En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
Все материалыВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
В закладки

Города Японии в средние века 

Крупнейшие города Японии в средние века – Киото, Нара и Камакура – изначально планировались и строились как политические или религиозные центры, хотя их местоположение определялось главным образом экономическими причинами, такими как близость плодородных земель, наличие чистой воды и удобство дорожного и речного сообщения. 

Города-рынки

Большинство крупных поместий в период Камакура (с 1185 по 1333 год, назван так в честь города Камакура, ставшего центром первого сёгуната в Японии) имели в своих границах или у ворот рыночную площадь. Такие же небольшие рынки возникали за пределами или непосредственно в пределах монастырей и святилищ. Здесь покупатели и продавцы собирались в определённые дни месяца, обычно с интервалом в десять дней. Рынки не были ни постоянными, ни массовыми, так как монастыри и их жители могли почти во всем обеспечить себя натуральным хозяйством. Но по мере увеличения разнообразия и количества товаров и возрастания потребности в рынках, эти рынки быстро росли в числе и размерах.

Примерно к 1350 году они образовали сеть, охватывающую всю страну, с наибольшей концентрацией в наиболее густонаселенных провинциях с наиболее плодородными почвами. Рынки возникали в самых разных местах, не только вблизи центров производства, но и в ключевых точках схождения дорог и водных путей.

В XIV и XV веках, по мере развития экономики и растущего использования наличных денег, способствовавшего продаже продукции вблизи ферм, количество рыночных дней увеличилось с трёх до шести в месяц. Это побуждало торговцев открывать постоянные магазины на рыночной площади и строить небольшие дома поблизости от них. На рынках также появлялись странствующие торговцы, привозившие товары из других провинций, например лёгкие товары, такие как ткани, которые переносились в тюках на спинах сами торговцы и их помощники, и тяжёлые, такие как соль или железные инструменты, навьюченные на спины лошадей или быков.

Эти небольшие центры постепенно превращались в крупные деревни или скромные города, о чём свидетельствуют названия нескольких современных городов, таких как Йоккаити, который изначально был рынком, открытым в «четвертые» дни месяца (4-го, 14-го и 24-го). К концу XV века города-рынки продолжали рост.

Полезная информация о средневековых рынках содержится в несколько неожиданном источнике: драй-моно, или заочных руководствах, которые использовались в качестве учебников для обучения молодёжи как дома, так и в монастырях. Одним из самых интересных из них является «Тэйкин Ораи», приписываемый дзэнскому монаху по имени Гэн-е, жившему в середине XIV века. В одном из писем приводится список особых товаров со всех частей страны, которые продавались на главных рынках. В нём представлено большое разнообразие, включающее, помимо сельскохозяйственной продукции текстиль, как простой, так и окрашенный; бумагу; соломенные циновки и тростниковые ширмы; кастрюли, горшки и чайники; иглы; лопаты и мотыги; столовые приборы; лакированные изделия. В другом письме приводится внушительный список искусных ремесленником, в него входят мастера по серебру, меди и железу; красильщики; ткачи узорчатых тканей; гончары; лакировщики; художники по лаку; изготовители луков и стрел; художники и скульпторы; каллиграфы; а также производители румян, пудры и других косметических средств, включая карандаши для бровей – специальное изделие монастыря Ниннадзи.

Развитие этих ремесел естественным образом привело к появлению нового класса независимых ремесленников, людей, которые приветствовали возможность реализовать свое призвание там, где можно быть уверенным в поставках материалов и инструментов, а также в рынке сбыта для своей продукции. Потребности ремесленников в какой-то мере определяли местоположение городов, и, наоборот, их привлекали в города жители сельской местности.

Но главным фактором, определявшим положение городов, особенно в ранний период, было количество покупателей, живших поблизости или проходивших по какой-либо популярной дороге. Из таких мест наиболее благоприятными были те, что располагались вблизи или внутри стен важного монастыря или святилища, а также на перевалочных пунктах на оживленной дороге. Постоянный рынок у ворот могущественного религиозного объединения мог зависеть от защиты этого объединения, а также от обычаев его членов и количества паломников и верующих, которые его посещали. Поэтому первыми городами были те, что назывались мондзэн-мати (мати означает группу домов, а мондзэн — «перед воротами»), которые обычно состояли из ряда лавок и лавок по обе стороны от входа в монастырь, а также из домов для паломников.

Почтовые и портовые города

Другие поселения возникли как перевалочные пункты на сухопутных и водных путях сообщения. Дороги, ведущие на восток и запад от столицы, начали использоваться вскоре после основания Киото, но, помимо чиновников и курьеров, путники по дорогам были немногочисленны. Только в эпоху Миуромати (с 1336 по 1573 годы, период, на протяжении которого ставка сёгуна находилась в Муромати близ Киото) частные путешествия стали обычным явлением. Пока система поместий оставалась в силе, работники поместий не имели права покидать свои пределы; да и причин для этого у них не было, поскольку каждое поместье было практически самодостаточным.

Но, в эпоху Муромати, сельскохозяйственные рабочие постепенно получили свободу, в результате чего всё больше мужчин получили возможность путешествовать на большие расстояния, будь то в целях торговли или паломничества. Возникла потребность в жилье, и вдоль главных дорог, как правило, на перевалочных пунктах, где раньше останавливались чиновники и курьеры, стали появляться постоялые дворы. Эти стоянки разрастались в крупные деревни или небольшие города по мере увеличения количества путешествующих по дорогам, так что путешественник мог рассчитывать на ночлег в гостинице, нанять лошадь или продать свои товары.

Развитие таких посёлков – их называли сюктиба-мати, или «почтовыми городами», – в эпоху Муромати началось довольно поздно. Гораздо раньше появились минато-мати, или портовые города, которые предлагали удобства для путешествий и перевозок по воде. Это были места, откуда товары из внутренних районов можно было отправлять оптом. В периоды Камакура и Муромати перевозка больших объёмов грузов по дорогам была сопряжена с трудностями, поскольку конный транспорт развивался очень медленно, а груз, который могла перевезти одна лошадь или вол, был невелик. Большинство крупных населённых пунктов, расположенных вдали от побережья, имели собственные портовые города. Для Киото это был Йодо, в Наре – Кидзу, в провинции Исэ – Оминато, а Хёго и Сакаи служили портами для океанских судов и судов, курсирующих по Внутреннему морю, как и во всех провинциях. Большинство этих портовых городов были оснащены складами и оборудованием для ремонта судов и обработки грузов, а также жильем для моряков. В таких портах обычно располагались оптовые торговцы и транспортные агенты, ведущие крупномасштабную деятельность. Согласно некоторым документам, в Йодо до 1500 года насчитывалось около тысячи зданий, его население могло составлять до 5000 человек.

Сакаи, важнейший из портовых городов, получивший известность в период Муромати, заслуживает отдельного упоминания. Сакаи расположен в устье Внутреннего моря, недалеко от реки Ямато и границы трёх провинций: Идзуми, Кавати и Сэтцу. Впервые он упоминается около 1320 года как часть императорского поместья, где производилась соль на продажу, и был известен киотской знати своими горячими соляными ваннами. Он был тесно связан со святилищем Сумиёси, расположенным в нескольких милях от него, и служил базой для рыболовных судов, снабжавших святилище Касуга. Он также служил местом остановки паломников по пути морем в Кумано, и поскольку примерно с 1400 года крестьяне могли свободно перемещаться между посадкой и сбором урожая, они, несомненно, способствовали процветанию порта. В 1399 году, в результате пожара, город, как пишут свидетели, потерял 10 000 домов. Даже если эта цифра преувеличена, можно предполагать, что его население достигало 30 и даже 50 000 человек.

Итак, города средневековой Японии развивались из временных рынков и мест отдыха путешественников и паломников, а затем, под влиянием экономических факторов, превращались в крупные торговые и производственные центры.

Теги:
СредневековьеИстория Средних вековЯпонияИстория городовИстория ремесла и торговли
46

Поделиться

Соцсети

Новое

Город-крепость: средоточие власти в средневековой Индии

Сеничев В. Е.

Дза: торговые гильдии средневековой Японии

Сеничев В. Е.

Города Японии в средние века 

Средневековые города: от падения Рима до эпохи Каролингов

Сеничев В. Е.

Зачем участвовать в рыцарском турнире?

Сеничев В. Е.

Лето в средневековье

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва за Кавказ. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Грюнвальдская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте