«Боевой Крымский мост», или мост через Севастопольскую бухту

9/8/2021

Первый мост появился в сентябре 1854 года

25 декабря 2019 года состоялось историческое событие: в Севастополь прибыл первый поезд по новому Крымскому мосту. Мы уже рассказывали, какие попытки проводились, чтобы создать это сооружение «Когда был построен первый Крымский мост?». И вот, несмотря на то что злопыхатели из Украины, Европы и Америки предрекали нам громкую неудачу, мы получили громкий успех. Есть повод для гордости. Несмотря на все санкции, на всевозможные происки, мы имеем самый большой и красивый мост в Европе. Мост решил все проблемы, которые еще оставались в Крыму.

Теперь через бухту

Но вот теперь на повестку дня может стать строительство другого моста – через Севастопольскую бухту. Кто бывал в Севастополе, обязательно посещал и бухту, видел суровые бастионы, охраняющие вход и не подозревал, что она действительно очень большая и практически разделяет город на две части. Чтобы добраться из Ленинского района на Северную сторону, нужно проехать на машине 30 километров. Для развивающегося города это недопустимая роскошь. Конечно, через бухту ходят паромы и катера, но это не всегда доступно. Осенние шторма иногда на долгое время изолируют Северную часть от остального города.

Плавучие мосты Южной бухты

На сегодняшний день имеется положительное заключение Главгосэкспертизы на строительство нового моста. Президент России Владимир Путин дал поручение проработать возможные варианты транспортного перехода. Ну а нам остается только дождаться, когда большие планы начнут обрастать практическими решениями. Подождем, а пока вспомним, как эту проблему решали наши предки еще в позапрошлом веке.

Мосты воюющего города

Вопрос о размещении подобного моста возник сразу после Великой Отечественной войны. Годы были трудные, полстраны лежало в развалинах, да и технических вопросов было больше, чем ответов. Против выступало и командование флота. Моряки выражали опасения, что если мост разрушится, его обломки заблокируют боевые корабли в бухте.

Изображение Севастопольского моста от пресс-службы правительства Севастополя

Но в нашей истории был случай, когда даже несколько мостов появилось в Севастополе. И строили их не в мирное время. В 1854 году защитники города русской воинской славы отчаянно отбивались от союзных войск Британии, Франции, Османской империи и Сардинского королевства. Севастопольская бухта, глубоко врезавшаяся в сушу, имела сложную конфигурацию и часто лишала защитников необходимого маневра. Переброска войск с одного берега на другой была иногда непосильной задачей. Вот и родилась идея связать два берега временными мостами.

Мост с Северной стороны на Южную

Первый мост появился в сентябре 1854 года в Южной бухте Севастополя и успешно работал до весны 1855-го. 28 марта 1855 года союзники предприняли вторую усиленную бомбардировку города. За 10 дней на город обрушилось 165 тысяч артиллерийских снарядов. Такого огненного вала мост не выдержал и был разрушен, но выстояли защитники города.

Вид на отступление по плавучему мосту и горящую Южную сторону Севастополя

Восстановить мост предложил адмирал Павел Степанович Нахимов. Правда, сооружение перенесли немного дальше в той же Южной бухте. Мост, по сути, был понтонным, – сделан из плотов и крепился якорями. Уже намного позже, в 1980-х годах, во время ремонта железной дороги, один из таких якорей нашли рабочие. Сегодня все желающие могут увидеть его на Историческом бульваре у панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 годов». Этот мост продержался до мая 1855 года.

Врагу вопреки…

Но самым значимым сооружением стал мост, протянувшийся с Южной стороны на Северную. Для атакующих союзников осада города стала настоящим позором. Имея значительный перевес в силах, они ничего не могли сделать против русского гарнизона. Тем не менее сообщение между Северной и Южной сторонами Севастополя ухудшалось с каждым днем. Была опасность, что придется эвакуировать войска из Южной части города. Генерал-лейтенант Александр Ефимович Бухмейстер предложил протянуть плавучий мост от Николаевской до Михайловской батареи. Не все поддержали проект, но командование в лице князя Михаила Дмитриевича Горчакова одобрило инициативу.

Слева направо: Бухмейер, Куприянов и Лихачёв

Бухмейстер и возглавил эту стройку, что позволило ему войти в плеяду героев Севастополя. Мост возвели очень быстро, учитывая сложную обстановку. Материал привозили из Херсона на телегах. Работы были начаты 14 июля, а уже 15 августа 1855 года первые бойцы могли по нему пройти. Длина моста составила 450 саженей, или 960 метров. Мост состоял из 86 плотов, которые удерживались на плаву якорями. Он начинался у Николаевской батареи, что способствовало ее защите.

Последний парад

24 августа 1855 года началась шестая бомбардировка Севастополя, которая нанесла тяжелый урон позициям на Малаховом кургане, но только 27 августа враг прорвал оборону. От командования поступил приказ покинуть позиции Южной стороны, что было встречено обороняющимися крайне негативно. Старшим офицерам пришлось применить силу, чтобы заставить защитников начать отход по мосту. Вместе с защитниками по мосту отходили и гражданские лица, которым разрешили взять с собой только ручной багаж.

Севастополь 1855 г.

Для прикрытия были оставлены войска, состоящие из пехоты, саперов, артиллеристов и моряков. Возглавлял отход генерал Александр Петрович Хрущев. Эти отряды получили приказ уничтожать все, чтобы не досталось врагу. Уничтожали все, что невозможно было вывезти, взрывали пороховые склады и артиллерийские орудия. Ночью был дан сигнал, по которому с Южной стороны эвакуировались группы прикрытия. После отхода последних защитников мост был разведен и прекратил свое существование. Южная сторона пылала два дня, не давая закрепиться неприятелю. Но и после этого союзники с большой опаской входили на территории, оставленные русскими солдатами.

Битва за Севастополь 1855 г.

На этом заканчивается история севастопольских мостов сурового 1855 года, но мы надеемся, что новейшая история для них только начинается.