Петров-Водкин Кузьма
Кузьма Петров-Водкин: живописец-новатор
Это был один из тех художников, чьё творчество у публики вызывает полярные эмоции — одни считали его неучем и бездарем, а другие говорили, что он живописец с собственным стилем, имеющий редкое чувство целостности изображаемой формы.
Кузьма (или Козьма, как его зарегистрировали при рождении) Петров-Водкин появился на свет 24 октября (по новому стилю — 5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии (ныне — Саратовской области). Необычная фамилия его — это вовсе не псевдоним, как некоторым может показаться, он унаследовал её от своих предков. Отец Кузьмы, Сергей Фёдорович, работал сапожником, мать Анна Пантелеевна — была прислугой в купеческой семье.
Мальчик сумел получить образование в начальном городском училище. Двенадцати лет от роду Петров-Водкин познакомился с двумя иконописцами, которые приохотили его к художественному ремеслу. Ещё не закончив училища, он впервые попробовал самостоятельно писать иконы, а затем и пейзажи. В 1893 году он завершил учёбу, после чего попытался поступить учиться на железнодорожника, но не сумел сдать экзамены. Но, как выяснилось впоследствии, это даже оказалось в его судьбе к лучшему — волею случая он познакомился с художником Фёдором Буровым, державшим в Самаре свои классы, которому понравились работы юноши, и он взял его в ученики. Здесь Петров-Водкин получил первые уроки живописи, но полноценного образования получить он не смог, так как Буров парой лет позже скончался. Пришлось ему возвращаться в родной Хвалынск.
Казалось бы, о профессиональной художественной карьере можно было забыть. Но Кузьме Сергеевичу помог случай. Через мать он познакомился с петербургским архитектором Романом Мельцером, который оценил его работы и пообещал помочь пробиться в Петербурге. Средства Петров-Водкин достал у местной купчихи и меценатки Юлии Казариной. В 1895 году он поступил в Центральное училище технического рисования Штиглица, а в 1897 году перевёлся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учителей были Валентин Серов, Николай Касаткин, Константин Горский. Одновременно с учёбой он подрабатывал на гончарном заводе, проектируя новые изделия, изготавливая и расписывая изразцы.
В 1902 году он даже попытался освоить церковную живопись,расписав с двумя товарищами Казанскую церковь в Саратове. Но церковный суд посчитал, что росписи не соответствуют религиозному канону, и плод труда художников был уничтожен. Зато сохранилось майоликовое панно «Богоматерь с младенцем» 1904 года для Церкви Ортопедического института в Александровском парке Петербурга. Чтобы перевести эскиз панно в собственно майолику, Петров-Водкин даже специально ездил в Лондон. На полученные средства он съездил в Германию, где в Мюнхене занимался в частной художественной школе. В 1904 году Кузьма Сергеевич наконец окончил училище. Впереди была активная творческая жизнь.
В октябре 1905 года Петров-Водкин направился в большое путешествие по Европе, побывал во многих городах Италии, во Франции. В 1907 году он даже побывал в экзотических по тем временам местах — в Северной Африке. Кузьма Сергеевич был в восторге от Туниса и Алжира, в ту пору французских колоний, и написал немало работ в этих местах. Самые известные - «Негритянская деревня», «Семья кочевников», «Танец одалиски».
Но всё это было не то для Кузьмы Сергеевича. Ему требовалось большее — обретение собственного стиля, собственного художественного языка. В 1910 году он пишет скандально известную картину «Сон». За это произведение на него ополчились некоторые коллеги — приверженцы демократического реализма — во главе с Ильёй Репиным. Последний в своей известной разгромной статье в «Биржевых ведомостях» не стеснялся в выражениях, обзывая Петрова-Водкина «неучем», «безграмотных работ», «подражателем недоучкам Матиссу и Гогену». Правда, нашлись в художественной общественности у Кузьмы Сергеевича и защитники — например, Александр Бенуа и Лев Бакст, которые отметили в картине качество формы, рисунка и композиции. Сам же Петров-Водкин считал «Сон» своей переломной работой, вехой в становлении своего особого творческого стиля.
В 1911 году Кузьма Сергеевич написал ещё одну известную свою картину - «Мальчики», которую сам автор воспринимал как своеобразный отклик на смерть М. А. Врубеля и В. А. Серова с налётом оптимизма, мол, жизнь всё равно придёт к своим безошибочным источникам, жизнь пробудится.
А на следующий год появляется самая известная картина Петрова-Водкина - «Купание красного коня», которая принесла ему мировую известность. Наброски для неё он писал на родине. Затем с третьей попытки картина была написана осенью 1912 года в Санкт-Петербурге. Многие современники, а уж тем более заставшие Советскую власть потомки сочли картину своеобразным прорицанием будущего России в XX веке. Картина сменила несколько владельцев, побывала за границей, и лишь в 1961 году заняла своё место в Третьяковской галерее.
Настоящим ноу-хау художника стали его новаторские творческие приёмы — так называемая «сферическая перспектива» (шарообразная визуализация своих работ) и «трёхцветие» (совокупность красного, жёлтого и синего как основных цветов в картинах).
В годы Первой мировой войны Петров-Водкин служил в лейб-гвардии Измайловском полку в Петрограде. Во время своей службы он написал ещё одну известную свою картину - «На линии огня», которая сейчас хранится в Русском музее.
Революцию 1917 года он встретил с воодушевлением. При Временном правительстве он работал в Петроградском Совете по делам искусств под руководством Максима Горького (кстати, ещё юношей Кузьма Сергеевич приносил свой литературный опус к нему, но писатель в пух и прах раскритиковал произведение, чем навсегда отшиб у него желание заниматься литературой). После прихода Советской власти он стал профессором Высшего художественного училища, которое затем пережило несколько реорганизаций. Педагогическая деятельность тяготила художника, которому не хватало времени на свободное творчество. Однако именно в этот период он написал ряд своих известных работ - «Петроградская мадонна», «После боя».
В 1928 году, к десятилетию Красной Армии, он написал картину «Смерть комиссара», возведшую его в ареопаг советских художников. Он получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, стал персональным пенсионером союзного значения. Но возраст давал о себе знать — у художника обнаружили туберкулёз лёгких, и творчеством он занимался с перерывами. В 1934 году Петров-Водкин написал картину «1919 год. Тревога», которая считается одной из вершин его творчества и своеобразным пророчеством «Большого террора».
Ещё одна известная работа последних лет Петрова-Водкина — написанная в 1937 году «Новоселье», некоторые также склонны видеть в ней отражение эпохи репрессий.
Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина не стало 15 февраля 1939 года. Похоронен он на Литераторских мостках Волковского кладбище Санкт-Петербурга.
Петров-Водкин не забыт и сегодня. В Хвалынске названа в честь него улица, и установлен памятник.Его имя носит Самарское художественное училище. Его работы можно увидеть в крупнейших музеях нашей страны.