«Из Берлина до Петербурга не дотянуться, но из Петербурга до Берлина достать всегда можно»
Граф И. Шувалов
Наши предки брали Берлин три раза, и если о втором и третьем информации больше, то о первом – не так много. Сегодня поговорим о первом взятии Берлина русскими войсками
Семилетняя война
В годы «нулевой мировой» – Семилетней войны, которая охватила всю Европу и вышла далеко за ее пределы, Российская империя тоже втянулась в этот конфликт. Чрезмерное усиление соседней Пруссии под руководством амбициозного короля Фридриха II Великого беспокоило Россию. Более того, Пруссия усиливалась за счет разгрома Австрии и других небольших германских княжеств. Тогда императрица Елизавета Петровна по договору с австрийцами высылает им на помощь свои войска.

Имея изначальной целью Восточную Пруссию, русская армия генерала Степана Апраксина одерживает блестящую победу над пруссаками у Гросс-Егерсдорфа в 1757 году, но не пользуется плодами победы.

«У меня больше нет никаких резервов и, по правде говоря, я верю в то, что все потеряно. Гибели своего Отечества я не переживу. Прощайте навсегда. Фридрих»
«Все потеряно, спасайте двор и архивы!»
Еще одна фраза Фридриха, которая характеризует положение дел на берлинском направлении. Но «Старый Фриц» был не так прост. Он со своей армией с начала 1760 года сильно прижал австрийцев в горах Силезии, и союзники, как всегда, просили о помощи русских. Для того чтобы отвлечь Фридриха от основных сил австрийской армии и дать им передышку, решено было нанести совместный удар на столицу врага – Берлин.


«Спасибо русским, они спасли Берлин от ужасов, которыми австрийцы угрожали моей столице»
Так сам прусский король Фридрих характеризовал пребывание русских войск в своей столице. Предприимчивый Тотлебен договорился о сдаче города с представителем горожан Иоганном Гоцковским, получив неплохую контрибуцию в полтора миллиона талеров. Русские войска заняли город, получив приказ стрелять по австриякам в случае бесчинств и грабежей. Русская армия вернула несколько захваченных ранее знамен, захватила множество мушкетов и орудий. Разрушены были только военные производства и литейный завод. Даже прусских газетчиков, ругавших русских на страницах своих изданий и изображавших нас варварами, решено было не пропускать через строй, а ограничиться устным выговором.

А еще легенда, рассказанная нам А.С. Пушкиным, гласит, что наш герой – генерал Тотлебен – увидел в войсках молодого Емельяна Пугачева, еще в качестве рядового казака, и будто бы заметил его внешнее сходство с будущим императором Петром III.
Вот таким оказалось первое взятие Берлина для отечественной истории.
Смотрите также:
Как русские второй раз брали Берлин
Зачем Петр III сдал Кенигсберг: Петербургский мирный договор 1762 года
Как батюшка Париж поплатился за матушку Москву
«Буду царствовать или погибну»: тайна дворцового переворота 1762 года





