Иванов Александр
Александр Иванов: явление живописца народу
В разгар лета 1858 года в Санкт-Петербурге умирал от холеры выдающийся мастер библейских и антично-мифологических сюжетов в живописи, ещё совсем не старый академик Императорской академии художеств Александр Иванов. Ему так и не суждено было узнать о том, что император Александр II, восхищённый его главным творением — картиной «Явление Христа народу» —наградил его орденом Святого Владимира и согласился приобрести это шедевральное полотно за 15 тысяч рублей: настоящее состояние по тем временам…
Александру Иванову на роду было написано стать художником. Он родился в семье адъюнкта Императорской Академии художеств Андрея Ивановича Иванова в 1806 оду. Свои первые уроки изобразительного искусства мальчик получил у своего отца. Когда пришло время, Саша поступил в Академию художеств. Несмотря на уже имеющийся к началу учёбы художественный опыт, ему пришлось приложить очень много усилий, чтобы вырасти в достойного живописца. Тень его отца, не всеми любимого, часто довлела над ним, и если рисунок получался хорошим, некоторые преподаватели говорили, что ему на самом деле помогал отец. Так что с Академией отношения у Иванова сызмальства сложились непростые.
Нельзя, конечно, сказать, что у Иванова были одни неудачи в Академии. В 1824 году он получил малую золотую медаль за картину на сюжет из греческой мифологии «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Тремя годами позже высшей академической награды — большой золотой медали — Иванов был удостоен за картину уже на библейскую тему, названную «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Публику восхитила способность молодого человека выстроить многофигурную композицию и глубоко проникнуть в самую суть библейского сюжета. Существует легенда, что некоторые усмотрели в картине крамольный вызов действующей власти. Дескать, Иосиф, толкующий сон, предрекает казнь хлебодару, указывая на барельеф с казнью нескольких приговорённых, и кто-то усмотрел в этом аллюзию на недавнюю казнь декабристов. Но здравый смысл всё же возобладал, и картина была оценена по достоинству.
Большая золотая медаль была проводником к желанной для каждого воспитанника Академии художеств длительной заграничной командировке для совершенствования способностей. Иванов получил возможность ехать в Италию на стажировку, но опять-таки помешали сомнения в том, что он целиком и полностью делал свои полотна самостоятельно, без отцовской помощи. Ему было дано задание — написать ещё одну картину на сюжет из греческой мифологии под названием «Беллерофонт отправляется в поход против химеры».
Задание было вполне посильным для Александра, но тот неожиданно влюбился и захотел жениться. Однако, вступив в брак, он бы утратил возможность ехать в Италию. Дилемма эта стояла перед ним целых три года. Отец, когда-то также стоявший перед этим выбором и выбравший женитьбу, склонял его ехать, не погрязать в семейных хлопотах, не бросать свои мечты, не зарывать талант в землю. Уговаривали Александра ехать и многие друзья. И в конце концов художник поддался на эти уговоры, и уехал.
В 1830 году в Кронштадтском порту Александра провожало всё семейство Ивановых. Возможно, зная, что разлука с родиной продлится двадцать восемь лет вместо планируемых трёх, он и не поехал бы, но кто знает свою судьбу?
Оказавшись в Италии, Иванов, по натуре своей тяготившийся людьми, избегал бурной жизни пансионеров Академии художеств, предпочитая проводить время за холстом с кистями. В то же время из Петербурга пришло опечалившее его известие — император Николай I, выразивший неудовольствие картиной его отца «Смерть генерала Кульнева», уволил заслуженного профессора, и тот был вынужден покинуть служебную квартиру и существовать на грошовую пенсию.
По итогам стажировки в Италии все должны были написать отчётную картину. Иванов решил взять библейский сюжет, причём, поскольку он хотел именно писать с натуры, взял тему, подходящую под Италию. Христа он писал со статуи работы скульптора Товальдсена, а Магдалину — с живой натурщицы. Картина была закончена в 1835 году, и отправлена в Петербург, где получила самые лестные оценки. Сам Николай I, по воспоминаниям, остановился перед картиной и похвалил фигуру Христа.
Собственно, после этого Иванов мог бы вернуться в Россию, стать академическим художником, преподавать. Но сказалось неприятие его к Академии художеств. Поэтому он даже поссорился с отцом, который искренне не понимал желание сына быть свободным художником. Особенно, по его словам, его отворачивало от Табели о рангах в искусстве и творчестве, а также от необходимости носить академический мундир — ведь то были времена Николая I, когда мундиры надели на всех.
В 1838 году произошло судьбоносное знакомство Иванова с Николаем Гоголем, который в то время гостил в Риме. В некотором роде это была встреча родственных душ. Они могли поговорить обо всём, что их влекло и мучило, не боясь быть осмеянным или непонятым.
Примерно в то же время у Иванова родилась новая идея — огромное полотно, рассказывающее своему зрителю о великом обновлении, произошедшем чуть более восемнадцати веков назад. Отсюда взяла своё начало картина, ставшая хрестоматийной — «Явление Христа народу». Иванов написал сотни этюдов и немало картин, но в народной памяти он остался «художником одной картины», но зато какой!
Художник потратил целое состояние на материалы, натурщиков, поездки. Попечители, выделявшие ему средства, раз за разом слышали об откладывании сроков завершения картины, и даже сомневались — не мошенник ли этот художник, существует ли эта картина на самом деле? Возможно, именно тогда слова «Явление Христа народу» стали вошедшим в наш фольклор фразеологизмом, живым и по сей день.
Только такой человек, как Иванов, совершенно не умевший и не хотевший подстраиваться под желания Академии, не думавший о том, кому он продаст такое огромное полотно, которое не повесишь ни на какую стену, мог решиться на создание такой картины. Если Брюллову его «Последний день Помпеи» заранее проспонсировал богатый заводчик Демидов, то у Иванова такого щедрого спонсора на весь двадцатилетний творческий процесс не было. А для Академии художеств он со своей бесконечной картиной и постоянными просьбами о помощи превратился в настоящую головную боль. Кроме того, Иванова чуть не выслали из Италии, поскольку срок пребывания его в стране закончился, и лишь благодаря заступничеству знакомых ему удалось остаться на Апеннинском полуострове. В конечном итоге, благодаря помощи царской семьи и наследству, доставшемуся от скончавшегося отца, художник, не умевший и не хотевший кормить себя собственной кистью, сумел выбраться из финансовой ямы.
С возрастом Иванов становился всё более нелюдимым, раздражительным. Недоверию к людям перерастало в настоящую паранойю — он считал, что его вещи тайно обыскивают, а свои всё более частые болезни списывал на то, что итальянские повара его постепенно травят.
Картина была закончена в 1857 году. И Иванов стал готовиться к возвращению в Петербург. Перевозка такого огромного полотна — 540 на 750 сантиметров — стоила огромных денег и трудов. Наконец, «Явление Христа народу» оказалось в Петербурге и была выставлена. Реакция публики была смешанной — нашлись и те, кто раскритиковал картину в пух и прах. Некоторые считают, что появившиеся в прессе разгромные статьи были заказными, проплаченными академическими художниками. Спустя три дня после одной из таких статей за авторством В. В. Толбина художник скоропостижно скончался от холеры, в то время свирепстовавшей в северной столице. Он так и не узнал, что император Александр II решил купить «Явление Христа народу» за 15 тысяч рублей и наградил художника орденом Святого Владимира.
Похоронили художника на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. В Советское время он был перезахоронен в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской лавре.
Обложка: Портрет А. А. Иванова. Автор – С. П. Постников. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://my.tretyakov.ru/