Идейные основы империи Петра I
22 октября (2 ноября) 1721 года царь Петр I по прошению сенаторов принял титулы Императора Всероссийского и Отца Отечества. История государства Российского вступила в новый период. Московскую Россию сменила Российская империя. Ее автором и создателем считается Петр I, за время правления которого страна изменилась так, как она не менялась после него вплоть до 1917 года. Несмотря на хорошую изученность истории имперского периода, его суть и смысл до сих пор однозначно не установлены.
Сегодня под империей понимается «крупное государственное образование, объединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра под эгидой универсальной идеи цивилизационного, религиозного, идеологического, иногда экономического характера»[1]. Какой идеей был оплодотворен политический центр России? Системообразующим народом государства был русский народ. Идея, которая заставляла его расширять свои границы, создавая империю, – защита и распространение православной веры. На православии держалась и власть царя, а впоследствии и императора.
Россия со времен своего основателя Ивана III была озабочена идеей обеспечения безопасности веры и жизни русских православных, населяющих территорию страны. В борьбе за осуществление этой идеи у страны не было ни одного постоянного союзника, а были одни враги, готовые в случае слабости России отторгнуть ее территорию, покорить, а то и поработить население. Россия находилась в состоянии типичном для своего времени, жизнеспособность государства определялась его способностью противостоять врагам. Как только народ ослабевал, он становился добычей более сильного соседа.
Речь шла о жизни и смерти, причем не только физической, но и, что гораздо страшнее, духовной. Находясь на огромной равнине, русский народ не чувствовал себя в безопасности до тех пор, пока не дошел до естественных рубежей этой равнины на юге, севере и востоке. На западе граница устанавливалась текущим соотношением сил объединенной Европы и России, поэтому эта граница была самой опасной и уязвимой.
Россия начала превращаться в империю еще при Иване Грозном, включившим в состав России Казанское ханство – первое крупное инородное государственное образование. Затем было присоединение Сибири и многие другие завоевания. При Петре I власть, народ лишь осознали и зафиксировали де-юре свою «имперскость», что и было закреплено в императорском титуле и признано европейскими державами.
Несмотря на то, что первый император провел множество преобразований, большинство их них были продолжением дела его предшественников, особенно отца – царя Алексея Михайловича. «Тишайший» царь смог без надрыва народных сил присоединить огромные территории и начал усваивать и внедрять европейские идеи, технику, технологии. Петр продолжил дело отца, но сделал несравненно больше его.
В чем была сила Петра I? Ее исток лежит в православной вере, именно она позволила Помазаннику Божию создать великую империю. Петру беспрекословно повиновались и выполняли все его приказы не потому, что он был выдающимся человеком, а потому, что за ним стоял Бог, вера в которого двигала на протяжении девятисот лет русским народом. Без этой веры Петр не смог бы реализовать и доли своих начинаний и преобразований. Его дела порой противоречили самой вере, но поскольку они все же не подрывали ее основ, то выполнялись «скрепя сердце» православными подданными.
Определяя основы и пределы своей власти, Петр I в Воинском уставе 1716 года писал: «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко Христианский Государь, по своей воле и благомнению управлять» [2]. Божественная природа царской власти позволяла Петру совершать такие поступки, которые не мог совершить никто. Например, упразднить патриаршество и ввести, фактически гражданское управление Церковью, осуществив ее «синодальное пленение».
Подорвав самостоятельность Русской православной церкви и открыв Россию для новых европейских идей, император тем самым создал условия для подрыва и основ царской власти. В страну вместе с новой техникой, технологией, наукой хлынули новые политические и философские идеи, многие из которых были секулярными. Чем больше становилось европейски образованных людей, тем слабее была православная вера. Если в XVIII веке рационализмом была охвачена только верхушка общества, то в следующем, XIX веке, под влиянием науки вера зашаталась сначала в разночинной интеллигенции, а затем и в рабочем классе, в ХХ веке засомневалось крестьянство. Чем сильнее материально становилась империя, тем более слабела она духовно, что в конце концов привело к череде русских революций и гражданской войне.
Православная основа царской власти все более истончалась. Огромные территории, завоеванные в XIX веке, были населены преимущественно неправославным населением. В начале ХХ века раскол, ереси, сектантство, другие религии и конфессии, различные формы материализма, атеизма, рационализма распространились среди некогда идейно единого православного населения страны. К концу существования империи около половины населения было либо враждебно, либо индифферентно настроено по отношению к господствующей религии и ее ценностям, и, самое главное, среди этой половины были самые активные подданные, готовые умирать за идеи, чуждые христианству.
Сегодня многие видят причину крушения государства в слабости последнего русского царя Николая II, но даже сам основатель империи Петр Великий, появись он в том времени, не смог бы спасти страну. Его власть была не от мира сего, и царь ее уже не имел. Империя, созданная православной верой и энергией Петра Великого, рухнула, лишившись главных идейных устоев в душах некогда православных подданных.
[1] Мудриченко Д.В. Империя./Политология. Словарь. — М:РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.
[2] Полное собрание законов Российской империи. Т.5. №3006. С.325.
Новое
Видео
Внешняя политика России 1801-1825 гг.: основные этапы и направления
Основной вызов этого времени, и не только для России, но и мира в целом, связан с наполеоновской агрессией. Латентная враждебность в отношении Российской империи существовала и в Англии. Даже в случаях войн с Турцией, Швецией и Ираном за спиной противников обнаруживалось французское или английское участие. Наполеон представлял исторически реализуемый западный проект, предполагавший решение двух принципиальных задач: объединения западного мира и установления мирового господства. По его мнению, все европейцы должны были составить единую нацию, куда русские не включались. Поэтому войны с европейскими государствами мыслились как внутринациональное дело, а борьба с Россией - как противостояние с внешним противником, символизирующем собой варварство. Кульминацией внешнеполитического противостояния с наполеоновской Францией стал 1812 год. Геополитические задачи, возлагаемые Наполеоном на этот поход, не ограничивались принуждением России к континентальной блокаде. В замыслах французского императора было создание на западных российских территориях ряда буферных государств (пример - Великое княжество Литовское). Одним из основных внешнеполитических последствий правления Александра I стало утверждение Российской империи как великой державы и усиление ее стабилизирующей роли в европейской политике. Однако ценой этого стала "примерка" на себя роли "европейского жандарма" (санкционирование военной интервенции в Испании, Италии и Пьемонте) и, самое главное, жертвование внешнеполитическими интересами России во имя европейской безопасности. Тем не менее, за первую четверть XIX ст. границы империи существенно расширились (Финляндия, Польша, Северный Азербайджан, Дагестан, Валахия, Грузия), обеспечив благоприятное геополитическое положение страны.
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.
Прогнозы полицейского, магната и революционера (видеоблог Петра Романова)
Прогнозы полицейского, магната и революционера (видеоблог Петра Романова)