Зенитная батарея «Не тронь меня!»
Российское военно-историческое общество постоянно обращается к теме Великой Отечественной войны. Сегодня же мы вам расскажем о подвиге самого необычного корабля советского Военно-морского флота. Это отдельная плавучая зенитная батарея (ПЗБ) №3 «Не тронь меня!».
История названия
В отечественной военно-морской истории все артиллерийские батареи имели номерные или буквенные обозначения. ПЗБ №3 полностью соответствует этому регламенту. А вот название «Не тронь меня!» – это память о нескольких кораблях ещё императорского флота. Была ещё одна плавучая броненосная батарея, имевшая такое же название и построенная в 1865 году, которая продержалась на плаву 70 лет, продолжая сохранять свои боевые качества.
Вид на ПЗБ №3 с самолета
Источник: waralbum.ru
Если Родина в опасности
С первых дней войны командование Черноморского флота приняло решение создать специальный пункт дальнего наблюдения за воздушным пространством в районе Севастополя. Самым подходящим сооружением для выполнения этой задачи стал натурный отсек, оставшийся от недостроенного линейного корабля «Советская Украина». До войны этот отсек использовали для практических испытаний системы противоминной защиты. А вот идея создания такой боевой единицы принадлежит капитану 2-го ранга Григорию Александровичу Бутакову. Уже в июле 1941 года закипела работа. В официальных документах объект именовался «квадрат», и в нём были оборудованы помещения для боевой работы и жизни экипажа. А для того, чтобы фашисты не могли прорваться к Севастополю, были установлены два 130-миллиметровых орудия. В дополнение к ним имелись четыре 76,2-мм зенитных орудия, три 37-мм зенитных автомата и три 12,7-мм зенитных пулемёта. Экипаж составляли 130 человек. Знаменательный подарок плавучей батарее сделали рабочие севастопольского завода. Ими был найден огромный якорь со знаменитого линкора времён Первой мировой войны «Императрица Мария».
Черноморцы-зенитчики за работой
Источник: waralbum.ru
3 августа 1941 года над батареей был поднят военно-морской флаг, а приказом по флоту ей был присвоен статус «отдельной». 4 августа она уже защищала воздушные рубежи морской крепости. Командиром батареи был назначен старший лейтенант С.Я. Мошенский.
Боевое крещение
В середине августа 1941 года батарея, закамуфлированная под цвет морской волны, встала на боевую вахту в районе Херсонесского маяка. Сначала её прозвали «Коломбина», но очень скоро батарея получила прославившее её имя «Не тронь меня!». Практически сразу ПЗБ приняла участие в отражении атаки немецких бомбардировщиков, ставивших магнитные мины во входном фарватере. Первое столкновение осталось за советскими моряками. Строй бомбардировщиков был нарушен, а один «юнкерс» упал в море.
Вид на ПЗБ №3 с воды
Источник: waralbum.ru
Первоначально место расположения батареи было не совсем удачным. В штормовую погоду её срывало с якорей, к тому же постоянно возникала опасность атаки немецких субмарин. Новое место службы платформы – в Казачьей бухте, ближе к аэродрому. Первоначально немцы пренебрежительно относились к батарее, но моряки заставили их уважать себя. За год боевой работы по охране фарватера и аэродрома никто из экипажа не был убит или ранен.
«Железный остров»
250 дней продолжалась героическая оборона Севастополя, и заметную роль в этой обороне сыграла батарея «Не тронь меня!». На подступах к городу было сбито 22 самолёта противника. Это только официальные данные.
Обедали прямо у орудий
Источник: pikabu.ru
О героической батарее вся страна узнала после посещения её известным писателем Леонидом Соболевым. Он написал очерк «Не тронь меня!». На батарее его познакомили и с песней, которую сочинили зенитчики:
Не тронь меня, фашист проклятый!
А коль нарушишь неба тишь,
Из пламенных моих объятий
Живым назад не улетишь!
Правда, фашисты, таких лирических эмоций в адрес батареи не испытывали. Они именовали её либо «Пронеси, господи», либо«Квадрат смерти».Немцы предпринимали неимоверные усилия, чтобы уничтожить этот «железный остров». Например, 14 июля 1942 года такую попытку предприняли «убийцы кораблей» – 23 пикировщика Ju-87. Они сбросили 76 авиабомб – по 250 кг каждая. Результат – ноль. От близких взрывов были ранены три моряка, а немцы поплатились двумя самолётами.
Общий план батареи
Источник: waralbum.ru
По данным корабельного журнала, на батарею было сброшено 1100 бомб, а всего отбито 449 атак немецкой авиации. К сожалению, четыреста пятидесятый налёт стал роковым для батареи. Две тяжёлые бомбы вывели её из строя. Среди погибших 29 членов экипажа был и командир Сергей Мошенский. Ранено было 27 моряков. Батарея практически перестала существовать, но не только потому, что лишилась половины команды: в осаждённом Севастополе заканчивались боеприпасы к орудиям. Экипаж отдельной плавучей зенитной батареи №3 «Не тронь меня!» был расформирован и влился в ряды морской пехоты Севастополя.
«Железный остров» воевал 10 месяцев и 24 дня и навсегда остался одним из главных морских символов героической обороны города русской воинской славы.
Обложка: polzam.ru
Смотрите также:
«Крым истощил наступление нацистов». Какой была героическая оборона Севастополя
Город-боец, созданный не для торгов. К годовщине Севастополя
Новое
Видео
«Судьба человека». Документальная история фронтовика.
«Судьба человека». Документальная история фронтовика.
9 апреля 1945 год Взятие Кёнигсбе́рга
9 апреля 1945 года войска маршала Василевского штурмом взяли Кёнигсберг – столицу Восточной Пруссии (ныне - российский Калининград). Город-крепость брали штурмовые отряды и группы, которые шли за огневым валом. В Москве был дан салют высшей категории