Призреть и обучить: как Петр Великий беспризорников спасал

11/15/2019

15 ноября 1714 года Петр I издает указ об открытии приютов для сирот и беспризорных детей.

Дети Смутного времени

Проблема беспризорников и сирот возникла в России гораздо раньше воцарения Петра I. Самых катастрофических масштабов она достигла в семнадцатом столетии во время Смуты. В начале века начался голод, повлекший за собой разруху в деревнях. Затем поток обездоленных сельских жителей хлынул в города. Многие отчаивались на преступный промысел: начинали грабить, разбойничать. Нестабильное положение усугублялось иностранной интервенцией и частой сменой правителей в государстве.

Дети, потерявшие семьи, редко могли выжить без посторонней помощи и тоже отправлялись за лучшей долей в крупные города. Количество беспризорников увеличивалось и в больших, и в малых городах. Вскоре детей оказалось так много, что не замечать проблему стало невозможно и попросту бесчеловечно. Первые Романовы соглашаются на открытие нескольких приютов при церквях. По инициативе царя Федора Алексеевича создаются и так называемые приюты-дворы, в которых беспризорников учили грамоте и разным ремеслам. Со временем властям становится ясно, что проблема сирот требует централизованного решения.

Изгнание польских интервентов из Кремля в 1612 году. Художник Э. Лисснер. 1938 год

Жертвы петровских реформ

Идея о сиротских приютах дальнейшее развитие получает в эпоху Петра Великого. К сожалению, масштабные преобразования во всех сферах общественной жизни больно ударили по некоторым социальным слоям, как следствие – вновь появилось немало сирот и беспризорных детей. Игнорировать «неудобный» вопрос Петр I не смог, хотя и от реформаторской деятельности не отказался.

Самым пагубным образом на положении детей сказалось обнищание деревень. Не имея возможности прокормить семью из-за новых и растущих старых налогов и подворной (а с 1720-х годов подушной) подати, крестьяне часто отдавали своих детей чужим людям или вовсе выгоняли из дома в неизвестность. Как правило, такие трагедии разворачивались накануне очередной переписи населения (ревизии мужского населения). Узнав об этом, царь повелел приближенным подумать над решением проблемы, выросшей до масштабов общегосударственной.Царь Петр Первый за работой. Художник В.П. Худояров. XIX век

Проекты борьбы с беспризорностью на государев суд представили спальник Ф.С. Салтыков, экономист И.Т. Посошков и советник Петра по вопросам финансов А.А. Курбатов. Ни один из них царю не понравился, а значит, проблема оставалась нерешенной и требовала придумать нечто более эффективное.

Государь начинает действовать

Первым российским учреждением, созданным специально для содержания сирот и беспризорников, стал приют при Холмово-Успенском монастыре под Новгородом. Его организовал в 1706 году митрополит Иов. Спустя семь лет сеть церковных приютов значительно расширилась, хотя царь пока и не имел отношения к их организации. Во всех заведениях к 1713 году содержалось почти 170 человек.

Первые попытки Петра Великого законодательно оформить создание приютов потерпели фиаско из-за отсутствия финансового обеспечения. В это время продолжались реформы и затяжная Северная война, на которую уходила большая часть ресурсов государства. Наконец, 14 ноября 1715 года выходит указ «Об устройстве при церквах гошпиталей для незаконнорожденных детей», с которого принято вести отсчет истории петровских приютов. Можно было тайно принести в такой «гошпиталь» ребенка и положить его в специальную люльку. Таким образом внебрачные дети по крайней мере оставались живы, и приюты служили прежде всего для «спасения христианской души», а уже потом для нужд воспитания и образования сирот. На содержание детей отводилось полторы копейки в день. В штат приюта принимались кормилицы, чей труд тоже оплачивался.

Экзамен Петра Великого. Художник Ю. Кушевский

В годы царствования Петра I сложилась особая система воспитания сирот и беспризорников: до семилетнего возраста дети находились при монастырях, а затем отправлялись на мануфактуры для освоения полезных ремесел. Некоторых беспризорников государь приказывал передать в новые семьи, других же (если мальчик был старше десяти лет) – отдать в матросы на морские или речные суда.

И все же, несмотря на старания Петра Великого, дело шло с трудом. Число нищих, бродяг и беспризорников продолжало расти. В 1718 году раздосадованный царь со свойственной ему импульсивностью повелевает буквально отлавливать беспризорных детей, наказывать их батогами и отправлять на работу к суконному двору и другим мануфактурам. Кроме того, ответственность за незаконнорожденных детей государь впервые официально возлагает на их родителей. В «мужских» Уставах – Воинском и Морском – отдельной статьей определены меры наказания для нерадивых отцов: оплата штрафа «по содержанию младенца и матери», тюремное заключение и церковное покаяние. Спасти от подобной кары могла лишь женитьба, в результате которой ребенок переставал быть сиротой.

Воинский Устав 1716 года

Упорству Петра Первого следует отдать должное: несмотря на массу трудностей он до последнего пытался искоренить проблему сиротства и поручал борьбу с возникновением беспризорных детей то их незадачливым родителям (если таковые имелись), то церкви, то городским и центральным властям. Самый простой путь в виде карательных мер не возымел положительного результата, поэтому государь перешел к активному поиску финансов.

В декабре 1721 года Петр приказал «у всяких чинов людей, как воинских, так и духовных и статских... кроме рядовых... вычитать на каждый год от каждого рубля по копейке». А незадолго до смерти в 1724 году повелел направить сборы с деревень Чудова и Вознесенского монастырей на помощь сиротским домам. Среди сподвижников Петра Великого находились благотворители: известный ученый, преподаватель и богослов Феофан Прокопович учредил Карповскую школу для сирот и бедных детей в своем собственном доме. Она полностью содержалась на его личные средства. Школа за 15 лет выпустила 160 воспитанников, здесь преподавались иностранные языки, риторика, арифметика, геометрия и музыка.

Воспитанники приюта (дома призрения) принца П.Г. Ольденбургского

Преемница Петра Великого

Достойной продолжательницей дела Петра I стала Екатерина II. В 1764 году она поручила профессору Московского университета А.А. Барсову и деятелю просвещения И.И. Бецкому разработать проект создания приюта нового типа. Требования императрицы были выполнены, и через шесть лет открылся Московский воспитательный дом, а за ним – Петербургский. Скоро сеть заведений для сирот и беспризорников заметно разрослась, охватив Новгород, Смоленск, Ярославль и другие русские города.

Московский воспитательный дом (справа). Художник Ф. Алексеев. 1800-е годы

Многие принципы работы, впервые реализованные при Петре, здесь тоже были претворены в жизнь. Детей приносили анонимно (по некоторым свидетельствам, женщины даже надевали маски) и передавали на попечение кормилиц и воспитателей. Приюты готовили воспитанников к полноценной жизни за пределами своих стен: уровень обучения был настолько высок, что позволял выпускникам поступать в высшие учебные заведения наравне с остальными. Традиция создания приютов продолжилась уже в XIX столетии. Помощь сиротам оказывалась как на государственные средства (например, ведомство императрицы Марии Федоровны), так и на пожертвования небезразличных людей, меценатов и энтузиастов.

Обложка: Петр Первый. Художник В.А. Серов. 1907 год. Источник: pinterest.ru

Смотрите также:

«Великое посольство» Петра Первого: от турок к шведам

Идейные основы империи Петра I

Особый закон для любителей бороды: налог и спецодежда от Петра I

Кошки, водка, башмаки: топ-5 необычных указов российских государей

«Оценили по достоинству»: самые необычные награды в истории России