Краткий курс истории. Паоло Трубецкой

Павел (Паоло) Трубецкой (1866–1938) – один из самых интересных и неоднозначных художников и скульпторов рубежа XIX–ХХ веков. Сын русского аристократа и американской пианистки, известный творец и деятель культуры, Трубецкой работал и жил в четырех странах – России, Италии, Франции и США. Пройдя почти полувековой творческий путь, он стал автором множества произведений искусства, большую часть из которых сотворил в России. Все его работы встречали весьма полярное отношение современников – от негодования до восхищения, – в том числе самая известная: конный памятник Александру III, который и сейчас стоит во дворе Мраморного дворца в Санкт-Петербурге.
От Шталя к Трубецкому
Судьба Павла Трубецкого очень интересна и нетипична для человека, носящего столь известную в Европе XIX века фамилию. Он был внебрачным сыном князя Петра Петровича Трубецкого и американской пианистки и певицы Ады Винанс. Познакомившись с ней в Италии, во Флоренции, князь Трубецкой влюбился в нее, причем настолько сильно, что смог добиться от российского Синода разрешения на развод со своей женой в России, что само по себе было редкостью. Более того, он смог добиться, чтобы в Италии троих его внебрачных детей, Паоло, Пьера и Луиджи, признали Трубецкими. До этого они носили вымышленную фамилию Шталь. Правда, это стоило их отцу возвращения в Россию – император Александр II запретил Трубецкому возвращаться, дабы «не допустить дух разврата» в страну.
Паоло с детства тянулся к искусству. Он не получил вообще никакого образования, но тем не менее с ранних лет пытался творить – писать картины, создавать скульптуры, а также принимал участие в местных творческих конкурсах. В 80-е годы XIX века он провел несколько выставок в США, приобрел славу скульптора, бывал наездами и в России, где его тепло принимали двоюродные братья Петр и Сергей Трубецкие. К этому времени он уже сложился как известный скульптор и художник, приобрел имя. В Петербурге он общался со многими известнейшими русскими деятелями культуры, которые тогда были объединены вокруг журнала «Мир искусства»: с Серовым, Кустодиевым, Дягилевым, Бенуа, Левитаном, Философовым… Но самым интересным и значимым моментом его пребывания и творчества в России стало участие и победа в конкурсе на памятник Александру III.
Самый спорный памятник
К моменту начала конкурса Трубецкой подошел уже очень известным в художественных и светских кругах России человеком. Он был автором множества скульптур с натуры. Стоит отметить, что его услугами пользовалась жена московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Елизавета Федоровна. Княгини Тенешева, Гагарина и другие стояли в очереди к нему, чтобы позировать и получить свои изваяния.
25 ноября 1899 года был объявлен конкурс на памятник Александру III. Памятник официально закладывался в честь основания императором Великого Сибирского пути (Транссибирской магистрали). В конкурсе приняли участие ведущие скульпторы и архитекторы России: Александр Михайлович Опекушин, Матвей Афанасьевич Чижов, Владимир Александрович Беклемишев, Артемий Лаврентьевич Обер, Роберт Романович Бах, а также архитекторы Федор Осипович Шехтель, Антоний Осипович Томишко и другие, в их числе был и Трубецкой. Интересно, что изначально конкурс не выиграл никто – все работы были отклонены, а конкурс продлен.
Трубецкой меняет свой изначальный вариант – сидящего на троне императора – на конный монумент. Обладая не только талантом, но и высокой скоростью работы, он буквально за несколько дней вылепил из глины в натуральную величину модель памятника, для которой ему позировал фельдъегерь Павел Пустов, напоминавший императора по телосложению. И критики, и царская семья встретили памятник неоднозначно, но вдовствующая императрица, жена Александра III Мария Федоровна неожиданно благословила этот вариант и покровительствовала Трубецкому. Он проработал над памятником до 1906 года, но затем уехал из России, и памятник отливался уже без него.
Торжественное открытие памятника в высочайшем присутствии императора Николая II состоялось 23 мая 1909 года. Он был установлен на Знаменской площади у Николаевского вокзала (сейчас Московский вокзал) и освящен. Памятник пережил революцию и сохранился до наших дней, несмотря на сложную судьбу, критику и неприятие. Большевики любили огородить памятник решетками во время годовщин революции, пока в итоге он не был убран в запасники Русского музея. Там, пережив Великую Отечественную войну, он простоял до 1991 года, пока не обрел свое нынешнее место во дворе Мраморного дворца.
Возвращая наследие
С 15 по 17 ноября 2018 года пройдет VII Санкт-Петербургский международный культурный форум. Российское военно-историческое общество (РВИО) представит программу мероприятий в Мраморном дворце Государственного Русского музея. На площадке РВИО состоится серия открытых экспертных дискуссий по таким значимым темам, как: памятники и храмы; военная история в кинематографе; современные музеи и их развитие; военная история в литературе и учебниках. Также в рамках форума планируется подведение итогов конкурса на творческое переосмысление того самого первого проекта памятника Александру III, который создал Паоло Трубецкой в конце XIX века. Нынешний конкурс проходил весь сентябрь 2018 года. Участникам было предложено творчески переосмыслить и обновить проект памятника – сидящего на троне императора. Памятник планируют установить в 2019 году на территории Гатчинского дворца, любимой резиденции императора Александра III.
Некогда забытый в запасниках Русского музея проект оживает и обретает вторую жизнь. Без сомнения, и самому Паоло Трубецкому было бы интересно взглянуть на его невоплотившийся замысел. В этой работе Александр III предстает восседающим на троне, который как бы возникает из глыбы постамента и одновременно опирается на нее. Весьма вероятно, что этим решением Трубецкой хотел передать традиционализм императора, его верность устоям вверенной ему предками российской державы.
Паоло Трубецкой побывал в России в последний раз в 1909 году. Тогда он посетил и свой конный памятник императору. После этого он жил за границей, где его застала Первая мировая война. США, Франция, а затем Италия – скитания и смерть в 1938 году. Паоло так и не осуществил замысел памятника в виде сидящего на троне Александра III, но через 80 лет после смерти скульптора памятник наконец-то сможет найти свое место…
Обложка: Паоло Трубецкой, фото 1898 года.
Источник: rusmuseumvrm.ru
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
День победы над Японией и окончания Второй мировой войны. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Бородинская битва. Памятные даты военной истории России