Федотов Павел
Павла Андреевича Федотова называли «Гоголем русской живописи». Этот удивительный художник-самоучка стал основоположником жанра, до той поры не имевшего широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка. Эта новизна вызвала небывалый прилив воодушевления у современников и неослабевающий интерес у потомков. Передвижники считали Федотова своим предшественником, символисты говорили о нём как о «чарующей личности русского искусства», советские исследователи подчёркивали «демократические идеи и жизненность творчества», и все они признавали большой и оригинальный талант художника.
Детство и юность Павла Федотова
Будущий художник родился 22 июня (4 июля) 1815 года в Москве в небогатой семье мелкого чиновника, отставного поручика Андрея Илларионовича Федотова, и его жены Натальи Алексеевны, в девичестве Григорьевой, по первому мужу Калашниковой. Для обоих родителей мальчика это был второй брак. С раннего детства Павел Федотов жил без особого присмотра, предоставленный сам себе. Он любил, забравшись на сеновал, наблюдать за прохожими и повозками, подмечать характерное и необычное. Впоследствии он признавал, что лучшей частью своих дарований он обязан детским впечатлениям.
В 1826 году Павла приняли в 1-й Московский кадетский корпус, где он провёл следующие семь лет. С самого начала обучения мальчик обратил на себя внимание блестящими способностями: он оказался впереди прочих по математике и химии, преуспевал в изучении иностранных языков, музыки и литературы. Однако больше всего времени Павел проводил с карандашом и бумагой: он рисовал портреты учителей, жанровые сценки, шутливые карикатуры на товарищей.
В 1833 году прапорщик Федотов был выпущен из корпуса первым учеником и распределён для дальнейшего прохождения службы в Лейб-гвардии Финляндский полк, расквартированный в Санкт-Петербурге. Типичные увлечения пирушками, карточной игрой и женщинами по недостатку средств и личным свойствам почти не затронули молодого офицера: Федотов, несмотря на весёлый и общительный характер, нёс службу со всей ответственностью.
Николаевская эпоха в армии ознаменовалась бесконечной муштрой и шагистикой, смотрами и парадами, и для отвлечения от тяжёлой службы поручик Федотов нашёл отдушину в живописи. Он стал рисовать сослуживцев и получил среди них признание. В 1838 году для получения базовых профессиональных навыков самодеятельный художник стал посещать рисовальные классы Академии художеств. Он изучал теорию, регулярно наведывался в Эрмитаж, много рисовал с натуры и всё чаще задумывался о профессиональной карьере живописца.
Творчество Павла Федотова
В ранний период творчества Федотов часто обращался к батальному жанру, однако отдавал предпочтение не собственно сражениям, а повседневному армейскому быту – маршам, бивуакам, всей прочей немудрёной солдатской жизни. Его художественные опыты сначала обратили на себя внимание великого князя Михаила Павловича, посетившего расположение Финляндского полка, а через него – и императора Николая I. Учитывая огромный талант рисовальщика Федотова, монарх позволил ему выйти в отставку для занятий живописью.
Будучи человеком рассудительным, штабс-капитан Федотов попросил у императора отсрочку на размышления: выбор между хлопотной, но понятной жизнью ротного командира, и судьбой свободного служителя муз не казался ему очевидным. Обратившись со своими сомнениями к великому Карлу Брюллову, Федотов получил совет не спешить со сменой профессии, но живопись всё сильнее и сильнее занимала его. Успех акварели «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка» и подаренный за неё великим князем бриллиантовый перстень склонили Федотова к тому, что его предназначение – живопись.
В январе 1844 года художник всё же решил оставить службу и вышел в отставку в чине капитана с правом ношения мундира, чтобы целиком посвятить себя творчеству. Наступил короткий, но яркий «художественный период» в биографии Федотова. На скудную пенсию в 100 рублей ассигнациями он поселился в ветхом доме в глубине Васильевского острова. Как вольный художник, он посещал классы профессора батальной живописи А.И. Зауервейда и несколько лет подвизался на этом поприще. Одновременно Федотов усердно практиковался в масляной живописи, пробовал себя как портретист и стремительно прогрессировал.
В то же время зарисовки из казарменной жизни, сделанные Федотовым, обратили на себя внимание знаменитого баснописца И.А. Крылова. Он прислал художнику письмо, в котором рекомендовал обратиться к бытовому жанру. Это во многом совпало с устремлениями самого Федотова, увлечённого творчеством мастера сатирических сцен английского художника Уильяма Хогарта. Острая наблюдательность и врождённый юмор позволили родиться собственному направлению творчества Федотова. Первые его удачные опыты в этом ключе оказались связаны с рисунками 1844 года, посвящёнными кутерьме вокруг Фидельки, любимой собачки взбалмошной и скорой на расправу барыни.
Постепенно выработался собственный стиль рисунков и картин Федотова. Художник ходил по городу, подмечая забавные типажи, курьёзные случаи, выразительные жесты. В поисках идеального пластического решения он делал десятки набросков, тщательно подбирал мимику героев и ракурсы. Признание пришло в 1846–1847 гг. с картинами «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Федотов, вдохновлённый одобрением академиков, – прежде всего, Карла Брюллова, – продолжал самоотверженно работать. Подлинный триумф ждал его в 1848 году, когда полотно «Сватовство майора» снискало оглушительный успех у публики. Федотова утвердили в звании академика, а его имя стало известно всему Петербургу.
Выставки картин Федотова в 1849–1850 гг. в обеих столицах проходили при неизменном стечении народа. Художник был полон надежд на будущее, планировал поездку в Англию для изучения творчества любимых Уильяма Хогарта и Дэвида Уилки, но полученные гонорары неизменно почти целиком уходили на содержание многочисленных родственников. Художник, как и прежде исполненный чувства долга, не мог оставить их в бедственном финансовом положении.
В 1850 году Федотов вернулся в Петербург и с небывалой энергией взялся за новые проекты. Однако упоминание его фамилии в ходе политического судебного процесса вольнодумцев-петрашевцев, в числе которых оказались его друзья, а также социальная заострённость некоторых работ художника привлекли повышенное внимание цензуры, легко находящей ненужную подоплёку и тайные смыслы. Меценаты, начавшие было благоволить Федотову, стали отворачиваться от него, шумная слава оказалась мимолётной.
В 1851–1852 гг. художник написал ещё несколько прекрасных произведений – прежде всего, «Вдовушку», «Игроков» и «Анкор, ещё анкор!» Увы, неустроенный быт, отсутствие личной жизни и подспудное разочарование от резких перемен карьеры сломали его физическое и душевное здоровье. Дни художника были сочтены.
Семья и личная жизнь Павла Федотова
Художник никогда не женился, но известно о его трёх серьёзных сердечных увлечениях. Первым и самым чистым стала нежная привязанность к Екатерине Головачёвой, выросшей по соседству с московским домом семьи Федотовых. В конце 1830-х гг. молодой офицер мечтал о женитьбе на своей избраннице, но безденежье и нерешительность не позволили роману получить счастливое продолжение – Екатерина вышла замуж за другого. В 1847 году Федотов познакомился с Еленой Бейдеман, сестрой своего друга-художника. Их отношения оказались полными недомолвок и вряд ли отличались глубиной, да и мать девушки была против союза с едва вставшим на ноги художником.
В 1850 году сначала картинами Федотова, а потом и самим художником увлеклась 20-летняя красавица Юлия Тарновская. Женитьба на девушке, за которой её дядя давал богатое приданое, позволила бы решить все материальные проблемы, но художник не захотел уподобляться героям своих картин и жениться по расчёту. В итоге Юлия стала лишь натурщицей второго варианта знаменитой картины «Сватовство майора».
Смерть и похороны Павла Федотова
Крайнее напряжение всех душевных сил художника летом 1852 года привело к нервному срыву. Федотова поместили в частную лечебницу доктора Лейдесдорфа, а осенью, когда состояние его ухудшилось, перевели в государственную психиатрическую больницу. Впавшего в безумие художника навещали друзья, при нем всегда находился верный денщик. Простудившись, Федотов умер от плеврита 14 (26) ноября 1852 года в возрасте всего 37 лет. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище. На пожертвования друзей и почитателей его таланта над могилой соорудили мраморный памятник. В 1936 году прах художника перенесли в некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Известные произведения Павла Федотова
Первый успех Федотову принесли его армейские акварели, среди которых стоит выделить «Отдых во время кампании» и несколько «Бивуаков» разных гвардейских полков. К 1844 году относятся первые заметные сатирические рисунки «Кончина Фидельки», «Следствие кончины Фидельки» и «Первое утро обманутого молодого».
Картина «Свежий кавалер», написанная в 1846 году, стала этапной в творчестве Федотова. На ней изображён молодой офицер после попойки, случившейся накануне по случаю вручения первого ордена. Псевдоантичная поза, запахнутый на манер тоги мятый халат с приколотым к нему орденом, папильотки, торчащие из волос как лавровый венок, делают образ героя весьма комичным. Беременная девушка-служанка, указывая на прохудившиеся сапоги хозяина, спускает его с небес на землю и демонстрирует всю ничтожность его торжества.
В «Разборчивой невесте», созданной в 1847 году, Федотов буквально проиллюстрировал басню И.А. Крылова о привередливой красавице, отвергавшей женихов до тех пор, пока на излёте красоты в страхе остаться одной не пришлось ухватиться за первого подвернувшегося калеку-горбуна.
Картину «Сватовство майора», написанную в 1848 году, ждал феноменальный успех. Художник запечатлел момент, предшествующий появлению бедного, но благородного жениха, когда весь купеческий дом приходит в волнение. Персонажи дополняют друг друга и создают единый поток предпраздничной суматохи. Федотов сопроводил картину стихотворным нравоучительным комментарием, заканчивающимся так: «Сами работать ленятся, так на богатых женятся».
В 1850 году Федотов написал картину «Завтрак аристократа». На полотне, известном также под названием «Не в пору гость», изображён светский щёголь, скрывающий своё истинное материальное положение. Он пытается пустить пыль в глаза показной роскошью, но при этом не может себе позволить ничего, кроме куска чёрного хлеба.
Сюжет картины «Вдовушка», созданной в 1851 году, навеяла беда родной сестры художника – забеременев, она вскоре лишилась мужа и средств к существованию, но была вынуждена взять на себя его непомерные долги. Художник осознано придал модели утончённо-изящные черты, этой хрупкостью подчёркивая тяжесть свалившегося на женщину горя.
Значение творчества Павла Федотова
Художник стал настоящим первопроходцем русского реализма, провозвестником целой замечательной плеяды, впоследствии составившей гордость отечественного изобразительного искусства. Произведения Федотова привлекли внимание к бытовому жанру, к повседневной жизни. Он обратил взгляд публики на самою себя, а не на античных богов и библейских пророков. Мастер заронил в умы последователей мысль, что в жанровых сценках, в обычных сюжетах может ожить великое искусство, если художник чувствует жизнь и стремится передать её во всём удивительном многообразии.
Список известных произведений Павла Федотова
Как хорошо иметь в роте портных (1835)
Старик у окна (1835)
Портрет М.М. Родивановского (1836)
Передняя частного пристава накануне большого праздника (1837)
Портрет А.И. Федотова, отца художника (1837)
Прогулка (Автопортрет с отцом и сводной сестрой) (1837)
Уличная сцена в Москве во время дождя (1837)
Встреча великого князя Михаила Павловича в лагере лейб-гвардии Финляндского полка 8 июля 1837 года (1838)
Освящение полковых знамён в Зимнем дворце 26 марта 1839 года (1839)
П.А. Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку (1840)
Бельведерский торс. Пьянство академистов (1841)
Бивуак лейб-гвардии гренадёрского полка (1843)
Кончина Фидельки (1844)
Следствие кончины Фидельки (1844)
Магазин (1844)
Офицерская передняя (Всё в долг) (1844)
Первое утро обманутого молодого (1844)
Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант (1844)
Господа! Женитесь – пригодится (середина 1840-х гг.)
Бедной девушке краса – смертная коса (Мышеловка) (1846)
Портрет неизвестного офицера (Портрет И.М. Родиванского) 1846
Портрет П.Е. Львова (1846)
Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик) (1846)
Портрет А.П. Жданович (1846–1847)
Портрет Амалии Легран (1846–1847)
Портрет М.П. Ждановича (1846–1847)
Портрет Н.П. Жданович в детстве (1846–1847)
Портрет Н.П. Чернышевой (1846–1847)
Портрет О.П. Жданович, урождённой Чернышевой (1846–1847)
Портрет П.В. Ждановича (1846–1847)
Портрет П.П. Ждановича (1846–1847)
Портрет Ф.Е. Яковлева (1846–1847)
Крестины (1847)
Портрет К.К. Флуга (1847)
Разборчивая невеста (1847)
Портрет Е.П. Жданович (1846–1848)
Портрет О.П. Жданович (1847–1848)
Автопортрет (1848)
Визит новобрачных (1848)
Всё холера виновата (1848)
Портрет А.П. Жданович (1848)
После свадьбы (1848)
Сватовство майора (1848)
Портрет М.П. Дружининой (около 1848 года)
Ах, папочка, как тебе идёт чепчик (1848–1849)
Богомольный муж (1848–1849)
Жирный подмалёвок (1848–1849)
Капиталисты (1848–1849)
Квартальный в лавке (1848–1849)
Квартальный и извозчик (1848–1849)
Невеста с расчётом (1848–1849)
Неосторожная невеста (1848–1849)
Нет, не выставлю, не поймут (1848–1849)
Продажа страусового пера (1848–1849)
Жена-модница (Львица) (1849)
Портрет М.Е. Шишмарёвой (1849)
Портрет П.С. Ванновского (1849)
Портрет С.Д. Шишмарёва на борту корабля (1849)
Портрет архитектора (около 1849 года)
Портрет М.И. Варнек (около 1849 года)
Групповой портрет Андрея, Григория и Александра Васильевичей Дружининых (1840-е гг.)
Портрет молодого офицера (1840-е гг.)
Автопортрет (конец 1840-х гг.)
Портрет М.П. Ждановича (конец 1840-х гг.)
Группа солдат (1849–1850)
Не в пору гость (Завтрак аристократа) (1849–1850)
Приход дворцового гренадёра в свою бывшую роту Финляндского полка (1849–1850)
Портрет Е.П. Растопчиной (1850)
Портрет Е.Г. Флуга (около 1850 года)
Портрет Н.П. Жданович за клавесином (около 1850 года)
Сватовство майора (авторское повторение) (начало 1850-х гг.)
Офицер и денщик (1850–1851)
Портрет детей Жербиных (1850–1851)
Портрет М.И. Крыловой (1850–1851)
Портрет С.С. Крылова (1850–1851)
Вдовушка (первый вариант) (1851)
Домашний вор (Муж-вор) (около 1851 года)
Зимний день. 20-я линия Васильевского острова (около 1851 года)
Портрет О.И. Демонкаль (около 1851 года)
Анкор, ещё анкор! (1851–1852)
Вдовушка (второй вариант) (1851–1852)
Вдовушка (третий вариант) (1852)
Игроки (1852)
Обложка: П.А. Федотов. Автопортрет, 1848 год. Из собрания Третьяковской галереи
Источник: culture.ru
Новое
Видео
Испытание на прочность. Моральный дух в армии и тылу в годы Первой Мировой войны.
Испытание на прочность. Моральный дух в армии и тылу в годы Первой Мировой войны.
«Судьба человека». Документальная история фронтовика.
«Судьба человека». Документальная история фронтовика.
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)