Почему «Последний богатырь» стал самым кассовым фильмом?
Режиссер фильма «Последний богатырь» в интервью «Истории.РФ» – об успехе картины и популярности сказочной темы в наши дни.
Российская кинокомедия «Последний богатырь» производства компании Disney в России и киностудии Yellow, Black and White стала самым кассовым российским фильмом. Работа режиссера Дмитрия Дьяченко собрала в прокате более 1,672 миллиарда рублей. За время проката в России фильм посмотрели более 7,52 миллиона человек. В числе зрителей оказались представители самых разных поколений – от дошкольников до пенсионеров. История про современного потомка Ильи Муромца, который по волшебству перенесся в мир, населенный героями русских сказок, оказалась популярнее драмы на тему Великой Отечественной войны.
О причинах феноменального успеха мы решили расспросить самого создателя картины. В интервью «Истории.РФ» Дмитрий Дьяченко объяснил, почему тема русских народных сказок вновь оказалась актуальной, кого привлекает добрый Кощей и почему сын Ильи Муромца в нашем мире оказался плутом и мошенником.
«Уютно вернуться в сказку»
– Дмитрий, мой первый вопрос такой: на что вы делали ставку, когда снимали это кино? В основе лежат мотивы русских народных сказок, но ведь сами по себе они уже давно не способны завлечь зрителей – времена не те. Каким образом вам удалось собрать такую кассу?
– Чтобы охватить широкую аудиторию, нужно, чтобы было интересно и маленьким, 6-летним детям, и 86-летним бабушкам. Поэтому мы пытались сделать так, чтобы, с одной стороны, это была сказка в привычном понимании, которую мы любим с детства. А под сказкой я понимаю некую таинственность леса, непонятного мира, таинственность персонажей – Кощея, Бабы Яги. То есть все то, что любит и помнит зритель в возрасте. И нам нужно было обязательно не разрушить эти образы, а вначале заинтересовать людей на подсознательном уровне, чтобы им было уютно вернуться в ту сказку, которую они помнят с детства. С другой стороны, для маленьких зрителей нужны были приключения, путешествия, бои на мечах, что-то яркое и эффектное, что сближает наш фильм с продукцией Disney, «Пиратами Карибского моря» и комиксами Marvel. Это приключения в том виде, в котором дети привыкли видеть их в кино в последние 10–15 лет. У аудитории сложилось некое понимание того, каким должно быть семейное приключенческое кино. И маленький зритель сразу это чувствует и воспринимает очень чутко. Так что самым главным для нас было захватить молодежь, которую очень сложно «поймать», потому что к российским фильмам она относится весьма настороженно и критически. Но ее можно поймать на современность, на узнаваемость персонажей.
– Расскажите немного про главного героя. На первый взгляд он довольно обычный парень, но, как это всегда бывает в подобных историях, персонаж имеет тайное предназначение, и появление его в волшебном мире – неслучайно. Впрочем, и однозначно положительным его назвать нельзя…
– Мы создали современного героя, которого зритель понимает. Он специально был создан слегка неправильным, мошенником, потому что такой способ существования зрителю симпатичен. Все мы в жизни немного изображаем кого-то, играем какие-то роли. Я сейчас – режиссер, разговариваю с вами, а вы – журналист, задаете мне вопросы, а на самом деле внутри мы немного другие. Может быть, мы готовы к какому-то героическому поступку, готовы за кого-то отдать жизнь. Молодой зритель это хорошо воспринимает и понимает.
Мораль нуждается в красивой обертке
– Почему вы решили снять именно комедию?
– Зрителям в возрасте 14–18 лет нужен юмор. А что такое юмор? Это немного циничный взгляд на какие-то трогательные вещи. Поэтому трогательное и циничное меняются с частотой калейдоскопа: как только кто-то сказал «я тебя люблю», мы тут же это высмеяли. Потому что так живут сейчас молодые люди, высмеять любую вещь – это тренд. Поэтому наш герой живет согласно современным трендам: он высмеивает, он шутит; подчас это нелепо, не нужно, и этим самым мы как бы начинаем «вытягивать» современного зрителя с его немного циничным пониманием в какую-то более душевную сторону. Потихоньку мы тянем его к искренности, чтобы он даже не замечал этого. А когда мы уже его размягчили, мы приводим его к тому, что в жизни должно быть самопожертвование и другие действительно важные вещи. Это не просто мы установили какую-то жизненную или сказочную мораль, это действительно так, и эти вещи понимаются во всем мире. Только важно сначала обернуть их в красивую обертку, а потом показать человеку – иначе невозможно.
– Некоторые кинокритики обвинили ваш фильм в том, что в нем недостаточно раскрыты характеры героев. К примеру, Кощей, которого мы привыкли видеть злым и коварным, внезапно встал на сторону добра, а милая девушка, княжна Варвара, оказалась главной злодейкой. Это интересно, это привлекает внимание, но почему это никак не обосновано?
– Вы знаете, характеры недостаточно раскрыты потому, что не хватило времени: мы должны были уложиться в 1 час 40 минут. Конечно, мы бы с удовольствием дали этим героям какие-то сцены. Мы чуть-чуть рассказали про историю Кощея, чуть-чуть про историю Василисы, а для других персонажей немного не хватило хронометража. Да, зритель всегда может нас в этом упрекнуть, но так можно упрекнуть любой фильм, где есть команда героев. Все равно в этой команде не будет хватать времени для всех. Чтобы у каждого героя была своя история, фильм должен длиться уже не час сорок, а два часа сорок минут. А мы здесь стремились сделать так, чтобы маленький зритель не уснул, не заскучал. Например, мой ребенок, которому пять лет, на «Торе» немножко «выключился»…
Не успеть на «В гостях у сказки» – это была трагедия!
– В вашем фильме получился такой «классический» набор героев из русских сказок: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Василиса, Водяной, богатыри и даже Чудо-юдо. А у вас самого в детстве был любимый сказочный персонаж? Или любимая сказка?
– Вы знаете, мне все нравились. Я засматривался фильмами Александра Роу (советский кинорежиссер, известный своими фильмами на тему русских народных сказок. – Прим. ред.), мне очень нравились все его картины. Помню, что я страшно расстраивался, если по какой-то причине не успевал к передаче «В гостях у сказки», для меня это была настоящая трагедия!
– «Последний богатырь» стал самым кассовым фильмом за всю историю российского кинематографа, побив рекорд картины «Сталинград» Федора Бондарчука. «Сталинград» – серьезное кино о войне, о подвиге советского солдата, а «Последний богатырь» – легкая сказка для всей семьи. Значит ли это, что развлекательное кино сейчас все-таки более востребовано?
– Вывод может быть только один. Дело в том, что, как мне кажется, зрителю, с одной стороны, важен жанр, но с другой – ему важны и сами персонажи. Если ему с этими героями уютно и интересно, то зритель идет на фильм, а уж потом смотрит на спецэффекты, историю – все это идет в совокупности. Людям важно, чтобы им были интересны герои. В «Сталинграде» герои как раз такие: персонаж Пети Федорова – очень мужественный; интересна и девушка, которая живет в этом доме. И спецэффекты удивительные. Даже немецкий офицер, о котором ведется рассказ, тоже необычный! Наверно, оба фильма сближает то, что они «держат» зрителя до самого конца. То, что мы чуть-чуть превысили кассовый сбор «Сталинграда», означает, что мы больше захватили детскую аудиторию, а значит, захватили внутреннего ребенка в каждом человеке. Мы обратились не к мужественному, стойкому человеку, а к малышу внутри каждого из нас. И оказалось, что этих внутренних малышей у нас много и они с удовольствием идут в кино!
Новое
Видео
Прорыв имени Брусилова (видеоблог Петра Романова)
Прорыв имени Брусилова (видеоблог Петра Романова)
Предвоенная пропаганда: о том, как «русские точили ножи» (видеоблог Петра Романова)
Предвоенная пропаганда: о том, как «русские точили ножи» (видеоблог Петра Романова)