Российская империя в пяти важных картинах
К 300-летнему юбилею провозглашения России империей
В 1721 году после заключения победного для нашей страны Ништадтского мира сенаторы поднесли прошение Петру Великому. В нем они убеждали государя принять титулы «Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского». Петр I прошение принял, и с тех пор на протяжении почти двухсот лет Россия оставалась империей. За это время в истории страны случились важнейшие события, нашедшие отражение в живописных полотнах: и великие победы, и научные открытия, и Великие реформы, и масштабные потрясения.
Портрет Михаила Васильевича Ломоносова (художник Леонтий Миропольский)
В 1711 году родился человек, чей вклад в российскую науку трудно переоценить. Михаил Ломоносов, имя которого сегодня известно каждому, происходил из крестьян-поморов. В десятилетнем возрасте он уже вовсю помогал землякам, выходя на рыбный промысел вместе со взрослыми. Легенда гласит, что из родных мест Ломоносов бежал, когда узнал, что отец намеревается женить его. Юноша мечтал учиться, а вступление в брак пока не входило в его планы. Наспех собравшись, Ломоносов отправился в путь, прихватив с собой два учебника – «Грамматику» и «Арифметику». До Москвы будущий ученый добирался три недели. Его целью было поступление в Славяно-греко-латинскую академию. Не учел Михаил Васильевич одного лишь условия: туда принимали только дворян. Однако страсть к учению победила. Предприимчивый Ломоносов чудом смог подделать документы и попасть в академию. В 25-летнем возрасте он уже выезжал за границу для дальнейшего изучения наук. Уникально талантливый, он нашел себя сразу на нескольких поприщах: от поэзии до математики и физики, от истории до географии и картографии.
Расцвет научных и творческих изысканий Ломоносова приходится на царствование Елизаветы Петровны, благоволившей самородку. К восшествию императрицы на престол Михаил Васильевич сочинил оду, за что был щедро награжден. Одна незадача – тогда в казне были только мелкие медные деньги, и награду в размере двух тысяч рублей ученый сначала складывал в мешки, а потом увозил на двух повозках. Как правило, имя Михаила Ломоносова прочно ассоциируется с учреждением Московского университета в 1755 году. Ученый сыграл ключевую роль в устройстве высшего учебного заведения. По меткому выражению А.С. Пушкина, «он сам был нашим первым университетом».
После смерти Елизаветы Петровны в академических кругах начались нападки на Ломоносова. Теперь в чести были немецкие ученые, любимцы Петра III, от которых Михаил Васильевич отбивался как мог. Иностранцы взялись реформировать Академию наук и мало считались с мнением российского гения. С 1762 года Ломоносов начал хворать, но трудов своих не бросал. Жизнь ученого вновь изменилась, когда к власти пришла Екатерина II. Поначалу государыня с осторожностью относилась к Михаилу Васильевичу, однако фаворит новоиспеченной императрицы Григорий Орлов покровительствовал Ломоносову и убедил императрицу проявить благосклонность. Желая соответствовать образу просвещенной правительницы, Екатерина II начала проявлять неподдельный интерес к трудам Ломоносова и даже побывала у него в гостях, где шесть часов слушала ученого, рассказывающего об открытиях и теориях. Когда в 1765 году Михаил Васильевич скончался, императрица распорядилась все его работы и документы перевезти во дворец и надежно спрятать, чтобы те «случайно» не ускользнули и не оказались заграницей. В 1787 году художник Леонтий Миропольский скопировал портрет великого ученого с оригинального произведения, написанного Георгом фон Преннером.
Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами (художник Стефано Торелли)
В 1774 году подписанием Кючук-Кайнарджийского мирного договора завершилась очередная русско-турецкая война. Российская империя получила выход к Черному морю, открывавший возможности размещения торговых и военных судов. Впереди было присоединение к России Крыма, триумфальный вояж Екатерины II по новым территориям, а также конфликт 1787-1791 годов, после которого турки окончательно смирились с понесенными ими потерями. Планы императрицы распространялись еще дальше: в мечтах о так называемом «Греческом проекте» она планировала разгромить Османскую империю и фактически возродить Второй Рим – Византийскую империю.
Полотно итальянского живописца Стефано Торелли показывает Екатерину II на вершине триумфа и могущества. Она доказала, что является истинной последовательницей Петра Великого. А для правительницы, пришедшей к власти в результате дворцового переворота, это значило очень много. На картине присутствуют как реальные исторические персонажи, так и фигуры вымышленные. Государыню, сидящую в колеснице в образе богини Минервы, благодарят народы южных рубежей России. Близ государыни – ее верные сподвижники: братья Орловы, П.А. Румянцев, П.И. Панин, В.М. Долгорукий, Н.В. Репнин. Все они кавалеры ордена Святого Георгия, учрежденного императрицей. Картину написали по заказу полководца Петра Румянцева – для его собственного изображения позировал сын. Долгое время полотно находилось в Эрмитаже, а в 1828 году фактически вернулось заказчику – Николай I передал его Румянцевскому музею.
Военный совет в Филях (художник Алексей Кившенко)
Отечественная война 1812 года стала не только временем для героизма, отваги и храбрости русских военных, но и для принятия трудных решений. 1 сентября Михаил Илларионович Кутузов созывает совещание в деревне Фили и предлагает оставить Москву без боя. Армии необходимо оправиться после Бородинского сражения. «Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем Москву и Россию», – говорил Кутузов. Полководец предложил Тарутинский марш-маневр: двинуться по Рязанской дороге, а затем – перебраться на Калужскую. Находясь в укрепленном лагере, можно было набраться сил, запастись продовольствием и направить в тыл врага партизанские отряды. Как показали дальнейшие события, расчет Кутузова оказался абсолютно верным, однако на совете мнения разделились.
Алексей Кившенко пишет картину в 1880 году в качестве иллюстрации для романа Л.Н. Толстого «Война и мир». По замыслу художника, происходящее мы видим глазами крестьянской девочки Малаши, живущей в избе с родителями. На картине Малаша тоже присутствует: лежит на печи (в левом верхнем углу). Разумеется, здесь художник и писатель позволили себе вольность, в реальной жизни ребенку не позволили бы присутствовать на совещании государственной важности, пусть даже и проходящем в избушке. По левую руку от Кутузова изображены генерал-лейтенанты Петр Коновницын, Николай Раевский и Александр Остерман-Толстой. Последние поддерживали командующего, а вот Коновницын выступал за решительное сопротивление. В красном углу – Михаил Барклай-де-Толли, а чуть поодаль – Федор Уваров. Они тоже согласны с Кутузовым. Более других сдаче Москвы противился генерал от инфантерии Дмитрий Дохтуров. В письме домой он впоследствии напишет: «Я, слава Богу, совершенно здоров, но я в отчаянии, что оставляют Москву. Какой ужас! <…> Какой стыд для русских покинуть отчизну без малейшего ружейного выстрела и без боя». С таким мнением согласны были генерал-майор Алексей Ермолов и генерал Леонтий Беннигсен. Тем не менее тонкий расчет М.И. Кутузова полностью оправдался: после бессмысленного пребывания в пустом, сожженном городе, следования по разоренной дороге, атак «летучих отрядов» наполеоновская армия потеряла боеспособность и бежала из России. К 25 декабря 1812 года неудавшиеся завоеватели окончательно покинули нашу страну.
Чтение манифеста (художник Борис Кустодиев)
Спустя почти полвека после выхода манифеста 19 февраля 1861 года крестьянский вопрос, хотя и в значительно измененном виде, не терял своей актуальности. В 1909 году, когда Борис Кустодиев написал картину, вопрос малоземелья по-прежнему волновал подавляющее большинство жителей Российской империи. И все же 48 лет – достаточный срок для того, чтобы подвести итоги. Художник изображает нарядного чиновника, зачитывающего крестьянам долгожданный манифест (кстати, даже после этого многие полагали, что их обманули и дали «не ту волю»). После прочтения он не задержится в деревне надолго, его уже ждут сани. В следующем населенном пункте он проделает ту же работу. Крестьяне повернуты к нам спиной, их лиц не видно. И такой замысел неслучаен. Едва ли кто-то из присутствующих тогда испытывал восторг, скорее – чувство тревоги, недоверия, недосказанности.
По-другому и быть не могло: к отмене крепостного права шли долго и мучительно, с опозданием и оговорками. Понимая низкую эффективность крепостного труда и бесчеловечность владения «душами», власть боялась навлечь на себя гнев помещиков и действовала осторожно. Сообщив представителям дворянства, что крепостное право лучше отменить «сверху», Александр II был, безусловно, прав. Однако условия получения той самой воли не оправдали ожиданий ни крестьян, ни помещиков.
«Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..», – писал Н.А. Некрасов. На крестьян легли отработки и выкупные платежи. К 1909 году, когда Борис Кустодиев завершил свое полотно, многое изменилось. За крестьянской реформой последовали другие: земская, судебная, военная. К 1910-м годам не было ни подушной подати, ни выкупных платежей, ни рекрутчины. Благодаря столыпинской аграрной реформе, крестьяне получили возможность покидать общину, переселяться, становиться настоящими хозяевами своей земли, и становились порой довольно зажиточными. Но этого им уже было мало, да и тех двадцати лет покоя, о которых просил премьер-министр, не случилось.
Манифестация 17 октября 1905 года (художник Илья Репин)
Начало двадцатого столетия выдалось для Российской империи неспокойным. Неудачи в войне против Японии, недовольство сразу нескольких сословий своим положением, назревшая необходимость народного представительства и участия в политической жизни страны – все эти факторы привели к началу Первой русской революции 1905-1907 годов. Казалось, катастрофа приближается неумолимо: от трагедии 9 января до Всероссийской октябрьской стачки прошло несколько месяцев, и буря негодования не стихала. Художник Илья Ефимович Репин вместе со 113 коллегами подписывает обращение к правительству и требует «немедленного и полного изменения государственного строя путем призыва к законодательной и административной работе свободно выбранных представителей от народа». 17 октября 1905 года Николай II издает Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», учреждает парламент и дарует населению гражданские права. «И вот плотина прорвана, теперь уже не остановить этой силы скопившейся реки – она хлынула!», – восторженно отзывается на это событие живописец.
В 1907 году Репин приступает к созданию картины «Манифестация 17 октября 1905 года». На ее написание у него ушло около четырех лет. «Это движение русского прогрессивного общества по площади большого города в экстазе общего ликования», – так описывал свою работу Илья Ефимович. Современники художника признавали, что ему мастерски удалось передать атмосферу того времени и настроение героев картины: неспокойное, ошеломленное, восторженное. Художник изобразил на полотне не только абстрактные образы, но и вполне реальных, знакомых ему людей: критика Владимира Стасова и актрису Лидию Яворскую (в красном платье и с букетом в руках). В глаза бросается и другая деталь – среди манифестантов не видно ни крестьян, ни рабочих, здесь сплошь нарядные барышни, мужчины в сюртуках или чиновничьей форме, студенты. Однако для подавляющего большинства населения огромной страны все только начинается. Впереди – революционные события 1917 года, после которых в истории Российской империи будет поставлена точка.
Обложка: В.С. Садовников «Открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади», 1859 год
Источник: https://commons.wikimedia.org
Новое
Видео
Вячеслав Тихонов: «Войну в этой картине нельзя было в цвете снимать»
Вячеслав Тихонов: «Войну в этой картине нельзя было в цвете снимать»
1812. Полководцы
1812. Полководцы
Внутренняя политика Российской империи 1801-1812
Внутренняя политика Российской империи 1801-1812 гг. Курс 9-ого класса, урок второй