельским и промышленным театрам.

С приходом Советской власти жизнь Поленова изменилась не сильно. Народный живописец, он был признан современным классиком и удостоен самых высоких государственных почестей. В 1924 году к 80-летию художника была организована его выставка в Третьяковской галерее, а в 1926 году он получил звание Народного художника Республики. Не забросил Поленов и творчество – так, в 1919 году им была написана картина «Разлив на Оке», считающуюся одной из лучших его работ.

«Разлив на Оке», 1919 год.

Василий Дмитриевич ушёл из жизни 18 июля 1927 года в своей усадьбе. По завещанию, его похоронили на Бёховском сельском кладбище на берегу Оки, а на могиле установили олонецкий крест. После его смерти в усадьбе был открыт музей выдающегося художника и просветителя, существующий и поныне, а «Поленовский дом» в Москве стал Центральным домом народного творчества.

Поленово, дом-музей Поленова Василия Дмитриевича. Фото: Alexxx1979 CC BY-SA 3.0

Обложка: Поленов Василий Дмитриевич, русский художник. Начало 1910-х гг.

Источник: https://commons.wikimedia.org

Теги:
ХудожникиИскусствоXIX век
5653

Поделиться

Соцсети

Новое

Голиков Филипп Иванович. Красный орёл РККА

Полярный лётчик. Мазурук Илья Павлович

Всё для фронта! Всё для Победы!

Морской лётчик. Молоков Василий Сергеевич

Воспоминания о прошлом и мысли о настоящем

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

День памяти и скорби. Памятные даты военной истории России

Видео

Галицийская битва. Памятные даты военной истории России

Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте