«Есть сигнал!» Как к нам пришло телевидение
Сегодня в мире нет, пожалуй, государства, не охваченного телевещанием. В том же 1996 году проводился первый Всемирный телевизионный форум, и мировое сообщество признало важность телевидения как инструмента воздействия на общественное мнение и политические процессы, как способа пропаганды, связи и обмена мнениями, принятия решений в экономической, социальной и культурной сфере. Словом, телевидение в XX веке стало неким символом глобализации. Но вряд ли в начале истории телевещания кто-либо предполагал, что у придуманного способа передачи изображений на расстояние будет такое долгое и прогрессивное будущее.
Механический телевизор: кто, когда и зачем придумал
В эпоху цифровых технологий уже сложно представить, как мог выглядеть аппарат, запатентованный первым изобретателем. Само слово «телевидение», образованное от корней греческих слов «далеко» и «видение», тогда, в середине XIX века, еще не вошло в обиход, оно впервые прозвучало в ходе электротехнического конгресса, который был частью мероприятий Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Кстати, в России термин не использовался, привычнее и понятнее звучали «радиотелескопия», «дальновидение» или «электровидение», и только в СССР все эти термины заменили привычным теперь «телевидение».
Так случилось, что разработками технологий передачи изображения (неподвижного или подвижного) занимались изобретатели на всех континентах планеты. Шотландец Александр Бейн в 1843 году оформил патент на факсимильную машину, способную передавать неподвижные изображения, а еще через тридцать лет Уиллоуби Смит открыл фотопроводимость селена. Эти шаги медленно, но верно привели к открытию аппарата, который и считается первым телевизором – электронного телескопа. Назвал так и запатентовал свое изобретение Пауль Нипкoв. А случилось это, когда будущий всемирно известный немецкий инженер был еще студентом, – в 1884 году.
Другое название изобретения – диск Нипкова. Конечно, диск, способный сканировать изображения, телевизором как таковым нельзя назвать. Но механизм действия придуманного прибора стал отправной точкой в развитии телетехники и даже оставался основным элементом механического телевидения вплоть до Второй мировой войны.
В начале 1900 года на 1-м электромеханическом съезде, прошедшем в Петербурге, Александр Полумордвинов, лаборант Казанского университета, представил изобретенный «телефот» с механическим светораспределителем. Изобретение не было принято для практического использования, но патент перекупил шотландский инженер Джон Лоуги Бэрд.
Именно Бэрду удалось реализовать на практике и представить публике возможности механической телесистемы, и потому именно он попал в историю как создатель этой системы. В 1925 году Бэрд продемонстрировал силуэтное телеизображение, через год – лицо. Это были размытые, без полутонов «картинки», но движущиеся, а следовательно, разработки велись в верном направлении, были прорывными и вдохновляющими на проведение дальнейших смелых опытов. В 1927 году шотландец осуществил передачу телесигнала на расстояние в 705 км по телефонным проводам. И это – первая в мире широковещательная передача.
Электронный телевизор – не фантастика, а реальность
В начале XX века русские инженеры сразили мир своим изобретением. Все, что представлялось фантастикой, в городе на Неве год от года становилось все большей реальностью. В 1907 году был выдан патент на «Способ электрической передачи изображения» профессору Санкт-Петербургского технологического университета, пионеру электронного телевидения Борису Львовичу Розингу. Этот ученый-физик задал исследованиям новый вектор, и придуманный им подход к телесвязи исключал использование механики. Он ввел в систему телевидения безынерционный электронный луч.
Дальнейшие опыты были весьма успешными. Вскоре Розинг представил на суд инженерного сообщества прототип кинескопа, а в 1911 году в истории техники появилась формулировка «первая в мире телепередача». Именно такое определение зафиксировано в энциклопедиях для описания продемонстрированного Розингом изображения, полученного с помощью созданного им прибора.
Опубликованные Розингом труды буквально подтолкнули мировое инженерное сообщество к совершенствованию системы. В Японии над совершенствованием электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) работал Кэндзиро Таканаяги (в 1927 году представил аппарат с разрешением в 100 строк, а в 1928-м ему удалось передать лица людей в полутонах), в Америке Фило Фарнсуорт представил свой «диссектор» (прибор признали малоэффективным). А в Ташкенте впервые при помощи ЭЛТ получил движущееся изображение Борис Грабовский (прибор назвали радиотелефотом).
Но до начала массового производства телевизионных приемников, понадобились десятилетия. Разработкой телеприемника – этой, самой главной и понятной современному обывателю составляющей, занялся Владимир Козьмич Звoрыкин, ученик Розинга. В энциклопедиях он представлен как американский инженер русского происхождения. В. К. Зворыкин родился в Муроме, после окончания реального училища поступил в Петербургский практический технологический институт, который окончил с отличием в 1912 году. Служил в войсках связи в годы Первой мировой войны, работал в Петербурге в офицерской радиошколе, а затем в Омске. В 1919 году он был в командировке в Нью-Йорке, а поскольку в это же время Колчаковское правительство пало, он решил в Россию не возвращаться.
Остался за океаном, чтобы через несколько лет о нем заговорили как о человеке, совершившем настоящую революцию в области телевидения. На чужбине было непросто, но он продолжил начатую еще в институтских стенах работу в области «дальновидения», сначала став сотрудником американской компании «Вестингауз», затем самостоятельно. А в 1928 году, что называется, Фортуна повернулась к нему лицом. Зворыкин стал руководителем лаборатории электроники Radio Corporation of America, а назначил его на эту должность такой же эмигрант из России и вице-президент фирмы Давид Сарнов.
Результатом бесконечных опытов и лабораторных испытаний стали кинескоп (приемная трубка) в 1929 году и иконоскоп (передающая электронная трубка) в 1931 году. Иконоскопом назвал изобретение сам автор. Интересно, что и в массовое производство, и в продажу (за 75 долларов) аппарат попал именно под таким наименованием.
Начался век регулярного телевещания. В середине 1930-х годов В. Зворыкин часто приезжал в Европу, и в СССР в том числе, давал консультации по созданию систем телевещания. В 1938 году при его непосредственном участии в Москве была введена в действие передающая станция ТВ, в Стране Советов началось телевещание трех каналов.
Цветная картинка
И, конечно, пытливые инженерные умы не могли оставить без внимания вопросы качества «картинки», приближения ее к реальности. Попытки передать изображение в цвете начались сразу же – с появлением нипковской механики. В 1908 году был изобретен 2-цветный прибор, патент на него получил советский инженер О. Адамян. В 1928 году прорывным для телевидения стал аппарат упомянутого уже Д. Бэрда, который использовал красный, синий и зеленый светофильтры.
Однако получить результат, близкий к современному стандарту цветоделения, получилось только после Второй мировой войны. Радиоэлектронная промышленность быстрее всего развивалась в США, там не было широкомасштабных военных действий, а потому оборонные производственные площади очень скоро перепрофилировали под гражданское производство. Изыскания шли долго, для цветоделения применяли три передающие трубки. Однако регулярное телевещание в цвете началось только в 1951 году, и делали это лишь 5 станций CBS. В таком же стандарте в 1952 году пробные трансляции шли и в СССР, но с 1967 года был утвержден стандарт SECAM.
А пока велась кропотливая работа над «картинкой в цвете» происходила и эволюция телевизоров.
«Рассвет» и «Рекорд» – в каждый дом
В 1934 году компания Telefunken в Германии начала серийное производство телевизоров, которые именовались электровакуумными приборами. Самой дешевой была модель с 30-сантиметровой диагональю, и стоила она 440 долларов.
В СССР сначала сделали ставку на механические телевизоры, но быстро осознали, что это верный путь к технологическому застою. Первые аппараты с экраном 3х4 см выпускали на базе диска Нипкова. В 1932 году на ленинградском заводе «Коминтерн» началось производство телеприемников «Б-2» (за три года произвели 3000 шт.).
Это был приемник механического типа, но конструкция его была далека от совершенства, прибор не мог вещать самостоятельно, требовалось подключать его к радиоприемнику. Кстати говоря, технические новинки не воспринимались советскими людьми как нечто сложное. Любые инструкции для самостоятельного изготовления прибора и подсказки по переключению радиочастот можно было найти в журнале «Радиофронт».
Затем появились телевизоры «ВРК» с экраном 13х17,5 см, электронный «ТК-1» с экраном 18х24 см, «17ТН-1». Однако пик развития электронной радиопромышленности пришелся на послевоенные годы. Еще в 1944 году советские инженеры разработали 625-строчный стандарт, использующийся и сейчас. И с 1946 года с конвейеров радиозаводов сходили телевизоры уже по новому стандарту – «Москвич Т-1», «Ленинград Т-1». Но статус самого массового в Советском Союзе, даже при том, что позволить себе купить его могли только обеспеченные семьи, получил «КВН-49». Стоимость его была эквивалентна двум средним зарплатам.
Кстати говоря, аббревиатура «КВН», выбранная для названия телеприемника, составлена из первых букв фамилий инженеров, участвовавших в создании модели. Далее, по мере совершенствования моделей, к названию добавлялись только годы начала производства. Выпуск «КВН» был прекращен в 1960-х годах. Но все же при всей популярности аппарат нельзя было назвать надежным, больше половины из них требовали ремонта в течение гарантийного срока, поэтому острословы из народа расшифровывали аббревиатуру по-своему: «Купил – Включил – Не работает».
Но телевидение советские труженики полюбили, и не было в стране семьи, которая не мечтала бы о покупке собственного телевизора. Потому и радиозаводы были открыты по всей стране – от Владивостока до Прибалтики. По названиям чаще всего и определяли место производства: «Воронеж», «Крым», «Енисей», «Нева»... А вот определить качество продукции было сложнее, хотя спрос не снижался никогда. В число «самых народных» попали телевизоры «Рассвет-307» (8 млн шт.) и «Рекорд» (был в каждой пятой семье). Первый советский цветной телевизор «Радуга» был аналогом устаревшей к тому времени американской модели, но с развитием цветного телевещания перестраивались и советские радиозаводы.
Обложка: https://kinosklad.ru
Смотрите также:
Говорит и показывает. К годовщине советского телевещания
Бумага уходит, пресса остаётся. К годовщине российской печати
Новое
Видео
Революция за 22 минуты.
Революция за 22 минуты.
13 февраля 1945 год Освобождение Будапешта
13 февраля 1945 года советские войска освободили Будапешт. Венгрия начинала войну как союзница Германии, но к тому времени сама была оккупирована немцами. Советский солдат принес венграм свободу.
Холодная война: Иранский кризис.
Холодная война: Иранский кризис.