Екатерина I
Екатерина I Алексеевна
Биография императрицы Екатерины I Алексеевны, волей цепочки случайностей ставшей первой самодержавной правительницей России, удивительна. С историей восхождения с самых низов на самый верх этой незаурядной женщины вряд ли могут сравниться судьбы всех последующих царственных особ на российском троне.
Детство и юность
Детство и юность Екатерины I, тогда никому ещё не известной девушки по имени Марта, прошли в Лифляндии – на землях, ставших на рубеже XVII–XVIII вв. ареной очередного этапа непримиримого соперничества Русского царства и Шведского королевства. Историки до сих пор спорят, где именно дочь латышского или литовского крестьянина Самуила Скавронского появилась на свет. По одним сведениям, это произошло 5 (15) апреля 1684 года где-то в Видземе, на территории сегодняшней центральной Латвии, по другим – ее родиной стал Дерпт (ныне эстонский Тарту). Кроме места рождения Марты, не совсем понятно и ее происхождение – фамилия Skowroński/Skawroński весьма распространена в современной Польше, и есть предположение, что Самуил Скавронский был беглым крестьянином знаменитого магната Великого княжества Литовского Казимира Яна Сапеги. В любом случае, в части биографии Екатерины I, касающейся ее семьи, места и даты рождения, слишком много белых пятен.
Как бы то ни было, но родителей будущей супруги русского государя рано унесла чума, и сирота в итоге оказалась на воспитании у лютеранского пастора Эрнста Глюка, проживавшего в городе Мариенбург (нынешний Алуксне на северо-востоке Латвии). В возрасте 17 лет Марту отдали замуж за шведского кавалериста, драгуна Иоганна Крузе (по другим данным, он носил фамилию Рабе), но брак длился считанные дни. Собственным хозяйством пара обзавестись не успела – совсем скоро Иоганн ушёл на войну, где и сгинул, а его молодая вдова вновь осталась в доме пастора.
В конце 1701 года русская армия под командованием генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, пользуясь тем, что основные силы шведов завязли в Саксонии и Речи Посполитой, вторглась в Лифляндию и в течение следующего года добилась ряда побед. В числе прочих в конце августа 1702 года Шереметев захватил крепость Мариенбург, взяв в плен около 400 местных жителей, в том числе и пастора Глюка вместе с семьей и прислугой. Приметив молодую служанку священника, фельдмаршал оставил ее при себе, однако долго владеть добычей ему не удалось. Вскоре молодая расторопная женщина стала служанкой и любовницей другого русского вельможи – ее буквально отобрал у Шереметева Александр Данилович Меншиков, чем того смертельно обидел. Сопротивляться напору более молодого любимца царя фельдмаршал не мог. Впрочем, есть сведения, что до того, как попасть к Меншикову, Марта Крузе успела некоторое время побывать трофеем не фельдмаршала, а второго шведского драгуна в своей жизни – перешедшего на русскую службу полковника Родиона Христиановича Боура.
Супруга государя
Граф Меншиков отвез Марту в Петербург, где осенью 1703 года в один из приездов в новую столицу женщину увидел царь. Петру понравилось то, как Марта непринужденно вела себя, прислуживая государю за ужином, и по его знаку она сначала отправилась стелить царскую кровать, а затем и осталась в спальне Петра на ночь.
Поначалу жизнь Марты оставалась практически прежней – она всё так же жила в доме Меншикова, видясь с Петром лишь во время его визитов в Петербург. Однако постепенно влияние женщины на царя становилось всё сильнее. Злые языки даже поговаривали, что не обошлось без ворожбы – настолько легко Марта могла укротить необузданную натуру Петра, при этом сама оставаясь ласковой и спокойной.
Весной 1704 года Марта родила от Петра сына, но мальчик, названный в честь отца, вскоре умер. Следом в 1705 году у царской фаворитки появился на свет второй ребенок, Павел, который также прожил совсем недолго. Именно тогда царь отправил Марту в подмосковное село Преображенское, на попечение своей любимой сестры Натальи Алексеевны. Здесь уже жили две сестры Меншикова и несколько его любовниц, которые в будущем составят ближайшее окружение императрицы. Под наблюдением царевны Натальи Марта Скавронская обучалась русскому языку и этикету.
В 1707 или 1708 гг. лютеранка Марта Скавронская приняла православие, сменив имя – теперь она звалась Екатериной Алексеевной Михайловой. Новое её имя и раньше употреблялось в обиходе, отчество же досталось от крестного, царевича Алексея Петровича, который воспитывался здесь же, в Преображенском. Что касается фамилии «Михайлов», то ее любил использовать сам царь, когда нужно было остаться инкогнито – так лифляндская сирота «породнилась» с русским государем первый раз. К этому моменту Екатерина стала фактической супругой Петра, родив ему в 1708–1709 гг. двух дочерей – Анну и Елизавету, будущую российскую императрицу. Примерно в то же время Екатерина начинает сопровождать мужа во всех его деловых поездках и военных походах.
Считается, что окончательной причиной официальной женитьбы царя на Екатерине стал неудачный Прутский поход русской армии, предпринятый летом 1711 года. Ещё накануне выступления войска в Молдавию Пётр повелел считать Екатерину своей женой и русской царицей, а то, как Екатерина, будучи на седьмом месяце очередной беременности, проявила себя в походе, вероятно, развеяло последние сомнения государя. Царица стойко переносила все лишения, а в критический момент, как сообщают некоторые источники, не задумываясь рассталась со всеми своими украшениями и драгоценностями. Они пошли на подкуп турецкого командования и способствовали заключению мирного соглашения, сохранившего русскую армию. Впоследствии в память об этих события Пётр учредил для любимой супруги специальный орден Святой Екатерины.
Венчание Петра и Екатерины состоялось 19 февраля (1 марта) 1712 года в маленькой деревянной церкви Исаакия Далматского в Петербурге, вместо которой впоследствии будет возведен знаменитый Исаакиевский собор. Впереди было 12 лет счастливого брака – счастливого ровно настолько, насколько это позволяла натура царя. Склонный к внезапным сменам настроения, порой свирепый и жестокий, с Екатериной Пётр становился нежным и ласковым. Царица со своей стороны спокойно смотрела на многочисленные измены мужа, оставаясь единственной способной гасить как вспышки его гнева, так и жестокие приступы мигрени, мучавшие Петра в последние годы жизни. В браке царица родила Петру ещё пятерых детей (все умерли в малолетстве), а всего венценосная пара имела не менее восьми сыновей и дочерей.
Во главе государства
7 (18) мая 1724 года в Успенском соборе Московского Кремля Пётр короновал Екатерину как российскую императрицу (сам он к тому моменту носил императорский титул более двух лет), однако это стало началом конца более чем 20-летних супружеских отношений. Осенью того же года государь заподозрил Екатерину в супружеской измене с ее камергером Виллимом Монсом. Разрыв был молниеносным. Истинному или мнимому любовнику императрицы, обвиненному во взяточничестве, отрубили голову, которую Пётр преподнес супруге на серебряном подносе. С этого момента он отстранил Екатерину от себя, примирившись с ней только на смертном одре, умирая в агонии.
В начале 1725 года здоровье императора резко ухудшилось, и вопрос престолонаследия стал самым обсуждаемым в придворных кругах. Ещё в феврале 1722 года Пётр отменил прежде действовавший порядок наследования престола старшим потомком по мужской линии. Теперь получить бразды правления государством мог любой человек, указанный самим императором, однако продиктовать свою волю Пётр Великий не успел. Ранним утром 28 января (8 февраля) 1725 года он умер, не приходя в сознание и не оставив завещания и назначенного преемника.
Старая родовая знать желала видеть на престоле 9-летнего Петра Алексеевича – сына казненного Петром I царевича Алексея. В то же время «птенцы гнезда Петрова» во главе со светлейшим князем Александром Даниловичем Меньшиковым не без основания подозревали в этой кандидатуре угрозу своему положению. Дело решила преданная покойному императору и лично Екатерине гвардия – офицеры Преображенского полка явились на заседание Сената, решавшего вопрос о престолонаследии, и императрица была единогласно провозглашена «всепресветлейшей, державнейшей великой государыней императрицей Екатериной Алексеевной, самодержицей всероссийской». Кровопролития при этом удалось избежать. В тот же день 28 января (8 февраля) 1725 года императрица взошла на престол под именем Екатерины I – в России началась «эпоха императриц», продлившаяся фактически весь оставшийся XVIII век.
Внутренняя и внешняя политика Екатерины I
Не получившая сколь-нибудь системного образования, Екатерина I мало интересовалась государственными делами и никогда к этому не стремилась. Она всячески уклонялась от решения важнейших проблем, а вся власть сосредоточилась в руках князя Меншикова и нескольких его соратников – П.А. Толстого, Ф.М. Апраксина, Г.И. Головкина и других. Через год царствования Екатерины I, в феврале 1726 года, этими людьми был создан Верховный тайный совет как высший совещательный орган, обсуждавший наиболее серьёзные государственные вопросы и доносивший их решения до императрицы. Одновременно резко снизилась роль Сената в политической жизни страны – теперь он практически ничего не решал. Полагаясь в делах управления государством на министров Верховного тайного совета, императрица почти полностью посвятила себя роскошным балам и ассамблеям, которые так любил Петр.
В годы правления Екатерины I реформы, в том числе во внутренней и внешней политике, не несли какого-либо серьёзного характера – наоборот, широкая реформаторская деятельность ее великого предшественника во многом была свернута. Изнурительные войны, которые несколько десятилетий вела Россия, а также череда неурожайных лет истощили казну и привели к обнищанию крестьян и росту цен на хлеб. Чтобы снизить риск голодных бунтов, пришлось уменьшить подушевой налог, однако одновременно крестьяне утратили право на отхожий промысел. Дворянам разрешили увольняться на трехлетний срок из армии, также теперь они получили право заниматься торговлей и открывать мануфактуры. «»
Пытаясь сократить расходы казны, Верховный тайный совет уменьшил численность армии и офицерского корпуса, ликвидировал ряд созданных Петром I учреждений и упразднил многие чиновничьи должности. Для оживления торговли были сняты многие ограничения для иностранных купцов, изменены в сторону уменьшения таможенные тарифы. Наряду с этим, в стране процветали казнокрадство, самодурство воевод и борьба за власть на местах. Промышленность и торговля, лишённые государственной поддержки, приходили в упадок.
Два с небольшим года правления Екатерины I не ознаменовались сколь-нибудь значительными изменениями во внешней политике России. В 1725–1727 гг. империя не вела больших войн – лишь на Кавказе против персов действовал небольшой экспедиционный корпус князя В.В. Долгорукова, да в Европе Екатерина пыталась поддержать интересы своего зятя, герцога Карла-Фридриха Гольштейн-Готторпского. Тот пытался отвоевать отнятый у него Данией Шлезвиг. На дипломатическом фронте Россия обеспечивала соблюдение Ништадтского мира, а также заключила Венский договор с императором Священной Римской империи Карлом VI, положивший основу русско-австрийского военно-политического союза второй четверти XVIII века.
Смерть и завещание Екатерины I
К весне 1727 года здоровье 43-летней российской самодержицы оказалось подорвано бесконечной чередой балов и кутежей. Никогда прежде не жаловавшаяся на самочувствие женщина слегла, ее душил кашель и била сильная лихорадка – доселе счастливая судьба Екатерины I будто отвернулась от нее. Императрица слабела день ото дня, и около 21:00 6 (17) мая 1727 года придворные врачи зафиксировали смерть Екатерины I по причине абсцесса лёгкого. Другой причиной мог стать сильнейший приступ ревматизма, но эта версия менее популярна среди исследователей. Похоронили императрицу Екатерину I в недостроенном на тот момент Петропавловском соборе рядом с Петром Великим. На белом мраморном саркофаге мастер выбил даты жизни и смерти Екатерины I: 1684–1727.
В отличие от мужа, Екатерина I оставила после себя завещание – правда, составлено оно было князем Меншиковым и первым министром герцога Карла-Фридриха графом Геннинг-Фридрихом Бассевичем, а подписала его дочь Екатерины Елизавета. Согласно завещанию, престол наследовал внук Петра Великого Пётр Алексеевич – будущий Пётр II. Также документ определял полномочия Верховного совета, порядок опеки над несовершеннолетним императором и процедуру престолонаследия в случае его смерти. Согласно завещанию, наследниками первой очереди объявлялись старшая дочь Петра I и Екатерины I Анна Петровна и ее потомки, следующей шла Елизавета Петровна с потомками, и лишь наследницей третьей очереди оставалась сестра Петра II. Именно на этот документ заложил основу претензий на престол будущей императрицы Елизаветы Петровны. Кроме того, завещание требовало от государственных мужей содействия в заключении брака между Петром II и одной из дочерей Меншикова – так светлейший князь пытался не упустить ускользающую от него власть.
Итоги деятельности Екатерины I
Прожив не самую долгую жизнь, Екатерина I оставила после себя противоречивую память. Плохо это или хорошо, но она не успела проявить себя как государственный деятель. Судя по всему, первая русская императрица была далеко не красавицей, но мужчинам нравился живой и лёгкий характер Екатерины I. Солдаты уважали и любили ее за способность стойко переносить тяготы похода – долго держаться в седле, спать в простом шатре и есть грубую пищу.
Простой люд ценил ее за отзывчивость и способность сострадать горю. Влияние же Екатерины на своего мужа трудно переоценить – он посвящал ее во все свои планы, только она, до тонкостей зная характер Петра, умела ему угодить, успокоить его, разделить с ним любые радости и невзгоды. Кто знает, не было ли тому причиной незнатное происхождение бедной лифляндской девочки?
Обложка: Неизвестный художник первой четверти XVIII века. Портрет Екатерины I (тип Натье). XVIII в.
© Государственный Русский музей
Источник: https://rusmuseumvrm.ru