Дамский мундир
Как появился дамский мундир, и кто его носил?
Война в кружевах
Конец XII и большая часть XVIII века — период военной истории, называемый, «война в кружевах». Большое внимание уделялось внешнему виду солдат и тому, чтобы их обмундирование соответствовало последним веяниям моды. Несмотря на негласный запрет на ношение женщинами мужской одежды, были случаи, когда его тем или иным способом обходили. Появление женского мундира позволило дамам выглядеть «амазонками», а августейшим особам с большей помпой принимать парады и поддерживать дух войск, ощущавших большее единение со своей правительницей.
«По-моему, нет одеяния почетнее и дороже мундира»
Вопрос об особой военной форме для женщин встал в России в XVIII столетии, которое недаром прозвали «бабьим веком»: 67 лет из 100 русский трон занимали правящие императрицы. Екатерина I и Анна Иоанновна интереса к этой теме не проявляли, зато Елизавета Петровна прекрасно умела носить мужскую одежду и обходилась обычным офицерским мундиром. Но необходимость в специальной одежде для военных парадов почувствовала Екатерина II. Ей была очень важна поддержка армии. В первую очередь – гвардейских полков, которые возвели ее на трон. Во время дворцового переворота, она была одета в мундир одного из двух самых старых гвардейских полков России – Семеновского. Мундир она ценила высоко, считая, что «нет одеяния почётнее», но сидели они на царице плохо, особенно когда её фигура начала расплываться. К тому же, ношение мужской одежды могло вызывать недовольство и кривотолки среди подданных, пришлось искать компромисс. Так появились «мундирные платья».
Сейчас в запасниках Эрмитажа и Павловского дворца хранится большая часть военных туалетов Екатерины Великой: в полковых цветах, с кроем рукавов, спинки и воротника, напоминающим мужской, и отделкой в виде форменного шитья и пуговиц. Екатерина II носила платья, сшитые по образу мундира, не только на военных смотрах и полковых праздниках. Она надевала их при спуске на воду военных кораблей, в годовщины побед, в церковные праздники — Усекновения главы Иоанна Предтечи (поминовение всех воинов, павших на поле брани) и Крещения Господня. Одеяние императрицы соответствовало ее статусу шефа гвардейских полков. Со смертью Екатерины Великой завершилась эпоха женских царствований. Но не история мундирных платьев.
«Имя Ольги, белый ментик и штандарт…»
«Когда я проснулась в день Нового года, мне принесли пакет, отправителем которого было Военное министерство. В нем было мое назначение шефом 3-го гусарского Елисаветградского полка. Я почти задушила Папа, устроившего этот сюрприз, в своих объятьях <…> Потом дядя Михаил провел передо мной моих гусар в их чудесной белой форме, с белым ментиком. Папа непременно хотел нарядить меня так же, включая расшитые чакчиры генерала. Я же протестовала против брюк, Папа настаивал на этом, и впервые в жизни он рассердился на меня. Наконец был найден выход: вышивка должна была быть нашита на мою верховую юбку; со всем же остальным, включая саблю, я согласилась. Папа представил меня разным лицам в форме моего полка и заказал для полка мой портрет в форме елисаветградских гусар. <…> Он выразил желание, чтобы я сочинила для моих гусар полковой марш».
Это воспоминания дочери Николая I, великой княжны Ольги Николаевны. Чины Елисаветградского полка, шефом которого она была, нередко назвались «Ольгины гусары». Именно с её именем связано возрождение в 1845 г. мундирных платьев. Тип «дамского мундира» с юбкой для верховой езды, отделанной форменным шитьём наподобие офицерских брюк, просуществовал вплоть до 1917 года.
После Ольги Николаевны мундирные платья своих шефских полков носили: супруга Александра III императрица Мария Фёдоровна (Лейб-гвардии Кирасирского Её Величества и Кавалергардского), её невестка — императрица Александра Фёдоровна (Лейб-гвардии Уланского Её Величества), её дочь — великая княгиня Ольга Александровна (12-го гусарского Ахтырского), а также внучки — дочери Николая II. Старшая из них, полная тезка своей двоюродной прабабки, также стала шефом 3-го гусарского Елисаветградского полка.
Некогда Елисаветградцев отличали белые ментики — с ними был связан славный эпизод боевой истории полка. Впоследствии ментики отменили. После назначения нового шефа офицеры полка задались целью вернуть их. 3 ноября 1911 года депутация от полка прибыла в Ливадийский дворец в Крыму, где находилась Царская семья. Во время бала по случаю совершеннолетия Ольги Николаевны полковник Мартынов был вызван к царю, поздравившему его и через него весь полк с возвращением белых ментиков. Через три месяца, 1 февраля 1912 г., великая княжна Ольга с явным удовольствием записала в своём дневнике: «После уроков как всегда завтракали с Папа и Мама. С нами завтракал сегодня Полковник Мартынов, командир моего полка, который подарил мне ментик белый и цветы от полка».
Последним парадом, на котором Елисаветградцы, в зимней парадной форме, т.е. с ментиками, присутствовали вместе со своим шефом, стал высочайший смотр 5 августа 1913 года в Новом Петергофе. Ольга Николаевна находилась во главе своих гусар и представляла свой полк отцу-императору.
Уже через год началась Первая мировая война, унесшая жизни многих офицеров и гусар, а последовавшая за ней революция разметала оставшихся по всему свету. Полковому шефу, великой княжне Ольге, как и всей Царской семье, был уготован мученический венец. Сохранились мундирные платья её и её сестёр, Татьяны Николаевны, шефа 8-го уланского Вознесенского полка, и Марии Николаевны, шефа 9-го драгунского Казанского полка.Ныне они украшают экспозицию музея Первой мировой войны в Царском селе, «Ратную палату».
Гусары смерти и бессмертные гусары
Мундирные платья нельзя назвать чисто русским явлением. Супруги и дочери европейских монархов также нередко были шефами полков в своих армиях и в торжественных случаях надевали дамский вариант полковой формы. Известно, например, множество фотографий Виктории-Луизы Прусской, дочери германского кайзера Вильгельма II, в мундирном платье «чёрных гусар смерти». Этот полк имеет древнюю историю и отличался удивительным бесстрашием и массовым героизмом, а также эмблемой на головных уборах — Адамовой головой. Интересно, что в Русской Императорской армии существовал полк с аналогичной символикой, прозванный, правда, «бессмертными гусарами», — 5-й гусарский Александрийский, — и его шефом тоже была дама, последняя русская императрица Александра Фёдоровна.
Обложка: Великая княгиня Ольга Николаевна в мундире 3-го гусарского Елисаветградского полка, фото около 1910 года.
Источник: ru.wikipedia.org