«Бумажный фронт» Великой Отечественной
Кто и как в Красной Армии занимался ведением агитационной работы среди солдат и офицеров вермахта
Великая Отечественная война стала столкновением не просто двух вооруженных армад, но и столкновением двух политических систем, что лишь добавляло ожесточения в противостояние. А там, где политика, там и идеология, с которой неразрывно связана пропаганда. И если вспомнить, насколько мощной была советская пропагандистская система, которой германская если и уступала, то совсем ненамного, становится понятно, что на фронтах Великой Отечественной шли не только обычные, но и пропагандистские сражения. «Бумажный фронт» был сформирован в первые же дни войны и оставался одной из важнейших составляющих боевых действий вплоть до самой Победы. Правда, его бойцы были не так известны, как выдающие пехотинцы, летчики, танкисты или артиллеристы, и действия их не так заметны, но и они внесли весомый вклад в победу над Германией.
Спецы по агитации
Красная Армия, в которой, как и во всей стране, политико-идеологической работе отводилось очень большое и важное место, одной из первых сделала агитационное оружие равноправным средством ведения боевых действий. «Бумажная война» стала составной частью конфликтов на озере Хасан и на Халхин-Голе, а во время Советско-финской войны 1939-40 годов пропагандистские листовки широко использовались обеими сторонами.
Военком 2-й эскадрильи 25-го истребительного авиаполка старший политрук А.А. Ивашкин перед вылетом на боевое задание берет в кабину своего И-16 пачку листовок, 1940 год, Карелия
Источник: aviadejavu.ru
Опыт таких «агитационных боевых действий» убедил Главное политическое управление Красной Армии (ГлавПУРККА) в том, что применение пропагандистских материалов на фронте может давать существенный эффект, а также в том, что этой работой нужно заниматься не от случая к случаю, а систематически. В начале октябре 1940 года в структуре ГлавПУРККА появился Седьмой отдел — отдел пропаганды среди войск и населения противника. Вскоре соответствующие седьмые отделы появились в политических управлениях всех советских приграничных военных округов, затем седьмые отделения стали создаваться в штатах политотделов армий. Низовой структурой стали старшие инструкторы по работе среди войск противника в штате политотделов стрелковых дивизий.
Подготовка к вылету советского бомбардировщика Су-2 из состава 288-го ближнебомбардировочного авиаполка Южного фронта, летчик которого берет с собой в кабину агитационные материалы
Источник: waralbum.ru
12 октября 1940 года ГлавПУРККА выпустило директиву, определявшую характер, методы и направление идеологической работы, которую следовало вести в отношении войск противника. В военной доктрине СССР в то время господствовал тезис о войне на территории противника и малой кровью, и главные идеи агитационной работы были увязаны с ним. Так, основной задачей военных пропагандистов объявлялась необходимость «политически отвоевать» у противника его собственных солдат, поскольку «в деле защиты завоеваний социализма заинтересованы трудящиеся всех стран». Но начало Великой Отечественной войны сразу же показало, насколько не соответствует действительности этот лозунг и это представление о психологии немецкого солдата.
Классовый призыв
В первый же военный день Седьмой отдел ГлавПУРККА был расширен и превращен в Седьмое управление, а три дня спустя решением Политбюро ЦК ВКП(б) создан Совет военно-политической пропаганды «в целях сосредоточения руководства всей военно-политической пропагандой и контрпропагандой среди войск и населения противника». Только за первые 12 дней войны тиражом 90 млн экземпляров (!) были отпечатаны 66 видов листовок, лозунгов и обращений, предназначавшихся для распространения в расположении войск и в тылу противника. И не просто отпечатаны, а доставлены к линии фронта и отправлены по назначению.
Загрузка в самолет агитационных листовок для немецких солдат, Западный фронт, 1942 год
Источник: victory.rusarchives.ru
Тогда же стало понятно, что традиционный способ доставки агитматериалов — разбрасывание с низколетящих самолетов — из-за плотного огня противника не только малоэффективен, но и опасен для летчиков. Малоэффективным оказался и сам пропагандистский материал, поскольку составлялся он без учета реального положения дел и реального настроя немецких солдат и офицеров. И дело было не в том, какие задачи ставили перед собой бойцы идеологического фронта. Тут как раз все было совершенно очевидно: нужно было, как это определяли циркуляры ГлавПУРККА, «разоблачить Гитлера и фашистских лидеров как врагов немецкого народа; убедить в справедливом, освободительном характере войны со стороны Советского Союза; доказать неизбежность военного поражения Германии и ее сателлитов; побудить вражеских солдат к сдаче в плен; обострить противоречия, существовавшие внутри стран «оси»; разъяснять миролюбивые планы Советского Союза среди населения освобождаемых от фашистского режима территорий».
Листовка, выпущенная ГлавПУРККА сразу после разгрома 6-й армии под Сталинградом: «Стань военнопленным и уцелей»
Источник: propagandahistory.ru
Но вот акценты, которые делались в советских агитационных материалах первых месяцев войны, не срабатывали. Пропагандисты ГлавПУРККА по-прежнему рассматривали вражеских солдат как одурманенных пропагандой и силком одетых в военную форму представителей пролетариата и крестьянства. Дескать, нужно лишь объяснить им, насколько они заблуждаются и кто их действительные враги, и немцы сразу же перейдут на сторону товарищей по классу. Но быстрое продвижение на восток убеждало тех в справедливости пропагандистских призывов Геббельса. И только после первых поражений под Ельней немцы начали прислушиваться к аргументам советских агитаторов и вчитываться в тексты листовок.
Чем хуже — тем лучше
Битва под Москвой стала тем переломным моментом, с которого начался рост эффективности идеологической работы Седьмого управления ГлавПУРККА. К этому времени на основе изучения писем немецких солдат, попавших в руки Красной Армии, военное руководство смогло провести анализ изменения морально-психологического состояния войск противника. И выяснилось, что если в июне-августе 1941 года недовольны войной были всего 18,5% личного состава вермахта, то уже в сентябре-октябре их доля составляла 43%, а в ноябре-декабре, после разгрома под Москвой, –выросла до 77 %!
Внешний вид и схема устройства агитационной бомбы АГБ-100-30 образца 1943 года
Источник: russianarms.ru
С такой «целевой аудиторией» уже можно было работать, но требовалось сместить акценты в агитационных материалах. С начала 1942 года центральное место в листовках Седьмого управления заняли убеждения в неизбежности гибели на Восточном фронте вместо обращения к классовому сознанию немецких солдат. Но и этот аргумент стал действенным далеко не сразу: провал Харьковского наступления и бросок немецких армий на юг, в сторону Кавказа и Сталинграда снижали убедительность советских листовок. Зато после разгрома 6-й армии фельдмаршала Паулюса риск навсегда остаться в русской земле стал весомой причиной для того, чтобы немецкие солдаты начали прислушиваться к советским агитматериалам.
Календарь трансформации Гитлера: агитационная листовка весны 1944 года
Источник: propagandahistory.ru
Это изменение не осталось незамеченным в Седьмом управлении, и там решили усилить идеологическое давление на противника. Для этого понадобилось расширить арсенал средств доставки листовок и пропагандистских брошюр в расположение войск противника. Перед началом войны в Советском Союзе были разработаны агитационные боеприпасы для артиллерии всех калибров – от 76-миллиметровых пушек и 82-миллиметровых батальонных минометов до снарядов калибра 305 мм, которыми стреляли, например, бронебашенные батареи под Севастополем. Но самым массовым «агитатором» был артиллерийский снаряд калибра 122 мм. Им и пользовались как основным средством доставки бумажных агитационных материалов в расположение противника, причем едва ли не чаще, чем разбрасыванием листовок с самолетов. Но стрельба «бумажными снарядами» демаскировала позиции советских артиллеристов, и к тому же была по-настоящему эффективна только там, где фронт был достаточно стабилен. А переход Красной Армии в контрнаступление на Запад требовал средств доставки, которые можно было использовать в ходе маневренной войны.
Идеологические боеприпасы
В начале 1943 года советские оружейники получили заказ на разработку и изготовление агитационной авиабомбы: такое средство доставки обеспечивало не только агитационный, но и психологических эффект, а также позволяло забрасывать пропагандистские материалы на большое расстояние от линии фронта или по направлению движения отступающего противника. В итоге на свет появилась бомба АГБ-100-30, которая вмещала в себя до 2000 листовок. Такой спецбоеприпас можно было сбрасывать с любого бомбардировщика, стоящего на вооружении Красной Армии, — от ночных У-2 до пикирующих Пе-2 и дальних Пе-8.
Листовка, выпущенная в начале 1944 года, перед началом крупномасштабного наступления Красной Армии на Запад
Источник: propagandahistory.ru
Впрочем, принятие на вооружение агитационных бомб не отменило и других агитационных боеприпасов. В окопах по-прежнему пользовались агитгранатами ВАГ-42, в сторону немцев выстреливали агитационные мины и снаряды, а летчики частенько прихватывали с собой в полет несколько пачек листовок.
«Мертвые обращаются к живым. Товарищи, где бы не находились – в окопе, в землянке, на посту, за вами неотступно будем следовать мы – тени Сталинграда». Листовка 1943 года
Источник: topwar.ru
Номенклатура этого «бумажного оружия» была очень обширной. Во-первых, на листовках печатались официальные заявления, выступления и документы, которые должны были убедить солдат противника в том, что их обманывает немецкая пропаганда. Во-вторых, широко использовались информационные и тематические листовки, особенно с применением ярких и хорошо читаемых плакатов, что позволяло быстро донести необходимую информацию до каждого немецкого солдата. Немало было листовок-лозунгов, и конечно, очень популярны были листовки-пропуска, которые открывали военнослужащим Вермахта путь в советский плен.
«Генералы не умирают, они сдаются в плен. Поступайте так же». Листовка лета 1944 года
Источник: topwar.ru
Чтобы листовки не пропадали впустую, их внешний вид определялся с учетом, например, времени года: нужно было сделать так, чтобы агитматериалы сразу бросались в глаза. При этом нередко одна сторона листовки имитировала немецкие бумаги – например, потерянные полевой почтой письма, обрывки фронтовых газет или официальные документы. Это позволяло, с одной стороны, добиться, чтобы пропагандистские материалы не начали сразу собирать и уничтожать, а с другой – позволяло солдатам легче прятать их от командиров: в Вермахте, как и в Красной Армии, за хранение такого рода бумаг можно было дорого поплатиться.
До последнего дня
Чтобы описать масштаб «бумажной войны», достаточно сказать, что за все время Великой Отечественной войны ГлавПУРККА издало и распространило 2,76 млрд экземпляров изданий пропагандистской литературы. В это число вошли 10 млн экземпляров газет и 10,2 млн агитационных брошюр, но подавляющее большинство составили именно листовки и обращения к военнослужащим и гражданским лицам противника. Причем вести эту работу пришлось до последнего дня: даже когда Красная Армия уже была на подступах к Берлину, среди солдат Вермахта еще находились те, кто верил в неизбежность победы Третьего рейха, а среди мирных жителей таких было еще больше.
Листовка из серии агитационных материалов, рассказывающих о жизни немецких солдат в советском плену
Источник: topwar.ru
Обложка: Календарь трансформации Гитлера: агитационная листовка весны 1944 года. Источник: propagandahistory.ru
Смотрите также:
Продолжаем разговор о войне: научные факты о завершении Великой Отечественной
Что можно было получить в годы войны по продуктовым карточкам?
Православная амнистия, или как Сталин возродил Церковь
Можно ли было избежать Второй мировой войны?
Борис Сафонов – прирожденный ас ВВС Северного флота
Новое
Видео
Гангутское сражение. Памятные даты военной истории России
9 августа 1714 года – День воинской славы России. У мыса Гангут русский галерный флот Петра Первого разгромил шведскую эскадру в ходе Северной войны. Первая для России морская победа над шведами
Памятные даты военной истории России
Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России
Вторая мировая война на карте.
Вторая мировая война на карте.