Брюллов Карл
Карл Павлович Брюллов – первый русский художник, о котором заговорили в Европе. Его мастерство композиции, талант рисовальщика и блистательные романтические образы принесли ему славу лучшего живописца России своего времени. Картины Брюллова превозносили Пушкин и Гоголь, Вальтер Скотт и Стендаль, его имя по праву находится в числе выдающихся деятелей отечественной культуры.
Детство и юность Карла Брюллова
Карл Павлович Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных скульпторов. Ещё прадед мальчика, первым из рода прибывший в Россию в 1773 году, подвизался на ниве ваяния, будучи лепщиком фарфоровых орнаментов. Род Брюлловых имел французские корни и происходил из протестантской среды. Гонения на гугенотов вынудили их в XVII веке перебраться в Германию, а через полтора столетия появилась русская ветвь рода. Павел Иванович Брюлло – буква «в» появится в конце фамилии только в 1822 году – определил всех пятерых своих сыновей в Академию художеств, где сам когда-то преподавал резьбу по дереву и декоративное искусство.
Карл Брюллов обучался в академии с 1809 по 1821 гг., заметно выделяясь на фоне других учеников. Поговаривали, что за пряники и пироги он помогал менее одарённым товарищам получать хорошие отметки за эскизы и рисунки. Уже в студенческие годы о нём шла слава как об удивительном виртуозе, академические рисунки которого демонстрировали во время уроков как образцы классического стиля. Не удивительно, что именно выпускная работа Брюллова удостоилась большой золотой медали. Однако независимый характер молодого художника настроил против него президента академии А.Н. Оленина, который сумел лишить выпускника полагающейся ему за отличные успехи поездки на стажировку в Европу.
Творчество Карла Брюллова
К счастью для последующей судьбы Брюллова, незадолго до этого организованное группой влиятельных меценатов Общество поощрения художников предложило Карлу и его старшему брату Александру полный пансион для дальнейшего обучения в Италии. В августе 1822 год братья выехали из Санкт-Петербурга и через Германию отправились в Италию. Во время неспешного путешествия они знакомились с европейскими достопримечательностями, осматривали художественные коллекции, посещали натурные классы. Италия, куда братья прибыли только в мае 1823 года, поразила их богатством своего наследия. Особое впечатление на молодых людей произвели работы Рафаэля, Тициана и Караваджо.
В Италии Карл Брюллов с головой погрузился в изучение техники старинных мастеров, античной мифологии и щедрой природы юга. Он создавал полотна по классическим канонам, как того требовали условия его пансиона, но одновременно рисовал жанровые сценки и солнечные пейзажи. Написанные в 1827 году картины «Итальянка, собирающая виноград» и «Итальянский полдень» вполне передают восхищение живописца перед страной, в которой он задержался на целых 13 лет. Постоянное размышление над тайнами искусства и кропотливый ежедневный труд сформировали из Брюллова самостоятельного художника, которому стали доступны все грани пластики, все оттенки колорита. Огромного прогресса он добился и как портретист.
Вершиной итальянского этапа в биографии Брюллова стал знаменитый холст «Последний день Помпеи», законченный в 1833 году. Эпичное полотно размерами 4,5 на 6,5 метров произвело фурор в Риме и Милане, Париже и Санкт-Петербурге. Гоголь назвал картину Брюллова «светлым воскресением живописи». Художник купался в лучах европейской славы. В 1835 году он изучал античные развалины в Греции и Турции, а в январе 1836 года вернулся на родину, временно поселившись в Москве.
В июне 1846 года Брюллов отбыл в Санкт-Петербург и сразу по приезде удостоился личной аудиенции императора. Он стал профессором Академии художеств, невероятно модным портретистом. Любой богатый вельможа или светская дама считали за должное иметь своё изображение кисти создателя «Помпеи». В 1838 году Брюллов принял непосредственное участие в выкупе из крепостничества Т.Г. Шевченко, который впоследствии стал одним из любимых учеников художника. В 1843–1847 гг. Брюллов принимал активное участие в оформлении Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге.
По настоянию врачей в апреле 1849 года художник вновь покинул Россию: для поправки здоровья ему прописали южный климат. Живописец отправился на Мадейру, колесил по Испании и Португалии, и, наконец, прибыл в свою любимую Италию. Поселившись в Риме, он остался в этом городе до последних дней своей жизни.
Семья и личная Жизнь Карла Брюллова
Долгие годы Карл Брюллов поддерживал близкие отношения с графиней Ю.П. Самойловой, урождённой Пален. Они познакомились в Италии в 1827 году и ходили вместе на концерты, выставки, бродили среди древних развалин. Постепенно возникли чувства. Юлия Петровна стала натурщицей и любовницей живописца. Она покровительствовала Брюллову, ввела его в местный высший свет. Он писал портреты графини, придал её черты сразу нескольким персонажам своего великого полотна «Последний день Помпеи». Связь с перерывами тянулась до 1845 года, пока экстравагантная и своевольная графиня не вышла замуж за молодого французского тенора Пьера Перри.
27 января 1839 года Брюллов неожиданно для многих женился на Эмилии Тимм, дочери рижского бургомистра. Хрупкая как ландыш, 18-летняя весёлая пианистка с тонким лицом и лёгкими движениями быстро очаровала 40-летнего мэтра. Уже через считанные недели брак распался, дав богатую почву для слухов о каждом из супругов, один отвратительнее другого. Громкий скандал сильно подпортил положение Брюллова при дворе и его репутацию в свете. В итоге потрясённый художник нашёл утешение в обществе графини Самойловой.
Смерть и похороны Карла Брюллова
В конце жизни Брюллов страдал от болей в сердце. Его петербургский лечащий врач, которому он целиком доверял, давал художнику не более пяти лет жизни при любых раскладах. Поэтому по приезде в Италию Брюллов более наслаждался любимыми видами, чем заботился о своём лечении. Смерть наступила внезапно: 11 (23) июня 1852 года Карл Павлович отдыхал на минеральных водах в Манциано, в 40 км от Рима. Он чувствовал себя прекрасно, и после хорошего обеда курил сигару, когда последовал резкий приступ удушья. Через три часа великого живописца не стало.
При содействии российских дипломатов тело перевезли в Рим. После церемонии прощания, на которой присутствовали все находившиеся в Италии российские художники, останки по лютеранскому обряду предали земле на римском кладбище Монте Тестаччо, где они покоятся до сих пор.
Известные работы Карла Брюллова
В историю живописи Брюллов вошёл прежде всего как автор «Последнего дня Помпеи», но помимо этого монументального полотна ему принадлежат десятки выдающихся работ. «Итальянский полдень», написанный в 1827 году, демонстрирует отказ Брюллова от слепого следования академической традиции. Вместо аллегорических мотивов он наполнил картину обычной жизнью. Сборщица винограда, освещённая лучами солнца, полна земной свежести и задора. Это произведение стало причиной конфликта Брюллова с Обществом поощрения художников. В итоге он отказался от меценатской помощи, а не от своего видения прекрасного.
Картина «Всадница», написанная в 1832 году – один из лучших портретов, созданных Брюлловым. На нём запечатлена юная девушка, возвращающаяся с конной прогулки. Портрет, для которого позировала воспитанница Юлии Самойловой Джованина Пачини, излучает экспрессию и романтическую ауру. В качестве портретиста Брюллов добился огромных успехов, причём преуспел как в камерно-лирической манере исполнения, так и в официально-парадной. Среди портретов его работы наиболее известны изображения Н.В. Кукольника, В.А. Жуковского, М.А. Бек, В.А. Перовского, А.Н. Струговщикова и др.
Значение творчества Карла Брюллова
Яркое дарование мастера породило большое число подражателей, которые подхватили стиль Брюллова, вскоре выхолостили его и обесценили. Заимствуя только внешние эффекты и риторические приёмы, уже к концу 1850-х гг. они дискредитировали академическое направление живописи и вызвали жестокую полемику в профессиональной среде относительно места классицизма и романтизма в художественной системе.
Но даже во время самых жарких споров никто не отрицал вклада Брюллова в эти направления, его непревзойдённого искусства портретиста – так, к примеру, дань искреннего уважения дарованию мастера отдавал И.Е Репин. Выразительность характеров и великолепная техника до сих пор привлекают поклонников творчества Брюллова среди зрителей и художников.
Список произведений Карла Брюллова
Голова Вакха (1811)
Автопортрет (1813)
Автопортрет (1813–1816)
Нарцисс, смотрящий в воду (1819)
Персей и Андромеда (конец 1810-х гг.)
Гений искусства (1817–1820)
Портрет М.П. Кикиной в детстве (1817–1820)
Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трёх ангелов (1821)
Натурщик (1821–1822)
Портрет актёра А.Н. Рамазанова (1821–1822)
Портрет М.А. Кикиной (1821–1822)
Портрет П.А. Оленина (1821–1822)
Портрет статс-секретаря П.А. Кикина (1821–1822)
Автопортрет (1823)
Итальянское утро (1823)
Бивуак на кратере, Везувий (1824)
Благословение детей (1824)
Вакхическая группа (1824)
Вознесение барона Шиллинга (Восхождение на Везувий) (1824)
Надежда, питающая любовь (1824)
Портрет А.Н. Львова (1824)
Портрет В.А. Перовского на капители колонны (1824)
Портрет В.А. Перовского (1824)
Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом (1824)
Портрет С.Ф. Щедрина (1824)
Скалы и луна ночью (1824)
Эрминия у пастухов (1824)
Вечерня (1825)
Пилигримы в дверях Латеранской базилики (1825)
Пифферари перед образом мадонны (1825)
Портрет камергера А.П. Собакина (1825)
Женщина, посылающая поцелуй из окна (1826)
Портрет А.П. Брюллова (1826)
Гилас, увлекаемый нимфами в воду (1823–1827)
Клеобис и Битон (1823–1827)
Портрет архитектора А.П. Брюллова, брата художника (1823–1827)
Портрет архитектора К.А. Тона (1823–1827)
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя (1827)
Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград) (1827)
Портрет Г.Н. и В.А. Олениных (1827)
Портрет К.А. и М.Я. Нарышкиных (1827)
Портрет Н.А. Охотникова (1827)
Праздник сбора винограда (1827)
Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит) (1827)
Сцена на пороге храма (1827)
Нимфа (1827–1828)
Портрет Ф.А. Бруни (1827–1828)
Портрет музыканта М.Ю. Виельегорского (1828)
Мужской портрет (1829)
Портрет А.Г. Гагарина (Ребёнок в бассейне) (1829)
Портрет великой княгини Елены Павловны (1829)
Портрет графа А.И. Рибопьера (1829)
Портрет князя Г.Г. Гагарина (1829)
Сон бабушки и внучки (1829)
Портрет молодого человека (1820-е гг.)
Весёлое возвращение (1827–1830)
Исповедь итальянки (1827–1830)
Портрет Ф.Д. Гверацци (1827–1830)
Последний день Помпеи (1830–1833)
Вольтижёр (1828–1830)
Портрет Доменико Марини (Игрок в мяч) (1828–1830)
Силен, Сатир и вакханка (начало 1830-х гг.)
Портрет великой княжны Елены Павловны с дочерью Марией (1830)
Портрет П.В. Басина (1830)
Портрет неизвестной в тюрбане (около 1830 года)
Итальянка, ожидающая ребёнка, разглядывает рубашку, муж сколачивает колыбель (1831)
Итальянка с ребёнком у окна (1831)
Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград) (1831)
Мать, просыпающаяся от плача ребёнка (1831)
Портрет Джованины Пачини (1831)
Сон монашенки (1831)
Портрет молодой женщины за вышиванием (1824–1832)
Вирсавия (1832)
Всадница (1832)
Портрет С.А. Соболевского (1832)
Автопортрет (1830–1833)
Гулянье в Альбано (1830–1833)
Сон молодой девушки перед рассветом (1830–1833)
Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком (1832–1834)
Джудита Паста в роли Анны Болейн (1834)
Портрет А.М. Горностаева (1834)
Портрет графини О.И. Орловой-Давыдовой с дочерью Н.В. Орловой-Давыдовой (1834)
Портрет итальянского адвоката Франческо Аскани (1834)
Портрет Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины в опере Беллини «Сомнамбула» (1834)
Смерть Инессы де Кастро (1834)
Одалиска (не позже 1835 года)
Портрет автора и баронессы Е.Н. Меллер-Закомельской с девочкой в лодке (1833–1835)
Портрет графа К.А. Поццо ди Борго (1833–1835)
Портрет Джузеппины Ронци де Беньис (1833–1835)
Портрет княгини Е.П. Салтыковой (1833–1835)
Портрет тарентского архиепископа Джузеппе Капечалатро (1833–1835)
Гавань в Константинополе (1835)
Горные охотники (1835)
Грек, лежащий на скале (1835)
Грек с лошадью (1835)
Греческое утро в Мираке (1835)
Деревня Св. Рокка близ города Корфу (1835)
Долина Дельфийская (1835)
Дорога в Синано после грозы (1835)
Итальянка, зажигающая лампаду перед образом Мадонны (1835)
Ольга Ферзен на ослике (1835)
Портрет А.Б. Бакуниной (1835)
Портрет В.А. Корнилова на борту брига «Фемистокл» (1835)
Портрет Георга Клеберга (1835)
Портрет греческого инсургента Теодора Колокотрони (1835)
Портрет капитана А.М. Костинича (1835)
Портрет М.И. Бутеневой с дочерью (1835)
Портрет П.А. Чихачева (1835)
Раненый грек, упавший с лошади (1835)
У Богородицкого дуба (1835)
Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии (1835)
Нашествие Гензериха на Рим (1835–1836)
Гадающая Светлана (1836)
Портрет актрисы Е.С. Семёновой (1836)
Портрет архитектора М.О. Лопыревского (1836)
Портрет В.И. Орлова (1836)
Портрет Пашкова (1836)
Портрет В.А. Перовского (1837)
Портрет графа Алексея Алексеевича Перовского (писателя Антона Погорельского) (1836)
Портрет Е.И. Дурновой, жены художника И.Т. Дурнова (1836)
Портрет писателя Н.В. Кукольника (1836)
Портрет поэта и драматурга графа А.К. Толстого в юности (1836)
Портрет Ю.П. Соколовой, сестры художника (1836)
Портрет скульптора И.П. Витали (1836–1837)
Портрет А.К. Шернваль-Демидовой (1837)
Портрет великой княжны Марии Николаевны (1837)
Портрет генерал-адъютанта графа Василия Алексеевича Перовского (1837)
Портрет поэта В.А. Жуковского (1837)
Портрет молодой женщины у фортепиано (1838)
Портрет В.А. Мусина-Пушкина (1838)
Портрет графини О.П. Ферзен (1838)
Распятие (1838)
Портрет П.В. Кукольника (1837–1839)
Турчанка (1837–1839)
Портрет баснописца И.А. Крылова (1839)
Невинность, оставляющая землю (1839)
Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых (1839)
Портрет баронессы И.И. Клодт, жены скульптора П.К. Клодта (около 1839 года)
Портрет И.А. Бека (около 1839 года)
Голова девушки (1830-е гг.)
Портрет военного со слугой (1830-е гг.)
Портрет графини Стефании Витгенштейн (1830-е гг.)
Портрет Е.И. Тон, жены художника К.А. Тона (1837–1840)
Портрет М.И. Алексеевой (1837–1840)
Портрет У.М. Смирновой (1837–1840)
Портрет архитектора И.А. Монигетти (1840)
Портрет М.А. Бек (1840)
Портрет М.А. Бек с дочерью М.И. Бек (1840)
Портрет писателя А.Н. Струговщикова (1840)
Портрет члена Государственного совета князя А.Н. Голицына (1840)
Портрет великой княжны Ольги Николаевны (1841)
Портрет певицы А.Я. Петровой (1841)
Портрет профессора медико-хирургической академии в Москве К.А. Яниша (1841)
Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой (1841)
Портрет С.Г. Лихонина (1841)
Портрет художника Я.Ф. Яненко в латах (1841)
Портрет архитектора и художника А.П. Брюллова (не позднее 1841 года)
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Пачини (не позднее 1842 года)
Портрет княгини З.А. Волконской (не позднее 1842 года)
Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году (1839–1843)
Портрет архитектора А.М. Болотова (1843)
Портрет детей Волконских с арапом (1843)
Портрет великой княжны Александры Николаевны (1837–1844)
Итальянка у бассейна (1844)
Портрет П.И. Кривцова (1844)
Портрет певицы Полины Виардо-Гарсия (1844)
По велению Аллаха раз в год меняется рубаха (1845)
Святая царица Александра (1845)
Портрет князя Михаила Андреевича Оболенского (1840–1846)
Евангелист Марк (1843–1847)
Лобзание Иуды (1843–1847)
Плафон купол Исаакиевского собора (1843–1847)
Профиль головы М.И. Глинки (1843–1847)
Портрет актёра В.В. Самойлова (1847)
Портрет Н.Ф. Здекауэра (1847)
Автопортрет (1848)
Бахчисарайский фонтан (1849)
Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар (1849)
Голова Христа в терновом венце (1849)
Диана, Эндимион и Сатир (1849)
Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа (1849)
Портрет герцога Максимилиана Лейхтенбергского (1849)
Портрет княгини А.А. Багратион (1849)
Портрет С.А. Шуваловой (1849)
Портрет Ф.И. Прянишникова (1849)
Прогулка (1849)
Сладкие воды близ Константинополя (1849)
Вид форта Пику на острове Мадейра (1849–1850)
Летящий ангел, оплакивающий жертвы инквизиции (1849–1850)
Пейзаж на острове Мадейра (1849–1850)
Спящая Юнона (1840-е гг.)
Голова аббата (1850)
Политическая демонстрация в Риме в 1846 году (1850)
Портрет А.А. Абаза (1850)
Прогулка Людовика XV в детстве (1850)
Портрет археолога Микеланджело Ланчи (1851)
Портрет Анджело Титтони (1850–1852)
Портрет Антонио Титтони (1850–1852)
Портрет Винченцо Титтони (1850–1852)
Портрет Джульетты Титтони в латах (1850–1852)
Портрет Екатерины Титтони (1850–1852)
Портрет Мариано Титтони (1850–1852)
Портрет Терезы-Микеле Титтони с сыновьями (1850–1852)
В полдень (1851–1852)
Девушка в лесу (1851–1852)
Лаццарони и дети (1851–1852)
Насильное купание (1851–1852)
Портрет А.Н. Демидова (1831–1852)
Новое
Видео
СССР. Крайний Север.
СССР. Крайний Север.
Попытки реформ в период Ю. Андропова и К. Черненко
Попытки реформ в период Ю. Андропова и К. Черненко
05. Создание оборонит. линий на юге Русского государства как метод защиты границ и закрепления новых территорий. XVI–XVIII вв. Дети боярские – однодворцы – гос. крестьяне
05. Создание оборонительных линий на юге Русского государства как метод защиты границ и закрепления новых территорий. XVI–XVIII вв. Раздел I: Дети боярские – однодворцы – государственные крестьяне