Репин Илья
Илья Ефимович Репин (1844–1930) – великий русский художник-реалист, мастер портретного, исторического и бытового жанра, педагог, действительный член Санкт-Петербургской Императорской академии художеств, автор мемуаров и очерков о знаменитых деятелях искусства.
Детство и юность Ильи Репина
Илья Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в уездном городе Чугуеве Харьковской губернии в казачьей семье. Его отец, отставной солдат Ефим Васильевич Репин, занимался торговлей лошадьми. Мать, Татьяна Степановна Бочарова, знала грамоту и учила ей не только своих детей, но и соседских крестьянских ребятишек, а иногда и взрослых. Она прививала им любовь к искусству, читала произведения классиков русской литературы – В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Ещё будучи ребёнком, Илья Репин был очарован магией красок. По воспоминаниям самого художника, первый набор акварелей ему подарил двоюродный брат. Маленький Илья, затаив дыхание, любил наблюдать, как плоские бездушные картинки под воздействием кисти и красок оживают, а когда получил их в полное распоряжение – буквально не отрывался от рисования, отказываясь даже от еды и сна, не говоря о менее насущных вещах.
Родители, заметив успехи мальчика в рисовании и черчении, в 1855 году отдали его в местную топографическую школу, однако через два года её закрыли. Илья, которому на тот момент исполнилось 13 лет, уже знал, что его будущее должно быть связано с рисованием, и пошёл в подмастерья к иконописцу И.М. Бунакову – как впоследствии вспоминал сам Репин, первоклассному мастеру портрета. В мастерской своего первого учителя Илья показал себя способным учеником, и вскоре стал известен за её пределами.
Юность Репина прошла в дороге: в 1860 году, когда Илье исполнилось 16 лет, он оставил родной Чугуев и отправился на заработки вместе с кочевой артелью иконописцев. Спустя три года Репин решил отправиться в Санкт-Петербург, чтобы учиться в Императорской академии художеств. Поступил он туда не сразу: лишь после учёбы в вечерней рисовальной школе, где ему поставили технику, и сдачи экзамена молодого человека приняли в академию вольным слушателем. Денег на обучение у него не было, но с оплатой помог известный меценат Ф.И. Прянишников, заметивший у нового подопечного явные признаки таланта.
Биография и творчество Ильи Репина
В академии Илья Репин учился целых 8 лет. За эти годы он сумел заслужить уважение педагогов и сокурсников, а его талант был отмечен несколькими наградами за отображение библейских сюжетов: малой серебряной медалью за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворождённых египтян» в 1865 году, малой золотой медалью за работу «Иов и его друзья» в 1869 году, и большой золотой медалью Академии за картину «Воскрешение дочери Иаира» в 1871 году.
Годы учёбы помогли Репину обрасти нужными петербургскими связями. Он завёл дружбу с однокашниками по Академии – впоследствии знаменитыми мастерами В.Д. Поленовым и М.М. Антокольским, познакомился с критиком В.В. Стасовым. Главным своим учителем Репин считал И.Н. Крамского, а потому часто общался и с членами созданной известным к тому времени мастером артели художников – первого независимого объединения живописцев.
В 1868 году у Репина возник замысел произведения, которое сделает молодого художника по-настоящему знаменитым. Прогуливаясь по Санкт-Петербургу, он увидел на берегу Невы бурлаков. Праздная публика на набережной будто и не замечала измождённых оборванных людей и их тяжёлый, почти рабский труд, и это до глубины души поразило молодого человека. После этого Репин погрузился в поиски композиции для новой картины. В столице он написал множество этюдов, но все их признал неудачными. Единственного, пусть и сильного, впечатления оказалось недостаточно для задуманного масштабного полотна. «»
В поисках вдохновения Репин, его брат Василий и товарищи по Академии Фёдор Васильев и Евгений Макаров летом 1870 года отправились на Волгу. Средства на поездку у меценатов выхлопотал Васильев. Компания живописцев остановились в селе Ширяево неподалёку от Самары. Илья Репин поселился в доме крестьянина Ивана Алексеева и провёл на берегу Волги три летних месяца. Он не только писал многочисленные этюды к картине о бурлаках, но и беседовал с ними, знакомился с их бытом, собирая материал и впечатления для будущей работы. Столетие спустя в сельском доме, где жил Репин, открылся музей художника.