Бенуа Александр
Александр Бенуа – уникальное явление русского Серебряного века. Блестяще образованный, владевший несколькими европейскими языками, он выступил проводником новых подходов в культуре. Созданное им объединение «Мир искусства» стало ярким явлением рубежа XIX и XX веков, во многом определившим эстетический облик тех лет. Вся биография Бенуа – пример настоящего служения своему делу. Он известен не только как художник, но и как превосходный историк искусства, прекрасный книжный иллюстратор, выдающийся театральный декоратор.
Детство и юность Александра Бенуа
Александр Николаевич Бенуа родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге в семье, которая подарила миру немало выдающихся деятелей искусства. Его дед Луи-Жюль Бенуа перебрался в Россию в 1794 году и сделал на новой родине удачную карьеру метрдотеля при царском дворе. Несколько его многочисленных детей стали успешными архитекторами, в том числе и отец будущего художника Николай Леонтьевич. Мать Александра Бенуа Камилла Альбертовна Кавос тоже происходила из семьи зодчих.
С рождения Александр Бенуа рос в атмосфере высокой культуры. Старинные картины на стенах, богатая домашняя библиотека, бесконечные разговоры о живописи, музыке, театре, знаменитые гости, принадлежащие миру искусства, – всё это стало лучшей школой для формирования хорошего вкуса и обширной эрудиции. Начальное образование Александр Бенуа получил в гимназии Императорского Человеколюбивого общества, а с 1885 года юноша посещал престижную частную гимназию Карла Мая.
В стенах гимназии Бенуа сдружился с К.А. Сомовым, Д.В. Философовым, В.Ф. Нувелем, разделявшими его культурные увлечения. Несколько позже к ним присоединились Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, С.П. Дягилев. Этот кружок стал ядром будущего «Мира искусства». В 1887 году Бенуа некоторое время посещал занятия в Академии художеств, затем копировал голландцев в Эрмитаже, но лучшие уроки живописи преподал ему старший брат Альберт – виртуозный акварелист.
С 1890-го по 1894-й Александр Бенуа учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, но увлечение искусством оказалось настолько сильным, что после получения диплома юриста молодой человек бесповоротно решил целиком посвятить себя служению музам.
Творчество Александра Бенуа
Творчество Александра Бенуа чрезвычайно разнообразно. Примечательно, что во всех областях искусства, к которым он обращался, он добился профессионального признания. Как искусствовед Бенуа дебютировал в 1894 году, когда написал для многотомного труда немецкого профессора Рихарда Мутера главу об истории русского изобразительного искусства. Этот текст лёг в основу вышедшей в 1902 году «Истории русской живописи» – книги, не утратившей актуальность до сих пор.
В 1912–1917 гг. из-под пера Бенуа вышла четырёхтомная «История живописи всех времён и народов», в которой на основе личных впечатлений и энциклопедических знаний он показал зарождение, развитие и расцвет лучших школ мировой живописи. Большую ценность представляют многотомные воспоминания, дневники, статьи и письма Бенуа, в которых он в мельчайших деталях воспроизвёл культурную жизнь России Серебряного века.
Огромное значение имеет деятельность Бенуа в качестве организатора культурного пространства. Именно он вдохновил круг своих единомышленников на создание журнала «Мир искусства» – главного вестника русского символизма. Бенуа утверждал новую эстетику и чистую художественность, в которой реабилитировал красоту, и именно в ней, а не в реализме видел главную правду. Это вызвало острую полемику с ведущим критиком прежнего поколения В.В. Стасовым и высокий интерес просвещённого общества к проблемам современного искусства.
Как художник Александр Бенуа был универсален. Он творил в различных техниках – акварели, гуаши, пастели и т.д., писал пейзажи, исторические полотна, портреты. Отдельным направлением творчества Бенуа стали театр и балет. Создавать декорации для спектаклей он начал в 1900 году и продолжал работать над оформлением сцены многие десятилетия. Особо плодотворной стала его кооперация с Сергеем Дягилевым, для «Русских сезонов» которого он оформлял в Париже оперу «Борис Годунов», балеты «Сильфиды», «Жизель», «Петрушка» и другие. С 1912 года Бенуа сотрудничал с Московским художественным театром К.С. Станиславского, принимая самое активное участие в создании декораций для текущего репертуара. Немало внимания художник уделял книжной иллюстрации. Среди его заметных достижений можно упомянуть иллюстрации к пушкинским произведениям – «Медному всаднику», «Капитанской дочке», «Пиковой даме».
Во время революционных событий и в первые годы советской власти Бенуа продолжал работать в России. Он занимался постановкой и оформлением спектаклей в Большом драматическом театре, заведовал картинной галереей Эрмитажа, участвовал в художественных выставках, в том числе в Париже, Берлине, Флоренции. Только в 1926 году художник решил окончательно покинуть Советский Союз и переселился во Францию, в Париж.
В эмиграции Бенуа продолжал работать как театральный художник и режиссёр-постановщик балетной труппы. Он получал заказы со всего мира: из Милана, Рима, Копенгагена, Буэнос-Айреса, Сиднея. До конца жизни Александр Бенуа сохранял созидательный запал и интерес к художественному творчеству.
Семья и личная жизнь Александра Бенуа
Александр Бенуа женился 29 июня 1894 года, сразу после окончания университета. Свою избранницу Анну Карловну Кинд (1869–1952 гг.) он знал с раннего детства. Будущие супруги познакомились в 1876 году, когда старший брат Александра женился на старшей сестре Анны. После развода Альберта Бенуа и Марии Кинд отношения между семействами в целом охладели, что не помешало новому роману. Анна Карловна стала верной спутницей Александра Николаевича, его вдохновительницей и утешительницей.
В браке родились две дочери и сын, и все они продолжили семейные традиции. Дочери Анна (1895–1984) и Елена (1898–1972) стали художницами. Они помогали отцу в оформлении балетов, создавали церковные витражи. Сын Анны Александр Юрьевич Черкесов тоже получил известность как живописец, а сын Елены Пётр Александрович Браславский выбрал карьеру архитектора. Единственный сын Александра Бенуа Николай (1901–1988) прославился как сценограф. Большая часть его деятельности прошла в знаменитом оперном театре Ла Скала, где Николай Александрович участвовал в оформлении десятков постановок.
Смерть и похороны Александра Бенуа
Всю жизнь Александра Бенуа отличали отменное здоровье и удивительная работоспособность. Только в последние 3 года он отказался от работы над заказами, но не прекращал рисовать. Художник проводил время у мольберта в любимом Версале, делая наброски в своё удовольствие. Случайный грипп, подхваченный в одну из прогулок, стал роковым: кашель перешёл в удушье, зашалило сердце, началась горячка.
9 февраля 1960 года Александр Николаевич Бенуа скончался на руках детей, немного не дожив до 90 лет. Перед смертью он произнёс: «Смотрите, как эта картина написана, сколько в ней сказано!». Великого деятеля русской культуры похоронили без лишней помпы на парижском кладбище Батиньоль.
Известные работы Александра Бенуа
Первыми произведениями, сделавшими имя художника известным, стали его «версальские» рисунки. Цикл акварелей «Последние прогулки короля»», написанный в конце 1890-х гг., выделяется разнообразием тем и настроений при единстве стиля, присущего Бенуа. В «Кормлении рыб» передана тихая ностальгия по ушедшему покою, в «Прогулке короля» – придворная атмосфера времён «короля-солнца» Людовика XIV, в примыкающей к циклу «Купальне маркизы» – изящная игривость эпохи Просвещения. Версальская тема нашла продолжение в картинах Бенуа середины 1900-х гг.: «Версаль. Оранжерея», «Китайский павильон. Ревнивец» и других, в которых художник отдал дань восхищения стилю рококо.
Помимо искренней любви к Версалю, Бенуа всегда поклонялся Петербургу. Образ родного города он запечатлел в десятках рисунков и картин. Тут он часто использовал излюбленный приём «экскурсия в XVIII век». Он изображал город при Петре, при Елизавете, при Екатерине. Здесь стоит отметить работы «Пётр на прогулке в Летнем саду» (1910) и «Парад в царствование Павла I» (1907). Отзвуком версальской темы стала мемориальная серия о Петергофе, исполненная художником в 1942 году.
Особое место в наследии Бенуа занимает его театральная деятельность. Многие созданные художником декорации для спектаклей, опер и балетов имели отдельный громкий успех и признавались шедеврами. Сам он очень любил оформление к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка». Наконец, ещё одним важным направлением творчества Бенуа была книжная иллюстрация. Изначально принятые в штыки, через какое-то время рисунки мастера стали образцом для подражания.
Значение творчества Александра Бенуа
Деятельность Александра Бенуа невероятно многогранна, но во всех областях творчества для него характерны эстетика, пронизанная веками европейской культуры, потребность поменять взгляд и вкус публики в пользу утончённой красоты, желание пропитать искусство символизмом. Это вызывало много нареканий, возражений и даже оскорблений. Художнику доставалось и за прекрасное знание иностранных языков, и за необычайный кругозор, и даже за «чужеродную» фамилию. Только по прошествии многих лет стало ясно, что Бенуа совершил настоящий переворот в театральной сценографии и восприятии художественного творчества, а его мысли об искусстве до сих пор звучат свежо и актуально.
Избранные произведения Александра Бенуа
Картины, акварели:
Автопортрет (1892)
Бамберг (1892)
Мой кабинет (1892)
Нюрнберг (1892)
Петропавловская крепость (1892)
Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1892)
Таракановка (1892)
Вид с Николаевского моста (1893)
Екатерингофский дворец (1893)
Женский портрет (1893)
Марли в Петергофе (1893)
Монастырь (1893)
Никольская улица в Петербурге (1893)
Никольский военно-морской собор в Петербурге (1893)
Осенний пейзаж (1893)
Павильон в парке (1893)
Павловск. Зима (1893)
Пейзаж со стогами (1893)
Петергоф (1893)
Портрет М.В. Харламова (1893)
Спящая японка (1893)
Университетский двор (1893)
Царское Село. Под Камероновой галереей (1893)
Чесменская колонна в Царском Селе (1893)
Эрмитаж в Царском Селе (1893)
Автопортрет (1894)
Берег в Пельи (1894)
Вид на взморье (1894)
Вид на море в Пельи (1894)
Висбаден (1894)
Дождь (1894)
Замок Вонненберг у Висбадена (1894)
Интерьер (1894)
Крепость у Кобленца (1894)
Крюков канал в Петербурге (1894)
Люрлей (1894)
Майнц. Мост (1894)
Майнц. Площадь (1894)
Монастырь (1894)
Морской вид (1894)
Оберландштейн (1894)
Пельи. Вид с моря (1894)
По дороге из Майнца (1894)
Понтафель (1894)
Портрет Десмонда (1894)
Ривьера (1894)
С Майнцского моста (1894)
Утро. Пельи (1894)
Фантастический пейзаж (1894)
Базель. Дождь (1895)
Берег в Мартышкине (1895)
Вормский собор (1895)
Дача. Мартышкино (1895)
Домик. Мартышкино (1895)
Е.Е. Лансере читает «Одиссею» (1895)
Замок (1895)
Избы на холме (1895)
Интерьер (1895)
Кладбище в Мартышкине (1895)
Кронштадт (1895)
Купальня в Мартышкине (1895)
Луг (1895)
Майнц. Ворота (1895)
Мартышкино. Улица у моря (1895)
Николаевский мост в Петербурге (1895)
Ночная улица (1895)
Огороды (1895)
Огороды. Мартышкино (1895)
Огороды. Осень (1895)
Ораниенбаум. Катальная гора (1895)
Пасхальная ночь у Никольского собора (1895)
Песчаный берег (1895)
Портрет В.Ф. Нувеля (1895)
Портрет Д.В. Философова (1895)
Портрет К.А. Сомова (1895)
Рыбачьи избы (1895)
Сараи (1895)
Сараи на закате (1895)
Склеп. Мартышкино (1895)
Собор в Лимбурге (1895)
Церковь в Вормсе (1895)
Версаль (1896)
Водяная мельница (1896)
Дом М.К. Тенишевой в Талашкине (1896)
Дом М.К. Тенишевой. Луна (1896)
Итальянский сад (1896)
К.А. Сомов, В.Ф. Нувель и А.Л. Обер на даче в Мартышкине (1896)
Кладбище (1896)
Кладбище (1896)
Курган близ Талашкина (1896)
Лето (1896)
Луговина близ Мартышкина (1896)
Москва. Кремлёвские стены и Спасская башня (1896)
Нимфенбург. Дворик (1896)
Огороды (1896)
Склеп на кладбище в Мартышкине (1896)
Старая площадь в Майнце (1896)
Портрет А.Л. Обера (1897)
В кухне (1897)
Версаль (1897)
Версаль. Спуск к Сен-Сиру (1897)
Вид на Версальский дворец (1897)
Динан (1897)
Портрет Е.Е. Лансере (1897)
Кормление рыб (1897)
Портрет Н.Ф. Обер (1897)
Озеро ночью. Примель (1897)
Площадь во французском городе (1897)
Прогулка в кресле (1897)
Прогулка короля (1897)
Стога на берегу залива (1897)
Трагедия и Комедия. Рисунки для театрального веера (1897)
У бассейна Цереры (1897)
У Курция (1897)
У развалин Лехонье (1897)
Улица в Карнэ (1897)
Улица в Морле. Бретань (1897)
Церковь в Динане (1897)
Агония (1898)
Версаль (1898)
Ветреный вечер. Нормандия (1898)
Деревенская улица. Нормандия (1898)
Король прогуливался в любую погоду (1898)
Маскарад при Людовике XIV (1898)
На берегу (1898)
Наш двор из окна (1898)
Пейзаж (1898)
Пейзаж в Бретани (1898)
Английский дворец (1899)
Вид на террасу Большого дворца (1899)
Дача Бенуа и Лансере (1899)
Корпус под гербом (1899)
Марли (1899)
Марли. Пруд (1899)
Марли. Сад (1899)
Монплезир. Интерьер (1899)
Монплезир. Столовая (1899)
Пейзаж с деревней (1899)
Петергоф (1899)
Петергоф. Левый пруд перед Большим дворцом (1899)
Петергофский парк (1899)
Портрет В.А. Серова (1899)
Портрет В.Ф. Нувеля (1899)
Портрет М.Н. Бенуа (1899)
Пруд перед Большим дворцом в Петергофе (1899)
Солнце. Финляндия (1899)
Сосны (1899)
Столовая в Марли (1899)
У Монплезира (1899)
Фонтан в Петергофе (1899)
Чёрная речка (1899)
Эрмитаж в Петергофе (1899)
Аллея (1901)
Аллея осенью. Ораниенбаум (1901)
Аллея у Катальной горы. Осень (1901)
Большой зал Катальной горы (1901)
Зал павильона Катальной горы (1901)
Итальянская комедия (1901)
Катальная гора в Ораниенбауме (1901)
Меншиковский дворец. Павильон (1901)
Ораниенбаум. Кабинет обезьян (Катальная гора) (1901)
Ораниенбаум. Катание на лодках (1901)
Ораниенбаум. Парк (1901)
Ораниенбаум. Терраса Большого дворца (1901)
Осень в парке (1901)
Пейзаж (1901)
Пейзаж. Лето (1901)
Петергоф. Большой каскад (1901)
Пётр III (1901)
Петровский дуб в парке (1901)
«Большие круги». Павловск (1902)
Большие круги в Павловском парке (1902)
Галерея Гонзаги (1902)
Дворец в Павловске (1902)
Дворец в Павловске. Библиотека (1902)
Крепость Бип (1902)
Летний сад при Петре Великом (1902)
Передняя Большого дворца в Павловске (1902)
Петергоф в XVIII веке (1902)
Портрет Е.А. Егоров (1902)
Портрет Н.А. Пыпина (1902)
Розовый павильон (1902)
Сады Дианы. Эскизы панно (1902)
Трельяж. Павловск (1902)
Храм дружбы зимой (1902)
Анцио. Берег (1903)
Анцио. Вид залива (1903)
Вилла Альбано. Анцио (1903)
Вилла Альдобрандини во Фраскати (1903)
Вилла Боргезе (1903)
Вилла Боргезе. Парк (1903)
Вилла Боргезе. Сад со скульптурой (1903)
Вилла д’Эсте в Тиволи (1903)
Вилла Медичи (1903)
Гавань в Анцио (1903)
Дорога в Кастель-Гандольфо (1903)
Дорога в Нейи (1903)
Императрица Елизавета Петровна изволит прогуливаться по улицам Петербурга (1903)
Капуцинский монастырь в Альбано (1903)
Мол Нерона в Анцио (1903)
Набережная в Анцио (1903)
Набережная Невы у Сената (1903)
Парк с водопадом (1903)
Пейзаж. Альбано (1903)
Развод караула перед Зимним дворцом при Павле I (1903)
Развод караула при Павле I. Эскиз (1903)
Рим (1903)
Римский пейзаж (1903)
Собор Св. Петра в Риме (1903)
Студент Иванов (1903)
Тиволи (1903)
Тиволи, Фонтан (1903)
Тиволи. Вилла д’Эсте. Скульптура в саду (1903)
Фонтанка при Екатерине II (1903)
А.П. Остроумова-Лебедева и дочь художника в Горках (1904)
С.П. Яремич на Вечере современной музыки (1904)
Театр Петрушки (1904)
Уголок Петербурга (1904)
Уличное представление Петрушки (1904)
«Перекрёсток философов». Версаль (1905)
Аллегория реки. Версаль (1905)
Аллея в Версале (1905)
Аллея в парке (1905)
Аллея философов. Версаль (1905)
Берег моря. Закат (1905)
Берег моря. Примель (1905)
В версальском парке (1905)
В парке (1905)
Веранда (1905)
Версаль (1905)
Версаль зимой (1905)
Версаль. Верхний и Нижний пруды (1905)
Версаль. Вид от оранжереи (1905)
Версаль. Дворец (1905)
Версаль. Парк (1905)
Версаль. Парк со статуями (1905)
Версаль. Уголок парка (1905)
Версаль. Фонтан (1905)
Версаль. Фонтан Бахуса зимой (1905)
Версальский дворец (1905)
Внутренность фермы (1905)
Водный партер в Версале (1905)
Водный партер в Версале. Осень (1905)
Водоём в парке (1905)
Гористый пейзаж (1905)
Дворец (1905)
Деревья на берегу моря (1905)
Дождь в Версале (1905)
Дома с красными трубами (1905)
Дорога (1905)
Закат в Примеле (1905)
Итальянская комедия (1905)
Итальянская комедия. «Любовная записка» (1905)
Каменная часовня (1905)
Лестница в Версале (1905)
Морле. Дом Коко (1905)
Морской берег. Примель (1905)
Морской вид (1905)
Озеро. Примель (1905)
Осенний вечер. Версаль (1905)
Осень в Версале (1905)
Парк (1905)
Пейзаж с фермой (1905)
Пейзаж со статуями (1905)
Поля (1905)
Поля на закате (1905)
Портрет С.П. Яремича (1905)
Примель (1905)
Примель после заката (1905)
Примель. Долина (1905)
Пруд в Версале (1905)
Разрушенный дом на мысе (1905)
Сарай на берегу. Примель (1905)
Сельский пейзаж. Примель (1905)
Скалы. Примель (1905)
Скульптура в парке (1905)
Служба у капеллы Св. Варвары (1905)
Собор (1905)
Уголок парка (1905)
Фалезы. Вид фермы (1905)
Фонтан (1905)
Фонтан в Версале (1905)
Фонтан в Версальском парке (1905)
Холм (1905)
«Зеркальце» в Большом Трианоне (1906)
Автопортрет (1906)
Аллея в парке (1906)
Бассейн в Трианоне (1906)
Бретань (1906)
Бретань. Берег (1906)
Бретонские танцы (1906)
Бретонский пейзаж (1906)
Версаль (1906)
Версальский парк (1906)
Вечер в Бретани (1906)
Вечерний парк (1906)
Вечерняя прогулка (1906)
Зал дворца (1906)
Зима в Версале (1906)
Зимний сон (1906)
Итальянская комедия. «Нескромный Полишинель» (1906)
К.Д. Бальмонт в Примеле (1906)
Каштаны (1906)
Китайский павильон. Ревнивец (1906)
Кладбище в Бретани (1906)
Король (1906)
Купальня маркизы (1906)
Май в Версале (1906)
Морской берег (1906)
Оранжерея (1906)
Парк (1906)
Пейзаж с развалинами (1906)
Портрет В.Р. Голубева (1906)
Примель (1906)
Прогулка короля (1906)
Свадебная прогулка (1906)
Старик в кресле (1906)
Трианон (1906)
Трианон. Пруды (1906)
Трианон. Служебные постройки (1906)
Тюильри (1906)
Фантазия на версальскую тему (1906)
Философическая прогулка (1906)
Фонтан (1906)
Фонтан «Пирамида». Версаль (1906)
Фонтан «Пирамида». Май (1906)
Парад в царствование Павла I (1907)
Арлекинада (1907)
Замок (1907)
Портрет А.К. Бенуа (1907)
Портрет А.Ф. Нурока (1907)
Портрет В.В. Безикирского (1907)
Портрет М.В. Добужинского (1907)
Портрет С.Д. Протопопова (1907)
Портрет С.П. Дягилева (1907)
Портрет С.П. Яремича (1907)
Портрет Ю.Д. Беляева (1907)
Представление султанше (1907)
Скрипач Казадезюс (1907)
Старый Париж (1907)
Толедо. Вид на мост (1907)
Улица в Сеговии (1907)
Фонтан Персея (1907)
B.Ф. Нувель, А.И. Зилоти, Л.В. Собинов (1908)
Автопортрет (1908)
Аполлон и Дафна (1908)
Горный пейзаж (1908)
Горы с Монте Сальваторе (1908)
Горы Соренго близ Лугано (1908)
Кормление птиц Александром I на птичьем дворе в Царском Селе (1908)
Лугано (1908)
Портрет C.П. Яремича (1908)
Портрет К.А. Сомова (1908)
Портрет Л.В. Собинова (1908)
Портрет Л.С. Бакста (1908)
Портрет Н.Н. Врангеля (1908)
Портрет Н.Н. Черепнина (1908)
Похищение Прозерпины (1908)
Поцелуй (1908)
Соренго. В парке (1908)
Соренго. Вид на горы (1908)
В лагере екатерининских солдат (1909)
В Немецкой слободе. Отъезд царя Петра I из дома Лефорта (1909)
Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце (1909)
Дети художника (1909)
Наша дача в Ораниенбауме (1909)
П.К. Корбут и Д.Э. Дандре (1909)
Помещик в деревне (1909)
Портрет A.А. Венцеля (1909)
Портрет B.В. Врангеля (1909)
Портрет B.Н. Аргутинского-Долгорукова (1909)
Портрет C.А. Кусевицкого (1909)
Портрет В.Д. Набокова (1909)
Портрет И.Ф. Анненского (1909)
Портрет С.П. Яремича (1909)
Царскосельский сад при Елизавете Петровне (1909)
Большой грот в Нижнем парке Петергофа (1910)
Венецианский сад (1910)
Версаль (1910)
Внутренность церкви в Джентилино (1910)
Восход луны в Джентилино (1910)
Зима в Финляндии (1910)
К.Н. Соколов и В.А. Азов (1910)
Петербургская улица при Петре I (1910)
Петергоф (1910)
Пётр I на прогулке в Летнем саду (1910)
Портрет И.С. Остроухова (1910)
Портрет Н.М. Безобразова (1910)
Портрет Н.С. Неслуховской (1910)
Портрет О.Н. Мейерхольда (1910)
Портрет С.В. Лебедева (1910)
Селение в горах (1910)
Суворовский лагерь (1910)
Суворовский лагерь. Эскиз (1910)
Церковь Санта-Мария ди Торелло (1910)
Вилла Мондрагоне. Фраскати (1911)
Горный пейзаж (1911)
Горный пейзаж (Монте Женерозо) (1911)
Дом Фогаццаро в Ории (1911)
Крыши Пизы (1911)
Лугано. Вид на капеллу Беро (1911)
М.В. Добужинский в Агре (1911)
М.В. Добужинский за столом (1911)
Монтаньола (1911)
Монтаньола. Горный пейзаж (1911)
Монтаньола. Улица (1911)
Озеро среди гор (1911)
Озеро среди гор. Лугано (1911)
Пейзаж возле Болоньи (1911)
Портрет A.К. Бенуа (1911)
Портрет B.Н. Аргутинского-Долгорукова (1911)
Портрет А.А. Смирнова (1911)
Портрет Б.И. Анисфельда (1911)
Портрет М.В. Добужинского (1911)
Портрет Н.А. и Е.А. Бенуа (1911)
Сиенна (1911)
Церковь в горах (1911)
Церковь Санта-Мария ди Торелло. Интерьер (1911)
Беседка в Виченцо (1912)
Венеция. Дворец дожей (1912)
Венеция. Церковь Санта-Мария делла Салуте (1912)
Вечер над озером (1912)
Вид улицы с собором (1912)
Восточный мотив (1912)
Горный пейзаж (1912)
Дворик. Монтаньола (1912)
Дом в Монтаньоле (1912)
Дорожка в Бельведере (1912)
К.С. Станиславский в роли Крутицкого (1912)
Канал в Венеции (1912)
Карона близ Лугано (1912)
Луганское озеро (1912)
Мастерская художника в Монтаньоле (1912)
Монтаньола. Вечер (1912)
Монтаньола. Пейзаж (1912)
Монте Женероза. Лозанна (1912)
Наш сад в Монтаньоле (1912)
Озеро (1912)
Парк в Виченцо (1912)
Пейзаж у Монтаньолы (1912)
Портрет А.К. Бенуа (1912)
Портрет Г.Н. Тимофеева (1912)
Портрет Е.И. Нарбута (1912)
Портрет З.И. Гржебина (1912)
Розовый дом в Кресоньо (1912)
Феррарский замок (1912)
Царская охота (1912)
Церковь Сан-Пьетро в Памбио (1912)
Автопортрет (1913)
В.П. Нарбут, М.А. Яремич, Е.А. Бенуа (1913)
Лугано (1913)
Лугано. Озеро в горах (1913)
М.О. Штейнберг и М.М. Фокин (1913)
Н.В. Ремизов на заседании «Сатирикона» (1913)
Озеро у гор (1913)
Пейзаж (1913)
Портрет A.П. Остроумовой-Лебедевой с женой и сыном художника (1913)
Портрет C.П. Дягилева (1913)
Портрет В.Н. Аргутинского-Долгорукова (1913)
Портрет М.П. Лилиной (1913)
Портрет Н.К. Рериха (1913)
А.К. Бенуа на стене Генуэзской крепости (1914)
Автопортрет (1914)
Азия (1914)
Ваза. Проект для петербургского фарфорового завода (1914)
Версаль (1914)
Версаль. Бассейн Нептуна (1914)
Вечер на Фалезах (1914)
Вид на равнину и горы (1914)
Время пробуждает торговлю и труд (1914)
Д.И. Митрохин и Е.И. Нарбут (1914)
Дача в Капселе (1914)
Двор дачи (Судак) (1914)
Долина Тарахташа. Судак (1914)
Европа (1914)
Залив (1914)
Залив в серый день (1914)
Лиманы (1914)
На берегу океана (1914)
На прогулке (М. Равель, А.К. Бенуа, Н.И. Павловская, Е.А. и Н.А. Бенуа) (1914)
Новый свет (Крым). Бухта среди гор (1914)
Окрестности Судака (1914)
Пейзаж с колокольней (1914)
Площадка с часовней (1914)
Портрет А.К. Бенуа (1914)
Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой (1914)
Портрет И.С. Остроухова (1914)
Портрет Н.А. Бенуа (1914)
Портрет С.М. Городецкого (1914)
Портрет С.П. Яремича (1914)
Прощание воина с семьёй (1914)
С.П. Дягилев подписывает контракт (1914)
Сен-Жан де Люц (1914)
Сен-Жан де Люц. Маяк (1914)
Сен-Жан де Люц. Ферма (1914)
Судакская крепость (1914)
Терраса дачи Байдаке в Судаке (1914)
Терраса дачи Байдаке в Судаке. Раннее утро (1914)
Труд и наука. Аллегория (1914)
Фалезы (1914)
Форт (1914)
Холмистый пейзаж (1914)
А.К. Бенуа за чтением «Летописи» (1916)
Берег (1916)
Берег залива (1916)
Голова женщины (1916)
Горный пейзаж (1916)
Горный пейзаж. Крым (1916)
Горы (1916)
Долина (1916)
Долина среди гор (1916)
Дом в горах (1916)
Дорога (1916)
Дорога в долине (1916)
Дочь художника (1916)
Капсель (1916)
Капсель. Берег (1916)
Капсель. Залив (1916)
Леля и Маруся (1916)
Морской берег (1916)
Натурщица (1916)
Натурщица с цветком (1916)
Пейзаж (1916)
Пейзаж. Горы (1916)
Портрет Н.Ф. Котенко (1916)
Портрет П.И. Нерадовского (1916)
Равнина у гор (1916)
Судак (1916)
У подножья горы (1916)
Аллея в поле. Зинкино (1917)
Арлекинада (1917)
Деревня Кочино (1917)
Ёлка (1917)
Зинкино (1917)
Кухня в Пузырёве (1917)
Мотя Шеповалова (1917)
Пейзаж в Новгородской губернии (1917)
Петергофские фонтаны (1917)
Пётр I на берегу Финского залива (1917)
Пузырёво. Дом в лесу (1917)
С.С. Прокофьев за роялем (1917)
Семья художника в деревне (1917)
Фонтан Нептуна в Петергофе (1917)
Аллея (1918)
Английский парк (1918)
Большой грот (1918)
Версаль (1918)
Вид на канал (1918)
Вольер (1918)
Ворота и церковь (1918)
Золотая гора (1918)
Итальянский фонтан (1918)
Крестьянский дворик. Бобыльск (1918)
Мальчик на тритоне (1918)
Мастерская художника (1918)
Монплезир (1918)
Монплезир (1918)
Осенний пейзаж (1918)
Павильоны-трельяжи у фонтана «Ева» (1918)
Петергоф (1918)
Петергоф. Большой канал (1918)
Портрет А.А. Миллера (1918)
Пруд (1918)
У Большого дворца (1918)
У Монплезира (1918)
У Римских фонтанов (1918)
Фонтан «Нептун» (1918)
Эрмитаж (1918)
В саду виллы Боргезе (1919)
Иллюминация в парке (1919)
Охота на кабана (1919)
П.И. Нерадовский и С.П. Яремич (1919)
Портрет С.Р. Эрнста (1919)
Свидание (Обманутый муж) (1919)
Статуи у Гатчинского дворца. Закат (1919)
Терраса у Белого озера. Гатчина (1919)
О.Ф. Вальдгауэр в Гатчине (1920)
О.Ф. Вальдгауэр и П.Н. Шеффер (1920)
Павильон Венеры в Гатчине. Интерьер (1920)
Портрет С.Н. Тройницкого (1920)
Вид на Мойку (1921)
Павловск (1921)
Павловск. Аллеи у Большой звезды (1921)
Павловск. Храм Дружбы (1921)
Пейзаж (1921)
Портрет В.Ф. Левинсона-Лессинга (1921)
Портрет С.Р. Эрнста (1921)
Большой каскад (1922)
Версаль (1922)
Версаль. Скульптурная группа «Дети» (1922)
Версаль. У лестницы (1922)
Версальский парк (1922)
Зимний дворец (1922)
Колокольня Никольского военно-морского собора (1922)
Марли (1922)
Павловск. Уголок парка с мостом (1922)
Петроград. Львиный мостик (1922)
Рабочий кабинет художника (1922)
Римский фонтан (1922)
В вагоне (1923)
М.П. Кристи и А.Е. Эфрос (1923)
Пейзаж в Тюильри (1923)
Портрет А.Е. Эфроса (1923)
Портрет В.Е. Татлина (1923)
Портрет И.Э. Грабаря (1923)
Портрет О.Ф. Вальдгауэра (1923)
Портрет П.Н. Филонова (1923)
Тюильри (1923)
А.Н. Бенуа и З.Е. Серебрякова (1924)
Большой дворец в Петергофе (1924)
Версаль. Бассейн (1924)
Версаль. Ворота (1924)
Версальский дворец в зимний вечер (1924)
Вид у Иорданского подъезда в Гатчине (1924)
Гатчина. Приоратский дворец (1924)
Гатчинский дворец. Вечер (1924)
Дома в Версале (1924)
Календарь на 1924 год (1924)
Малый тронный зал в Гатчинском дворце (1924)
Мост над дорогой (1924)
Осень в Гатчине (1924)
Павильон Венеры в Гатчине (1924)
Парк (1924)
Передняя в Гатчинском дворце (1924)
Портрет А.К. Шервашидзе (1924)
Портрет А.П. Иванова (1924)
Портрет Н.Г. Машковцева (1924)
Церковь Св. Сульпиция в Париже (1924)
В Бретани (1925)
Версаль. Бассейн Нептуна (1925)
Версаль. В зимний день (1925)
Залив (1925)
Английский парк. Петергоф (1918–1926)
Версаль. Ноябрьский вечер (1918–1926)
Версаль. Осень (1918–1926)
Вольер. Петергоф (1918–1926)
Дача в Павловске (1918–1926)
Девушка с кувшином. Статуя в Царском Селе (1918–1926)
Зал в Петергофском дворце (1918–1926)
Комната императрицы Марии Александровны в Гатчинском дворце (1918–1926)
Крюков канал (1918–1926)
Монплезир (1918–1926)
Никольский военно-морской собор (1918–1926)
Ночной Париж (1918–1926)
Пейзаж с розовым домом (1918–1926)
Песнь Аполлона дриадам и фавнам (1918–1926)
Петергофские фонтаны (1918–1926)
Руины Литовского замка (1918–1926)
Спальня императрицы Марии Александровны в Гатчинском дворце (1918–1926)
Тронный зал Павла I (1918–1926)
Фантазия в духе Чурляниса (1918–1926)
Фонтан Евы (1918–1926)
Храм Аполлона в Павловске (1918–1926)
Храм Дружбы в Павловске (1918–1926)
Церковь Большого дворца в Петергофе (1918–1926)
Версаль. Бассейн Аполлона (1926)
Версаль. В парке (1926)
Версаль. Зимний вечер (1926)
Версаль. Статуя «Нимфа» (1926)
Екатерининский канал (1926)
Портрет М.Ф. Ларионова (1926)
Улица в Париже (1926)
Арена в Арле (1927)
Баньоль (1927)
Вечер на Сене (1927)
Дорога в окрестностях Арля (1927)
Кассис. Изумрудное море (1927)
Кипарисы. Кассис (1927)
Наш сад в Баньоле (Кассис) (1927)
Наш сад под проливным дождём (1927)
Наш сад после дождя (1927)
Оливковые деревья в Баньоле (1927)
Пейзаж возле Тулона (1927)
Пляж в Кассисе. Буря (1927)
Розовый дом в Кассисе (1927)
Сад в Кассисе (1927)
Сад в Ниме (1927)
Сад порта Водуайр (1927)
Сена у Французского института (1927)
Статуя Генриха IV в Париже (1927)
Утро на пляже (1927)
Церковь Св. Трофима в Арле (1927)
Вилла в Кассисе (1929)
Наводнение в Петербурге в 1824 году (1929)
Пётр I на берегу Финского залива (1930)
В парке (1933)
Большой театр в Петербурге зимой (1935)
В парке Фонтенбло (1935)
Во дворце Фонтенбло. Передняя (1935)
Дверь баптистерия. Фонтенбло (1935)
Дворец дожей. Венеция (1935)
Дорога к каскаду в Фонтенбло (1935)
Зимний дворец в Петербурге. Зима (1935)
Комната мадам Ментенон в Фонтенбло (1935)
Мост Риальто. Венеция (1935)
Набережная Невы и Эрмитажный театр (1935)
Набережная Сены (1935)
Один из гротов каскада. Фонтенбло (1935)
Парк Фонтенбло (1935)
Пейзаж возле дачи С.В. Рахманинова в Швейцарии (1935)
Петергофские фонтаны (1935)
Привал цыган возле леса (1935)
Сад у музея Родена. Париж (1935)
Сан Джорджо Маджоре. Венеция (1935)
Фонтенбло. Дворец (1935)
Церковь делла Салуте в Венеции (1935)
Швейцарский пейзаж (1935)
Арлекинада (1938)
Бассейн в Тюильри (1938)
Зимний солнечный день. Тюильри (1938)
Квартира художника (1938)
Мост Мирабо. Париж (1938)
Парад при Павле I у Зимнего дворца в Петербурге (1938)
Партер в Люксембургском саду (1938)
Петергофские бани эпохи Екатерины II (1938)
Пётр I показывает Летний сад иностранным гостям (1938)
Площадь Согласия в Париже (1938)
Собор инвалидов в Париже (1938)
Белые ночи (1939)
Большой театр в Петербурге, около 1885 года (1939)
Зимний дворец в Петербурге, конец XIX века (1941)
Балаганы в Петербурге, около 1875 года (1947)
Масленица в Петербурге, около 1830 года (1947)
Город на Волге (1950)
Приём в Царскосельском дворце при Екатерине II, около 1770 года (1951)
Люксембургский дворец в Париже. Вечереет (1954)
Оформление театральных постановок:
Опера Х.-В. Глюка «Орфей» (1895)
Опера А.С. Танеева «Месть Амура» (1899)
Балет Л. Делиба «Сильвия» (1901)
Опера Р. Вагнера «Гибель богов» (1902)
Балет Н.Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1907)
Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (1907)
Пьеса Н.Н. Евреинова «Ярмарка на индикт Св. Дениса» (1907)
Балет М. Клементи «Обманутый покупатель» (1908)
Балет Н.Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1909)
Балет А. Адана «Жизель» (1910)
Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1911)
Балет К. Дебюсси «Празднества» (1912)
Комедия-балет Ж.-Б. Мольера «Мнимый больной» (1912)
Опера И.Ф. Стравинского «Соловей» (1914)
Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1916)
Балет М.М. Фокина «Сильфиды» (1916)
Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1917)
Балет Н.Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1919)
Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1920)
Комедия К. Гольдони «Слуга двух господ» (1920)
Трагедия В. Шекспира «Венецианский купец» (1920)
Трагедия Д. С. Мережковского «Царевич Алексей» (1920)
Опера П.И. Чайковского «Пиковая дама» (1921)
Балет «Свадьба Авроры» С.П. Дягилева (1922)
Трагедия В. Шекспира «Юлий Цезарь» (1922)
Комедия В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1923)
Комедия П. Мельяка и Л. Галеви «Грелка» (1923)
Комедия-балет Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» (1923)
Балет А. Адана «Жизель» (1924)
Комедия К. Гольдони «Веер» (1924)
Комедия Э. Пальерона «В царстве скуки» (1924)
Опера Ш. Гуно «Лекарь поневоле» (1924)
Опера Ш. Гуно «Филемон и Бавкида» (1924)
Комедия П. Бомарше «Женитьба Фигаро» (1926)
Балет А.Н. Бенуа «Свадьба Амура и Психеи» (1927)
Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица» (1927)
Мистерия А. Онеггера «Императрица скал» (1927)
Опера Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1927)
Балет А.Н. Бенуа «Возлюбленная» (1928)
Балет А.Н. Бенуа «Ноктюрн» (1928)
Балет И.Ф. Стравинского «Поцелуй феи» (1928)
Балет М. Равеля «Болеро» (1928)
Фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Царевна-лебедь» (1928)
Балет Ж. Орика «Очарование Альсины» (1929)
Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1930)
Балет М. Равеля «Вальс» (1930)
Музыкальная драма П. Валери и А. Онеггера «Амфиоп» (1930)
Опера Ж. Массне «Манон» (1930)
Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (1929)
Опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (1930)
Опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (1930)
Комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» (1932)
Опера Ж. Бизе «Кармен» (1932)
Балет А. Онеггера «Семирамида» (1934)
Балет М. Равеля «Болеро» (1934)
Балет М. Равеля «Диана де Пуатье» (1934)
Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1935)
Балет Ц. Франка «Психея» (1935)
Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» (1938)
Опера Ж. Массне «Жонглёр» (1938)
Оперетта К. Константинова «Дон Филипп» (1941)
Балет А.К. Глазунова «Раймонда» (1945)
Балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро» (1945)
Опера Д. Пуччини «Богема» (1946)
Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1947)
Опера Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» (1947)
Опера Д. Верди «Трубадур» (1947)
Опера Д. Верди «Фальстаф» (1947)
Балет А. Адана «Жизель» (1948)
Опера Д. Верди «Бал-маскарад» (1948)
Опера Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1948)
Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1949)
Балет К. Константинова «Берёзка» (1949)
Балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро» (1949)
Опера Г. Доницетти «Фаворитка» (1949)
Опера С.С. Прокофьева «Петя и волк» (1949)
Опера Ш. Гуно «Фауст» (1949)
Балет А. Адана «Жизель» (1950)
Опера Д. Верди «Травиата» (1950)
Опера Д. Пуччини «Флория Тоска» (1950)
Опера Ж. Массне «Вертер» (1951)
Опера У. Джордано «Андре Шенье» (1951)
Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1953)
Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица» (1953)
Опера В. Беллини «Сомнамбула» (1953)
Опера Д. Верди «Риголлето» (1953)
Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1954)
Балет К. Вебера «Видение розы» (1954)
Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» (1954)
Опера Д. Пуччини «Манон Леско» (1954)
Опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (1954)
Опера Ш. Гуно «Фауст» (1954)
Книжные иллюстрации:
Э.-Т. Гофман. «Автомат» (1896)
А.С. Пушкин. «Дубровский» (1898)
А.С. Пушкин. «Пиковая дама» (1898)
Э.-Т. Гофман. «Золотой горшок» (1899)
Н.И. Кутепов. «Царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII вв.» (1901)
Ф.К. Сологуб. «Быть с людьми – какое бремя!..» (1901)
А.С. Пушкин. «Медный всадник» (1903)
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (1904)
Д. Фенимор Купер. «Последний из могикан» (1904)
А.С. Пушкин. «Медный всадник» (1905)
А.С. Пушкин. «Пиковая дама» (1905)
Д.С. Мережковский «Павел I» (1907)
Н.И. Кутепов. «Царская и императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX вв.» (1907)
А. де Ренье «Рассказы о маркизе д'Амеркере» (1909)
А.С. Пушкин. «Пиковая дама» (1910)
А.С. Пушкин. «Каменный гость» (1914)
А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» (1914)
А.С. Пушкин. «Пир во время чумы» (1914)
А.Н. Бенуа. «Царскосельские дворцы-музеи. Александровский дворец» (1918)
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (1919)
А.Н. Бенуа. «Версаль» (1920)
А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» (1922)
А.С. Пушкин. «Медный всадник» (1922)
Э. Сетон-Томпсон. «Приключения Рольфа» (1922)
Андре Моруа. «Страдания молодого Вертера» (1926)
Анри де Ренье. «Грешница» (1928)
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (1944)
А.А. Попов. «Григорий Орлов» (1946)
Новое
Видео
Холодная война: Взаимоотношения СССР-Китай.
Холодная война: Взаимоотношения СССР-Китай.
Д/ф "Вера и Патриотизм"
День погибших в Первой мировой войне. Памятные даты военной истории России
Памятная дата России. Германия объявила войну России. Начало Первой мировой. «Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда. Мы повелели привести армию и флот на военное положение», - говорилось в манифесте Николая II