Художник Николай Рерих: «Для народа русского мы трудились – ему несем знания и достижения»
27 сентября 1874 года родился Николай Константинович Рерих
Юрист с душой художника
Природа наградила Николая Рериха завидным упорством – еще в юности он понял, что тяготеет к археологической науке и живописи, однако пойти по избранному пути оказалось нелегко. Отец Рериха прочил сыну будущее нотариуса и мечтал, чтобы тот продолжил семейное дело. Николай решил проблему с присущей ему настойчивостью: одновременно поступил на юридический факультет Петербургского университета и в Академию художеств. В дипломной работе под названием «Правовое положение художника в Древней Руси» он смог соединить сразу две своих специальности. Друзья семьи Рерихов из творческой среды – например, известный скульптор, автор монумента «Тысячелетие России» Михаил Микешин – горячо поддерживали начинания Николая, заметив его талант.
Первым крупным успехом Рериха стала картина «Гонец» – за нее он получил официальное звание художника в 1897 году, когда выпускался из Академии. Несмотря на природную одаренность, Николай Рерих никогда не отличался тщеславием и был весьма самокритичен. Любую творческую неудачу он переживал очень болезненно. В ранних дневниках Рериха сохранилась такая заметка, в отчаянии сделанная молодым художником: «Этюд я сегодня испортил окончательно. Ничего из него не выйдет. …Ой, чую, удалят. Какими глазами посмотрят на меня знакомые. Не допусти, Господи, позора!». Позора не случилось – Рерих получил признание и одобрение коллег, а его «Гонца» для своей коллекции и будущей галереи приобрел сам Павел Третьяков.
Излюбленным мотивом живописи Николая Рериха оказалась история Древней Руси – недаром он еще в детстве увлекался археологическими раскопками, а во время учебы в университете с радостью сопровождал исследователя Веселовского и даже оказался первым, кто обнаружил древние курганы на территории современной Ленобласти. В 1901 году Николай Рерих женился на Елене Шапошниковой – правнучке полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Супруга всецело разделяла увлечения художника и составила ему компанию в нескольких археологических экспедициях. Вместе они посетили более сорока русских городов, знакомясь с местной архитектурой и фольклором, фотографируя сохранившиеся предметы старины.
Рерих был уверен: «Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь». Результатом путешествия четы Рерихов стала серия полотен под общей тематикой – «Начало Руси, славяне». Конечной точкой маршрута Николая Константиновича стало имение благотворительницы Марии Тенишевой – Талакшино. Там он встретился с художниками Александром Бенуа, Константином Коровиным и Михаилом Врубелем. Вместе живописцы занялись восстановлением техники древних ремесел. Впоследствии свое увлечение стариной, русскими сказками и былинами Рерих использовал во время работы над декорациями и эскизами к операм Римского-Корсакова и балету Стравинского.
Знакомство с западом и востоком
В 1904 году Николай Рерих принял участие во Всемирной выставке, проходившей в США, а затем посетил несколько европейских столиц – Берлин, Вену, Прагу и другие. Повсюду его работы встречали восторженными отзывами – тема Древней Руси и «загадочной русской души» в те годы была интересна многим на западе. Вместе с тем Николай Константинович не бросал свои научные изыскания: в 1910 году он передал Музею этнографии и антропологии в Петербурге богатейшую коллекцию из тридцати тысяч предметов каменного века – все найдены в экспедициях и путешествиях по стране. Через три года Николай II наградил художника орденом Святого Владимира четвертой степени. Рерих стал академиком в России, Германии и Франции.
В 1910-х годах Рериха захватила новая обширная тема, полная тайн – философия востока, в особенности – Индии. Он написал несколько картин на индийские мотивы и окунулся в загадочный мир оккультизма. «Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их. Мы напоены возможностями, но, тёмные, не видим их», – писал Николай Рерих, обращая внимание на то, как много скрытых смыслов таится как в русских преданиях, так и в легендах востока. Рерих слыл заядлым путешественником, для которого впечатления и новые знания были гораздо важнее бытового комфорта. Современники художника говорили, что Николаю Константиновичу достаточно одного небольшого несессера для того, чтобы отправиться в очередную страну. Светской персоной он не слыл, к роскоши был безразличен, а на приемы годами надевал один и тот же качественно пошитый фрак.
В 1923 году Николай Рерих организовал масштабную восточную экспедицию. Посещая страны Азии, он изучал манускрипты, общался с местным населением, подробно писал об интересных обычаях и традициях. Результатом поездки стали не только удивительной красоты полотна (более пятисот!), но и книги: «Алтай-Гималаи» и «Сердце Азии». В гималайской долине Куллу Рерих с женой основали научный институт, которому дали поэтичное название – «Свет утренней звезды».
За свою деятельность по сохранению культурных ценностей Николай Рерих едва не стал Нобелевским лауреатом – его дважды номинировали на премию мира за так называемый «Пакт Рериха». Документ, составленный художником, регулировал вопросы охраны материальных и духовных достижений культуры разных стран и народов. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества», - утверждал Николай Константинович. «Пакт Рериха» стал единственным в своем роде проектом, принятым до середины XX века.
К России – с любовью
Николай Рерих относился к тому типу людей, которых принято называть «человек мира». Он одинаково уверенно чувствовал себя как во время поездок по русской провинции, так и в период триумфальных «гастролей» по Европе или трудных азиатских экспедиций. И все же Россия была его домом, о судьбе которого он искренне переживал. В 1914 году художник провел несколько благотворительных выставок в поддержку солдат, раненых в битвах Первой мировой войны. Когда случилась Февральская революция, Рерихи находились в Карелии – там семья арендовала деревянный дом, стоявший прямо в сосновом бору. Когда председатель Временного правительства предложил Николаю Константиновичу пост министра изящных искусств, тот отказался. Вскоре у художника начались проблемы со здоровьем – Рерих тяжело восстанавливался после воспаления легких и уехал в Финляндию (как думалось ему, ненадолго). После Октябрьской революции границы оказались закрыты, и по независящим от него причинам живописец не вернулся на родину.
Так оставшуюся часть жизни Николай Рерих провел за пределами России – жил в Швеции, Англии, США, Индии. В годы Отечественной войны Рерих испортил отношения со многими эмигрантами из-за того, что активно поддерживал СССР и от души желал советскому народу одолеть нацистов. Недоброжелатели даже обвинили художника в сотрудничестве с советской разведкой – дескать, вот откуда у Рерихов деньги на исследования. Однако Николая Константиновича мало интересовали эти домыслы: коммунизм он считал «темной, разрушительной силой», но о своей родине и русских людях всегда отзывался с трепетом и уважением.
«Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения», – рассуждал художник. Николая Рериха не стало в 1947 году – свое последнее пристанище он обрел в долине Куллу Гималайских гор.
Обложка: Святослав Рерих. Профессор Николай Рерих (фрагмент). 1942. Государственный музей искусства народов Востока, Москва.
Источник: https://www.culture.ru/
Новое
Видео
Холодная война: Афганский излом.
Холодная война: Афганский излом.
10 апреля 1944 год Освобождение Одессы
10 апреля 1944 года войска одессита генерала Малиновского освободили Одессу от фашистов. Над Оперным театром был поднят красный флаг. Одесса одной из первых получила высокое звание «Город-Герой»
Холодная война: Блокада Западного Берлина.
Холодная война: Блокада Западного Берлина.