Тургенев Иван

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – представитель плеяды великих русских писателей-реалистов XIX столетия, романист, драматург, поэт и переводчик. Успешный и состоятельный литератор, Тургенев стал связующим звеном между литературными кругами России и Западной Европы. Он открыл богатство и глубину русской литературы западному читателю.
Детство и юность
Родился будущий писатель 28 октября (9 ноября) 1818 года в семье кавалерийского офицера Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны Лутовиновой. Ранние годы писателя трудно назвать счастливыми и беззаботными, хотя семейство жило в большом достатке. Родители Ивана, заключившие брак по расчёту, не любили друг друга. Мать, несмотря на природный ум, была женщиной деспотичной, властной и жестокой. Детей она била, доставалось и её любимчику Ивану.
Детство Тургенева прошло в материнском имении Спасское-Лутовиново. В доме говорили исключительно по-французски, детей воспитывали гувернёры-иностранцы, которые и учили маленького Ивана читать и писать. Тургеневы много путешествовали будущий писатель впервые посетил Европу, когда ему было всего 4 года. Впрочем, русскую культуру в семье ценили не меньше, чем наследие Запада. Будучи женщиной начитанной и эрудированной, Варвара Петровна не жалела денег на учителей и книги, общалась со многими знаменитыми литераторами того времени, в том числе с В.А. Жуковским, не пропускала книжные новинки.
Образование
В 1827 году, когда Ивану было 9 лет, семья Тургенева перебралась в Москву, чтобы дать детям достойное образование. Будущий писатель учился в частных заведениях для детей из богатых дворянских родов – сначала в домашнем пансионе И.И. Вейденгаммера, затем в пансионе И.Ф. Краузе, директора Лазаревского института восточных языков. Иностранные языки Тургенев блестяще знал с детства: именно это позволило ему впоследствии стать переводчиком и «проводником» русских книг за рубежом.
В 1830 году отец Тургенева не выдержал несчастного брака и ушёл из семьи, а спустя четыре года умер. Эти события наложили серьёзный отпечаток на юность Тургенева, хотя Иван и не был близок с отцом.
В 1833 году 15-летний Иван Тургенев поступил на словесное отделение Московского университета, но уже через год юноше пришлось покинуть его стены: семья перебралась в Санкт-Петербург. Иван продолжил учёбу на философском факультете Петербургского университета, который и окончил в 1836 году со степенью действительного студента (в те годы в России была принята четырёхступенчатая система научных степеней). Тургенев всерьёз задумывался о научной карьере. В 1837 году он получил учёную степень кандидата университета, существовавшую в России с 1804 по 1884 гг. и приблизительно сопоставимую с современной степенью магистра. В 1838 году 20-летний Иван отправился за границу. В Берлине он слушал лекции философов и филологов, изучал древние языки и античную литературу, ознакомился с философией Гегеля.
Атмосфера западноевропейского университета, дух немецкого идеализма, сама жизнь на Западе нашли в сердце Тургенева огромный отклик. Семена «западничества» упали на подготовленную почву – Иван Сергеевич с детства был погружен в атмосферу европейской культуры. Тургенев проникся европейскими идеями гуманизма и прогресса, величайшей ценности человеческого духа, и пронёс эти юношеские убеждения через всю жизнь.
В 1839 году Иван Тургенев ненадолго приехал на родину, где в его семье случилось несчастье: сгорел старый дом в Спасском-Лутовинове. Впрочем, надолго в России Тургенев не задержался: 1840 год он вновь встретил в Европе, путешествуя по Германии, Австрии и Италии. На родину Тургенев вернулся только в 1841 году. Попытка получить степень магистра философии не увенчалась успехом: в 1842 году в Московском университете не нашлось ни одного штатного профессора философии, и у Тургенева попросту некому было принять экзамен. Тогда Иван Сергеевич уехал в Петербург, получил степень магистра по греческой и латинской филологии и даже написал диссертацию, которую не стал защищать. К этому времени желание заниматься наукой постепенно сошло у Тургенева на нет: его всё больше привлекало литературное поприще.
Творческий путь
Первые шаги в литературе Тургенев сделал, будучи ещё студентом. Первоначально он намеревался посвятить себя поэзии и в 1834 году написал поэму «Стено». Иван решился показать свой труд профессору П.А. Плетнёву, известному в те годы мастеру словесного искусства, редактору, поэту пушкинского круга. Знаменитый критик строго разобрал студенческий опус, но сдержанно похвалил юного автора, а впоследствии даже опубликовал в журнале «Современник» пару его стихотворений – «Вечер» и «К Венере Медицейской».
В 1830–1840-е гг. Тургенев начал обрастать литературными связями. Он познакомился с В.А. Жуковским, А.В. Кольцовым, А.А. Фетом, встречался с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым.
В 1843 году вышла поэма Тургенева «Параша», заслужившая высокую оценку критиков, в том числе В.Г. Белинского. С этого времени зародилась крепкая дружба писателя и критика. В том же году 25-летний Иван Сергеевич написал стихотворение «В дороге», также известное по первой строке как «Утро туманное, утро седое…» – переложенное на музыку, оно стало знаменитым русским романсом. Воспоминания о былой любви, настроение разлуки и угасания поддерживались в нём печальными картинами зимней природы.
Со второй половины 1840-х гг. Тургенев всё больше обращался к прозе и драматургии. Он работал над повестями «Бретёр» и «Три портрета», а с 1847 года стал постоянным автором журнала «Современник», который тогда перешёл в руки И.И. Панаева и Н.А. Некрасова. На страницах этого журнала появились первые рассказы цикла «Записки охотника», сделавшие их автора знаменитым. Цикл печатался почти четыре года, а в 1852 году вышел отдельной книгой. В основе рассказов лежали впечатления автора от жизни в Спасском-Лутовинове, наблюдения за бытом и сознанием простого народа. За поэтичностью пейзажных описаний, метафоричностью и живыми голосами тургеневских персонажей вставали и общественно-политические, и гуманистические идеалы автора, его искренняя ненависть к крепостному праву. Не случайно после выхода «Записок охотника» отдельной книгой цензор, пропустивший её в печать, был уволен: из совокупности текстов вырастали новые смыслы, незаметные в журнальных публикациях отдельных рассказов и очерков.
В 1847 году Тургенев снова уехал в Европу – на этот раз вместе со своим другом Белинским. Огромное впечатление на писателя произвели революционные события 1848 года во Франции, свидетелем которых он стал, живя в Париже. Пережитый страх навсегда сделал Тургенева противником кровопролития, насилия и бунтов.
В 1848–1851 гг. Тургенев работал над такими драматургическими произведениями как «Где тонко, там и рвётся», «Нахлебник», «Завтрак у предводителя», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка». Некоторые пьесы пользовались успехом у читателей и зрителей, хотя критики считали его произведения «несценичными», затянутыми, лишёнными живости. Впрочем, за рубежом Тургенев-драматург пользовался большим успехом, и его пьесы включались в репертуар французских, немецких и австрийских театров.
В начале 1850-х гг. Тургенев то жил за границей, то возвращался в Россию. Некоторые его работы того времени, в том числе некролог Н.В. Гоголю, не пропущенный цензурой, антикрепостнические настроения «Записок охотника», дружба с В.Г. Белинским и А.И. Герценом не могли не привлечь внимание властей. В 1852 году Тургеневу запретили жить в столицах, и он вновь отправился в родовое имение Спасское-Лутовиново – на сей раз в ссылку. Разрешение посещать Москву и Санкт-Петербург писатель получил лишь два года спустя, а написанные им важнейшие произведения этих лет увидели свет только после смерти императора Николая I: в 1856 году вышел роман «Рудин», а три года спустя – роман «Дворянское гнездо».
1860-е гг. ознаменовались творчеством Тургенева в жанре романа. В 1860 году в журнале «Русский вестник» М.Н. Каткова вышел роман «Накануне», а в 1862 году там же увидел свет самый знаменитый роман писателя «Отцы и дети». Книга произвела фурор в русском литературном обществе. В стране, где только что было отменено крепостное право, а впереди маячили новые великие реформы, образ Базарова стал воплощением мировоззрения большинства молодых интеллигентов. Жестокий разрыв между идеалами различных поколений, глубокая внутренняя драма каждого героя нашли глубокий отклик в сердцах читателей и критиков.
Годы реформ ознаменовали для Тургенева разрыв с его прежними друзьями – А.И. Герценом, Н.А. Некрасовым, Н.А. Добролюбовым, М.А. Бакуниным. Писатель не разделял их революционных настроений, да и эстетические их установки были ему чужды. Искусство, по Тургеневу, не должно было целиком и полностью подчиняться идеологии, становиться рупором пропаганды. Поссорился Тургенев и с Л.Н. Толстым, и с А.А. Фетом.
К концу 1860-х гг. прекратилось сотрудничество Ивана Сергеевича с М.Н. Катковым, находившимся по другую сторону политических баррикад – на стороне консервативно-охранительной. За вышедший в 1867 году роман «Дым», в котором Тургенев критически и даже сатирически изобразил представителей всех общественных течений, автора, по его собственным словам, «ругали все – и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку – особенно сбоку».
В 1863 году И.С. Тургенев окончательно перебрался за границу и поселился в Баден-Бадене. В Европе он принял на себя роль своеобразного «переводчика» – как в широком культурном смысле, так и в узкоспециальном. Иван Сергеевич знакомил европейское общество с произведениями русской литературы, а русского читателя – с зарубежными авторами. Тургенев много переводил сам, редактировал и комментировал чужие переводы.
В Европе Тургенев быстро обрастал литературными связями. Он встречался и вёл переписку со многими известнейшими писателями второй половины XIX века: Уильямом Теккереем, Чарльзом Диккенсом, Генри Джеймсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Эмилем Золя, Анатолем Франсом, Ги де Мопассаном, Альфонсом Доде, Гюставом Флобером и другими. В истории литературы остались регулярные встречи Гюстава Флобера, Эдмона Гонкура, Альфонса Доде, Эмиля Золя и Ивана Тургенева в парижских ресторанах. С 1874 года писатели раз в месяц собирались на «обед освистанных авторов», чтобы поговорить о литературе, искусстве, языке. Душой этого эстетически-гастрономического кружка был Тургенев.
К концу 1870-х гг. слава Тургенева сделала его самым востребованным русским писателем в Европе. Свидетельством тому стало присуждение в 1879 году Тургеневу звания почётного доктора Оксфордского университета: ни один литератор доселе не удостаивался такой чести.
В 1877 году в журнале «Вестник Европы», с которым Тургенев сотрудничал с 1868 года, вышел его последний роман «Новь». Как ранее «Дым», он был воспринят в штыки и приверженцами самодержавия, и революционерами-народниками. Впрочем, впоследствии критика немного смягчила своё отношение к труду писателя.
Последним и прощальным произведением Тургенева стал цикл его лирических миниатюр своеобразного жанра, определённого автором как «стихотворения в прозе». Это были небольшие зарисовки, посвящённые важнейшим для писателя темам – родине, литературе, искусству, любви и родной словесности. Стихотворение «Русский язык» осталось в истории русской литературы как лирический манифест не только самого Тургенева, но и всех русских писателей и поэтов, для которых величие языка и значение искусства неразрывно связаны с историей и общественной жизнью страны и народа.
Семья и личная жизнь
В жизни Тургенева было много влюблённостей, но семьёй писатель так и не обзавёлся. Среди возлюбленных его молодости оказались и княгиня Екатерина Шаховская, и белошвейка Дуня Иванова. На последней Тургенев даже хотел жениться, но мать писателя была категорически против неравного брака, и женитьба не состоялась. В 1842 году Авдотья родила дочь, которую писатель смог официально признать лишь в 1857 году. Были в жизни Тургенева и другие увлечения – сестра революционера М.А. Бакунина Татьяна Александровна, дальняя родственница самого писателя Ольга Александровна Тургенева, сестра Л.Н. Толстого Мария Николаевна.
В 1843 году писатель познакомился со знаменитой французской оперной певицей Полиной Виардо, приехавшей на гастроли в российскую столицу, и её мужем Луи Виардо – писателем, литературным критиком, искусствоведом и театральным деятелем. Возникшая привязанность к Полине заставила Тургенева уехать за семейством Виардо во Францию – вопреки воле матери и без денег.
С Полиной писатель старался не расставаться в течение всей оставшейся жизни. В начале 1860-х гг. он поселился с семьёй Виардо в Баден-Бадене, а в 1870-х гг. перебрался за ними в Париж. В доме Виардо воспитывалась и внебрачная дочь Тургенева Пелагея. Насколько близкими были отношения Ивана Тургенева и Полины Виардо, остаётся только догадываться и по сей день.
В 1879 году 61-летний Тургенев влюбился в 25-летнюю Марию Савину – актрису, исполнявшую роль Верочки в его пьесе «Месяц в деревне». Чувства пожилого писателя не нашли отклика в душе молодой женщины: она относилась к Тургеневу скорее по-дружески.
Смерть
В поздние годы Иван Сергеевич много болел. Он страдал от подагры, межрёберной невралгии и стенокардии. В 1883 году писатель мучился от нестерпимой боли в позвоночнике, от которой временами не спасал даже морфий. Смерть Тургенева наступила 22 августа (3 сентября) 1883 года в возрасте 64 лет, вероятнее всего – от рака позвоночника. Согласно завещанию, похоронили писателя на родине, но и во Франции желающих проститься с великим литератором было достаточно: в траурных мероприятиях участвовало не менее 400 человек, в том числе знаменитые писатели, артисты, театральные деятели и музыканты. 27 сентября тело Тургенева привезли в Санкт-Петербург. Похороны и панихида собрали несколько тысяч человек. Скорбная процессия растянулась на километры. Погребение состоялось на Волковском кладбище.
И.С. Тургенев вошёл в историю мировой литературы как проницательный драматург, тонкий лирик и романист-классик. Произведения писателя отразили всю сложность и многообразие российской жизни второй половины XIX столетия – времени реформ, общественной борьбы и мировоззренческих кризисов. Творчество Тургенева и его просветительская и переводческая деятельность заметно повлияли на труды западноевропейских авторов. Иван Сергеевич открыл Европе русскую литературу… и самого себя.
Библиография
Библиография Тургенева очень обширна, в неё входят и реалистические романы и рассказы, и лирические стихотворения, и драматургия. Назовём наиболее известные произведения писателя.
Романы:
Рудин (1855)
Дворянское гнездо (1858)
Накануне (1860)
Отцы и дети (1862)
Дым (1867)
Новь (1877)
Рассказы и повести:
Записки охотника (рассказы «Бежин луг», «Гамлет Щигровского уезда», «Ермолай и мельничиха», «Живые мощи», «Певцы», «Уездный лекарь», «Хорь и Калиныч» и др.) (1847–1851)
Муму (1852)
Ася (1858)
Первая любовь (1860)
Призраки (1864)
Странная история (1870)
Вешние воды (1872)
Пунин и Бабурин (1874)
Песнь торжествующей любви (1881)
Клара Милич (После смерти) (1883)
Une fin (Конец) (1883)
Пьесы:
Где тонко, там и рвётся (1848)
Нахлебник (1848)
Завтрак у предводителя (1849)
Холостяк (1849)
Месяц в деревне (1850)
Провинциалка (1851)
Стихи и стихотворения в прозе:
В дороге («Утро туманное») (1843)
Стихотворения в прозе (1877–1882)
Обложка: И.Е. Репин. Портрет И.С. Тургенева, 1874 год. Из собрания Третьяковской галереи
Источник: www.tretyakovgallery.ru
Новое
Видео
24 декабря 1790 год Взятие крепости Измаи́л
24 декабря 1790 года – День воинской славы России. Русские войска под командованием Александра Суворова взяли неприступную турецкую крепость Измаил. Суворов взял грозную твердыню на Дунае за несколько часов.
19 ноября 1942 год День ракетных войск и артиллерии
19 ноября 1942 года залпами «катюш» и артиллерии началось наступление Красной Армии под Сталинградом под кодовым названием “Уран”
«Битвы и сражения: Штурм Берлина» (корометражка)
«Битвы и сражения: Штурм Берлина» (корометражка)