Политический и культурный выбор Александра Невского: что об этом нужно знать

Разобравшись в предыдущих статьях с общим содержанием Историко-культурного стандарта (ИКС) и трудными вопросами № 1 и 2, связанным с призванием варягов и формированием древнерусской народности, перейдём к следующей проблеме истории Древней Руси.
Как и было задумано, мы попытаемся:
– во-первых, кратко объяснить содержание каждого из «трудных вопросов», опираясь на научно сертифицированное его толкование в современной историографии и здравый смысл учителя и преподавателя с более чем 20-летним стажем;
– во-вторых, проинспектировать совместимость имеющихся линеек школьных учебников как с научными толкованиями, так и с задачами гражданского воспитания.
***
Начнём с научной сертификации. Трудный вопрос № 3 сформулирован в ИКС предельно кратко: «Исторический выбор Александра Невского».
Проблема эта донельзя политизирована и запутана домыслами, не опирающимися на источники. И в популярном изложении сводится к выбору между «просвещённой Европой» с одной стороны и «византийской тиранией» пополам с «монгольским игом» с другой.
Поэтому сразу отметим, что выбор Александра Невского – это выбор между православием и католичеством и, соответственно, между двумя руслами, в которых могла развиваться дальше русская культура, – восточнохристианским (православным) и западнохристианским (католическим).
Ещё с XI века, после разделения церквей в 1054-м, папы римские претендовали не только на духовную власть над всеми христианами, но и на светскую власть над всеми христианскими монархами. К началу XIII столетия почти все западноевропейские монархи признали себя вассалами папы (точнее, вассалами св. апостола Петра – наместником которого на земле считался папа). Осталось подчинить русских князей – заставив их при этом перейти вместе с подданными из православия в католичество.
В первой трети XIII века главы апостолического престола ограничивались здесь уговорами. Но уже в 1238 году папа Григорий IX призвал североевропейских католиков оказать на Русь военное давление, а его преемник Иннокентий IV после 1244 года попытался русских князей подкупить. В обмен на переход в католичество он обещал крупнейшим князьям Руси оказать им – силами католической Европы – помощь в борьбе с Монгольской империей.
Известно, что Северо-Восточная Русь (Суздальская и Рязанская земли) в 1243 году признали зависимость от «царя» (хана) Батыя, главы улуса Джучи – автономной северо-западной части Монгольской империи (этот улус у нас принято именовать Золотой Ордой). А в 1245-м Батый потребовал того же и от главы Юго-Западной Руси – Даниила Романовича Галицкого.
Предложение Иннокентия IV оказалось настолько заманчивым, что отец Александра Невского, великий князь владимирский Ярослав Всеволодович около 1245 года перешёл в католичество (что подтвердил в 1246-м папский посол к монголам Джованни Плано Карпини), а Даниил Галицкий – как явствует из адресованных ему папских булл (посланий) – около 1246 года согласился стать католиком (правда, уже в 1249-м он от этой идеи отказался и выгнал направленного к нему католического епископа).
Из ещё одной папской буллы – адресованной новгородскому и киевскому князю Александру Невскому в 1248 году – может вытекать вывод (сделанный, в частности, советским историком Б.Я. Раммом) о том, что на грани принятия такого решения стоял и Александр. В булле с удовлетворением констатировалось появление у князя намерений перейти в католичество и предлагалось, в доказательство серьёзности этих намерений, построить католический храм во Пскове. Однако современный исследователь Д.Г. Хрусталёв считает информацию, приведённую в булле, слишком расплывчатой, чтобы можно было говорить о намерении Александра стать католиком.
Так или иначе, перед выбором «православие или католичество» Александр Невский действительно был поставлен и выбор сделал – однозначно в пользу православия. «От вас учение не приемлем», – заявил он, согласно написанному в 1280-х годах «Житию Александра Невского», послам папы (по-видимому, это произошло в начале 1250-х). Причины такого его решения неизвестны. Современный историк А.А. Горский предполагает, что здесь могло сказаться получение Александром в 1247 – 1249 годах, в ходе поездки по Монгольской империи, реального представления о мощи этой державы. В сочетании с отсутствием каких-либо конкретных обещаний со стороны папы (за исключением обещания помощи Тевтонского ордена, который насчитывал тогда всего несколько десятков рыцарей) это могло подвести князя к мысли, что игра не стоит свеч.
Ярослав Всеволодович уже в 1246 году был отравлен в столице Монгольской империи Каракоруме и окатоличить Суздальскую землю не успел. Поэтому именно решение Александра Невского – возглавившего в 1252 году, в качестве великого князя владимирского фактически всю Северо-Восточную и Северо-Западную Русь (Суздальскую землю и зависимые от великого князя Новгородскую и Рязанскую) – определило то обстоятельство, что население этих регионов (и выросшей из них России) осталось в лоне православной церкви.
Соответственно, выбор Александра Невского стал культурным выбором. Ведь в основе культуры лежит определённое мировоззрение, а в основе догматических и обрядовых различий между православием и католичеством – различия именно мировоззренческие. По сравнению с православием католичество гораздо более рационально: высшие истины, согласно католической модели (выраженной в том же XIII веке Фомой Аквинским и Раймундом Луллием), познаются при помощи разума. А согласно православной точке зрения (сформулированной в XIV столетии византийским архиепископом Григорием Паламой) – при помощи веры, чувства, не логическими выкладками, а через внутреннее самосовершенствование, духовное озарение.
Таким образом, благодаря историческому выбору Александра Невского с середины XIII века Северо-Восточная и Северо-Западная Русь (из которых выросла в XV столетии Россия) окончательно стали частью восточнохристианского мира.
В следующей статье мы рассмотрим, как всю эту запутанную историю с таким простым выводом излагают современные школьные учебники.
Литература
Володихин Д.М. Рюриковичи. М., 2015.
Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII – XIV вв.). Курс лекций. М., 2000.
Рамм Б.Я. Папство и Русь в XI – XV вв. М., 1959.
Хрусталёв Д.Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII – XIII вв. Т. 1. СПб., 2009.
Обложка: Ю.П. Пантюхин. Александр Невский.
Источник: https://artchive.ru
Читайте также:
Валентин Жаронкин. Нет в русской истории «трудных вопросов». Часть 3: выбор Александра Невского
Виктор Мараховский. Легко ли быть Русской землёй. Ретро-рецензия на х/ф «Александр Невский»
Иван Зацарин. Актуальное Ледовое побоище. Зачем помнить победы
Андрей Смирнов. Ледовое побоище: немецкие рыцари не тяжелее наших, да и не тонули в Чудском озере
***
Виктор Мараховский, Иван Зацарин. Распломбированный вагон. К 99-летию выезда Ленина в Россию
Олег Кропотов. Россия в XVI веке: как начиналась современность
Валентин Жаронкин. Об оценке триумфальных пятилеток. Нет в русской истории «трудных вопросов»: часть 10
Виктор Мараховский, Иван Зацарин. Как точно узнать, чей Крым. К годовщинам завоевания и освобождения полуострова
Владимир Путятин. Сараевский выстрел Гаврилы Принципа: сербские националисты и русский царь ни при чём
Виктор Мараховский, Иван Зацарин. ГУЛАГ для чайников. К 86-й годовщине «Положения о лагерях»
Андрей Сорокин. Памятка для Европы: чем полезны русские солдаты на постаментах
Виктор Мараховский, Иван Зацарин. Европейская идея. К 92-летию прихода к власти фашистов
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России
Галицийская битва. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.