Три загадочных картины Третьяковки: что художники скрыли от посторонних глаз
В августе 1892 года художественная галерея в Москве, основанная купцом и меценатом Павлом Третьяковым, была передана в собственность городу. На тот момент в собрании Третьяковки находилось более двух тысяч экспонатов. Сегодня их число уже превышает сто восемьдесят тысяч. Каждая картина, выставленная в галерее, поистине уникальна. Работы лучших художников своего времени таят в себе скрытый смысл, детали, доступные только самому внимательному глазу, а порой – и загадки, разгадать которые удается лишь с помощью длительных научных изысканий.
Семейные интриги Репиных
В Третьяковской галерее хранится немало картин Ильи Репина – выдающегося художника-передвижника второй половины XIX века. В 1878 году он написал картину «Монахиня», на первый взгляд, непримечательную. На полотне изображена молодая женщина в строгом одеянии, однако взгляд ее отнюдь не смиренный, даже кокетливый. Натурщицей была старшая сестра супруги Репина – Софья Шевцова, с которой он познакомился, будучи студентом Академии художеств. Современники поговаривали, что сначала живописец симпатизировал именно ей, а затем по неизвестной причине выбрал младшую сестру – Веру, на которой и женился в 1872 году. Софья по иронии судьбы вышла за брата Ильи Репина – Василия.
Художник не единожды писал портреты свояченицы, но в историю вошла именно «Монахиня». Почему же Репин показал ее в таком образе? Историки искусства сходятся во мнении, что картина стала результатом ссоры художника и музы. Во время одного из сеансов позирования Репин крепко поругался с Софьей и, недолго думая, «переодел» ее прямо на полотне. Изначально женщина была облачена в бальное платье, носила высокую прическу, а в руках держала веер. Финальный вариант после эмоциональных правок художника вышел совсем другим: Софья – в монашеском одеянии, волосы ее скрыты под головным убором, в руках – не элегантный дамский веер, а четки. Достоянием общественности эта история стала уже после смерти действующих лиц. Рентгенограмма картины показала, что Репин в спешке не стал счищать нижний слой краски. Благодаря этой оплошности, сегодня мы можем увидеть оригинальный вариант портрета Софьи Шевцовой. Кстати, о ее реакции на столь радикальные метаморфозы неизвестны, как и то, знал ли Павел Третьяков во время приобретения картины, что та окажется с сюрпризом.
Кошачье проклятие Павла Федотова
В 1848 году на суд публике была вынесена картина «Сватовство майора». Ее написал Павел Федотов – один из первых русских художников, живо интересовавшихся темой русского быта и выполнявших свои работы в стиле реализма. Отличительной чертой Федотова было ироничное отношение к порокам общества. Вот и на этом полотне он изобразил неловкую ситуацию, когда брак приходится заключать по расчету, и никто, кроме хитрого майора, этому не рад. Интересно, что художник увлекался написанием стихов, а за несколько лет до создания картины написал поэму о майоре, решившем поправить свое трудное материальное положение с помощью женитьбы на молодой купеческой дочери. Внимательно присмотревшись к «Сватовству майора», можно заметить, что все действующие лица картины охвачены какой-либо эмоцией: будущий жених томится в ожидании, невеста в отчаянье рвется убежать прочь, мамки-няньки как могут сдерживают ее порыв. Спокоен только…кот, уютно расположившийся на переднем плане. Питомец, далекий от человеческих проблем, с упоением намывает мордочку после вкусного обеда.
Похожий персонаж есть и на другой картине Федотова – «Свежий кавалер». Там кот, расположенный в левом нижнем углу, лениво потягивается, пока похмельный «кавалер» хвастается новой наградой перед своей крепостной. Создается впечатление, что Павел Федотов просто очень любил кошек и поэтому оставлял им почетное местечко на своих картинах. На деле ситуация обстояла несколько иначе. Когда Федотов выбирал хвостатых натурщиков для своих картин, ему страшно не везло. Коты прятались и убегали, а уже готовые наброски таинственным образом исчезали из мастерской. Узнав о злоключениях художника, друзья решили ему помочь. Они обратились к известной в Петербурге старушке-кошатнице, чтобы та предоставила им «ответственных» натурщиков. Бабушка внимательно посмотрела на работы Федотова, а потом задумчиво изрекла: «Напроказничал ваш Павлуша в детстве. Крепко обидел однажды кота. С тех пор и висит над ним кошачье проклятие. А чтобы снять это проклятие, пусть он сделает семь картинок с разными кошками. Да чтоб картинки были рисованы с самыми добрыми помыслами о божьих тварях. Семь дней эти картинки должны постоять в его мастерской, а затем пускай он их подарит незнакомым людям…». Прислушавшись к совету старушки, Павел Федотов исправно рисовал котиков, которые теперь воспринимаются как необычная часть стиля этого художника.
Красный как предчувствие
Во второй половине XX века французский философ Ролан Барт написал статью «Смерть автора». В ней он рассуждал о том, что после того, как произведение выходит «в свет», оно больше не принадлежит создателю в полной мере. Зрители по-своему трактуют увиденное, объясняют, опираясь на собственный опыт, критикуют или хвалят в зависимости от личных предпочтений. В итоге произведение обретает совсем иной смысл, отличный от того, который вкладывал в него автор. Так случилось и с картиной «Купание красного коня», написанной в 1912 году Кузьмой Петровым-Водкиным. Во время создания полотна художник старался запечатлеть бытовой сюжет: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание». Готовая картина была продемонстрирована на выставке «Мир искусства» и получила высокую оценку современников. Многие увидели в ней скрытый смысл, называя предвестником чего-то нового, тревожного и судьбоносного. Критик Всеволод Дмитриев назвал «Купание красного коня» знаменем, вокруг которого можно сплотиться. Когда через два года началась Первая мировая война, сам художник воскликнул: «Так вот почему я написал картину!». С победой Октябрьской революции полотно обретает еще один смысл – действительно, конь же красный…
На этом разнообразие трактовок произведения не заканчивается. Искусствоведы обращают внимание на то, что в своем творчестве Петров-Водкин использует приемы, схожие с иконописными. Всадник на красном коне напоминает в таком случае Георгия Победоносца, победившего коварного змея. На иконе XIV века коней (вороного и красного) седлают первые русские святые Борис и Глеб.
Некоторые сравнивают фигуры купальщиков на картине со Святой Троицей. Судьба полотна тесно переплелась с драматичными сюжетами истории России. Уехав на «гастроли» по Европе, полотно осталось в Швеции из-за двух мировых и гражданской войн. Вернуть «Купание красного коня» на родину удалось лишь в 1950 году – тогда уникальная и спорная картина пополнила коллекцию Третьяковской галереи.
Обложка: Здание Третьяковской галереи, 2008 год. Фото: Andrey from Russia CC BY 2.0
Источник: https://ru.wikipedia.org/
Новое
Видео
600 лет русского гламура. Рублевка. Часть 2
Страница К.П. Ковалева-Случевского на портале ИСТОРИЯ.РФ
Холодная война: Контрразведка
Холодная война: Контрразведка
Потемкин: О роли личного в истории | Курс Владимира Мединского | XVIII век
Поговорим об одном из ярчайших деятелей XVIII века, о котором все мы что-то слышали – Григории Александровиче Потемкине