Мясоедов Григорий
Григорий Григорьевич Мясоедов – знаменитый художник-реалист, мастер жанровой живописи, показавший зрителю мир русского крестьянства. Также он известен как один из создателей Товарищества передвижных художественных выставок.
Детство и юность Григория Мясоедова
Григорий Мясоедов родился 7 (19) апреля 1834 года в селе Паньково Тульской губернии (ныне Орловская область). Семья Мясоедова принадлежала к старому дворянскому роду, однако обеднела, и жизнь его в небольшом поместье мало чем отличалась от простого крестьянского быта.
В детстве Григорий учился в гимназии города Орла, однако в 1853 году, незадолго до окончания, бросил её, и решил связать свою жизнь с искусством. Почти без средств, сопровождаемый осуждением со стороны отца, молодой человек отправился в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств. В юности Мясоедов жил столь же бедно. В столице ему приходилось снимать небольшую комнатку и существовать едва ли не впроголодь, зарабатывая на жизнь росписью пряников для небольшой кондитерской.
Впрочем, бедность и необходимость много трудиться не помешала учёбе: довольно скоро Григорий Мясоедов выдвинулся в число первых учеников Академии и начал получать за своё творчество заслуженные награды. В 1861 году он удостоился малой золотой медали за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», а год спустя – большой золотой медали за работу, изображающую сцену из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина – «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе». Закончил обучение в академии художник в 1862 году.
Биография и творчество Григория Мясоедова
Как лучший выпускник Академии художеств, Григорий Мясоедов получил возможность за казённый счёт до шести лет стажироваться за границей. Такие получатели пенсиона обычно продолжали обучение в Европе, где знакомились как с классическим искусством прошлого, так и с современными течениями в живописи. Вторую половину 1860-х гг. Мясоедов жил и работал во Франции, Италии и Испании. По возвращении на родину в 1870 году ему за картину «Заклинание» присвоили звание академика.
Творчество Мясоедова развивалось в русле реалистической традиции. Чаще всего он стремился воссоздать на холсте жизнь крестьян и другого простого люда. Несмотря на то, что художник оказался очень разносторонним мастером, – среди его работ есть не только жанровые и исторические сцены, но и портреты, и пейзажи, – стиль картин Мясоедова отличается единством подхода и подчёркнутой, доходящей порой до натурализма достоверностью изображаемого сюжета.
Произведения Мясоедова отличаются не только особенной реалистичностью, но и сложным психологизмом. Достоверно показывая тяготы быта и нищету крестьян, Мясоедов не был склонен к прямолинейной социальной критике. Передавая зрителю эмоциональное и физическое состояние обездоленного человека, заставляя сопереживать ему, Мясоедов, несмотря на конкретность социальных образов, привносит в каждую работу и некое универсальное содержание. Его герои вполне конкретны как социальные типы, но в то же время и условны – это люди вообще, чья жизнь ценна вне зависимости от их положения в обществе.
Григорий Мясоедов считается одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. В 1870 году Григорий Григорьевич взял на себя задачу написать устав объединения и продумать его организационную структуру. Товариществу передвижников, в творческом плане противопоставлявшему себя «оторванной от реальности» академической живописи, были свойственны все те черты, которые Мясоедов поддерживал и в собственном творчестве. Среди них – трагическое мироощущение, глубокий психологизм, внимание к социальным проблемам и стилистика реализма.
Одной из важнейших целей передвижников, во многом вдохновлявшихся опытом народничества, являлось просвещение зрителя. За годы существования товарищества его участники провели несколько десятков передвижных выставок в разных городах России, знакомивших жителей провинции с ведущими достижениями современного искусства.
Пик популярности передвижников совпал по времени и с расцветом творчества их главного идеолога – Мясоедова. Расцвет этот пришёлся на 1870-е гг. В этот период своей биографии Мясоедов не только создал самые известные картины, но и много трудился как организатор выставок, ездил с ними по России. Однако с годами в сообществе живописцев возник раскол: большинство мастеров стремилось к новаторству в искусстве. Молодое поколение художников испытывало влияние импрессионизма, Мясоедов же постепенно превратился в сурового консерватора и отказался экспонировать на выставках передвижников какие бы то ни было работы, кроме реалистических.
В конце концов, после ряда конфликтов, в 1876 году Мясоедов оставил руководство товариществом и оказался в своеобразной творческой изоляции, хотя и продолжал участвовать в выставках. Отчасти виной тому стал и тяжёлый характер мастера – жёсткий, безапелляционный, иногда агрессивный. Не случайно именно Мясоедов позировал Илье Репину для образа Ивана Грозного, убивающего своего сына.
С 1880-гг. художник с семьёй переселился в большое имение Павленки под Полтавой. В эти годы Мясоедов писал не только картины, изображавшие крестьянский быт, но и пейзажи, в том числе крымские (зимы он любил проводить в Ялте). Увлекался Мясоедов также графикой и искусством гравюры, пробовал себя как театральный художник и педагог. В последние годы художник работал в уединении, занимался садоводством на своей большой усадьбе и не принимал активного участия в художественной жизни столиц.
Семья и личная жизнь Григория Мясоедова
Первый брак Григория Мясоедова, заключённый в 1861 году, оказался коротким, неудачным и бездетным, о первой супруге живописца пианистке Елизавете Михайловне Кривцовой (1835–1907) известно мало. По некоторым сведениям, она оставила художника из-за его скверного характера. Второй (гражданской) женой Мясоедова в 1881 году стала годящаяся художнику в дочери его ученица Ксения Васильевна Иванова (1860–1899) – они стали жить вместе, когда девушка забеременела. В этом союзе родился сын Иван Григорьевич Мясоедов (1881–1953), известный впоследствии художник и гравёр, нудист и культурист, тяжелоатлет и цирковой борец, авантюрист и фальшивомонетчик – словом, человек с яркой и крайне запутанной биографией.
Григорий Мясоедов не любил сына с самого его рождения, часто бил его и даже внушил мальчику, что тот не родной ребёнок, а приёмный сиротка. Некоторое время Иван воспитывался то в чужой семье, то в приюте. Этот разлад стал трагедией семьи Мясоедовых. Отношения между отцом и сыном были крайне холодными, а после смерти Ксении Васильевны, когда Мясоедов-старший наконец сообщил сыну, что он родной, переросли в открытую вражду. Отец и сын были полными антиподами: младший презирал идеалы старшего, старший испытывал отвращение к увлечениям младшего – как спортивным, так и художественным.
Смерть и похороны Григория Мясоедова
Смерть Григория Мясоедова наступила 18 (31) декабря 1911 года в имении Павленки (ныне в черте Полтавы). Художнику было 77 лет. Его сын Иван хладнокровно и в подробностях запечатлел в нескольких рисунках последние мгновения жизни отца – его предсмертную агонию, резкие и одновременно беспомощные черты лица. Вскоре после этого он быстро, буквально з бесценок распродал все полотна работы родителя, а также его коллекции.
Григорий Григорьевич завещал похоронить его в саду собственной усадьбы без отпевания и прочих церковных обрядов. Городские власти запретили это делать, и похороны Мясоедова состоялись на городском кладбище, но несколько дней спустя, после получения разрешения от властей, Иван Мясоедов всё-таки перенёс прах отца на территорию усадьбы. Через год, в 1912 году, на могиле установили памятник.
Значение творчества Григория Мясоедова
Григорий Мясоедов вошёл в историю русского искусства как выдающийся живописец и талантливый организатор, устроитель выставок, просветитель. Направление творчества Мясоедова можно назвать социально-критическим реализмом. Он выступал последовательным противником идеи «искусства ради искусства» и требовал от художников не просто изображать что-то, но менять мир своим творчеством.
Его работы, без прикрас изображавшие быт крестьян и привлекавшие внимание к их тяжёлой доле, считаются блестящими образцами русской живописи XIX столетия. Старания Мясоедова по созданию и развитию Товарищества передвижных художественных выставок сделали это объединение одним из ярчайших явлений культурной жизни России второй половины XIX столетия.
Известные работы Григория Мясоедова
Портрет отца (1857)
Портрет Ф.Х. Майера (1859)
Урок пряжи (Бабушка и внучка; Пряха) (1859)
Деревенский знахарь (У колдуна) (1860)
Портрет К.В. Лемоха (1850-е – 1860-е гг.)
Поздравление молодых в доме помещика (1861)
Портрет Е.М. Кривцовой (1861)
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе (1862)
У чужого счастья (Две судьбы; Материнское счастье; Семейное счастье) (1865)
Похоронный обряд испанских цыган (Похороны ребёнка у испанских цыган) (1866)
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе (второй вариант) (1867)
Знахарка, собирающая травы (Колдунья на охоте. Приворотные травы) (1867)
Мальчик-итальянец (1863–1868)
Портрет неизвестного (1867–1868)
Мраморная пильня в Карраре (1868)
Франческа да Римини и Паоло да Полента (1868)
Автопортрет (1870)
Заклинание (1870)
Старик итальянец (1860-е гг.)
Девочка в лесу (По ягоду) (1871)
Дедушка русского флота (Ботик Петра I) (1871)
Земство обедает (Уездное земское собрание в обеденное время) (1872)
Чтение Положения 19 февраля 1861 года (1873)
Опахивание (1876)
Автопортрет (1878)
В осаждённом городе (В Севастополе в 1854 году) (1878)
Засуха (Молебен во время засухи; Молебствие в поле о даровании дождя) (1878)
Пётр в Саардаме (1878)
Мужик с ломом (Лесник) (1879)
В сумерки (Сумерки; Свидание; Вечер) (1880)
Засуха (второй вариант) (1880)
Виноградники Судакского берега (1881)
Дорога во ржи (К ночи) (1881)
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе (третий вариант) (1882)
В сумерки (второй вариант) (1882)
На берегу моря. Гурзуф (1882)
На взморье (Берег Чёрного моря) (1882)
Ночь (1883)
По степям (Переселенцы) (1883)
Портрет Н.Н. Бекетова (1883)
Из окрестностей Киева (1884)
Лесная колдобина (1884)
Лужа (1884)
Лунная ночь (1884)
Осенний вид в Крыму (Осень) (1884)
Портрет Е.С. Гордеенко (1884)
Портрет Н.Я. Капустиной-Губкиной (1884)
Речка Лопань (Харьковской губернии). Ночь в парке (1884)
С Байдарских высот (1884)
Самосожигатели (1884)
Скалы Георгиевского монастыря (1884)
Ветреный день (1885)
Вечер (1885)
Дорога на Чатырдаг (1885)
Пещера Массандра (1885)
По тропинке (1885)
Прибой (1885)
Скалы Гурзуфа (1885)
Утро (1885)
Яйла у Гурзуфа (1885)
День кончился (1886)
Пасмурное утро (1886)
Портрет неизвестной (1887)
Портрет старика (1887)
Страдная пора (Косцы) (1887)
Буря на ялтинском берегу (1888)
Сеятель (1888)
Три сестры в парке (1888)
Вдали от мира (1890)
Весной (Лесной ручей) (1890)
Осень (1890)
Пристань в Ялте (1890)
На дороге (1880-е гг.)
Портрет В.М. Гаршина (1880-е гг.)
Сакля в горах (1880-е гг.)
Родник (1890-е гг.)
В тумане (1891)
Встреча (1891)
Закат (1891)
Портрет И.И. Шишкина (Первый оттиск) (1891)
Зреющие нивы (1892)
Осенний убор (1892)
Пруд в лесу вечером (1892)
Портрет В.В. Стасова (1892–1893)
Портрет Н.Н. Ге (1892–1893)
Осеннее утро (1893)
Чтение «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого (Новые истины; Чтение рукописи; Между мраком и светом) (1893)
Алкоголик (1894)
В поле (1894)
Вдова (1894)
Сквозь тучи (1894)
Цветущие абрикосы (1894)
Бабье лето (1895)
Голова старика (1895)
К вечеру (1895)
Портрет Л.А. Ионина (1895)
Семья Годунова (1896)
Искушение (1897)
Портрет крестьянской девочки (1897)
Сожжение протопопа Аввакума (1897)
Болотце на реке Псле (1898)
В Ялте (1898)
Дорога в Крыму (1898)
Залив реки Пслы (1898)
Ночь в лесу (Светлая ночь) (1898)
Осеннее утро (Осень в лесу) (1898)
С Яйлы (1898)
Осиротели (1899)
Портрет молодой женщины (1899)
Ущелье Ай-Василь близ Ялты (1899)
Портрет Л.А. Пашковой (1900)
Портрет Е.М. Кривцовой (1901)
Портрет Е.Ф. Юнге (1901)
Портрет В.Г. Вальтера (1902)
Вопрос (1903)
Хризантемы (1903)
Божий гнев (1904)
Божья благодать (1904)
На пути к знанию (Курсистка) (1904)
Портрет М.С. Поль (1904)
Кипарис на берегу (1905)
Сосны на скалах (1905)
Москва, декабрь 1826 года. Мицкевич в салоне княгини Зинаиды Волконской импровизирует среди русских писателей (1907)
Сам с собою (Игра в шахматы) (1907)
Листопад (1908)
Толстой-сеятель (На земле) (1908)
Пастушок (1909)
Смотрины невесты (1900-е гг.)
Обложка: http://www.zdravrussia.ru
Новое
Видео
Приложение «Тренажер по истории»
Скачивайте ПРИЛОЖЕНИЕ «ТРЕНАЖЕР ПО ИСТОРИИ» - тренируйтесь, развивайтесь и погружайтесь в русскую историю!
Памятные даты военной истории России
Победа в Курской битве. Памятные даты военной истории России
Берлинская стратегическая наступательная операция. 16 апреля – 8 мая 1945 года
Заключительным сражением в Великой Отечественной войне стала битва за Берлин или Берлинская стратегическая наступательная операция, которая проводилась с 16 апреля по 8 мая 1945 г. Войска 1-го Украинского фронта осуществляли стремительный маневр по выходу к Берлину с юга и запада. 25 апреля войска 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов соединились западнее Берлина, завершив окружение всей Берлинской группировки противника. Ликвидация Берлинской группировки противника непосредственно в городе продолжалась до 2 мая. Штурмом приходилось брать каждую улицу и дом. Бои за рейхстаг продолжались до утра 1 мая. В 6 часов 30 минут утра 2 мая начальник обороны Берлина генерал артиллерии Г. Вейдлинг сдался в плен и отдал приказ остаткам войск берлинского гарнизона о прекращении сопротивления. В середине дня сопротивление гитлеровцев в городе прекратилось. Этим же днем были ликвидированы окруженные группировки немецких войск юго-восточнее Берлина.