Почему «Последний богатырь» стал самым кассовым фильмом?

12/12/2017

Режиссер фильма «Последний богатырь» в интервью «Истории.РФ» – об успехе картины и популярности сказочной темы в наши дни.

Российская кинокомедия «Последний богатырь» производства компании Disney в России и киностудии Yellow, Black and White стала самым кассовым российским фильмом. Работа режиссера Дмитрия Дьяченко собрала в прокате более 1,672 миллиарда рублей. За время проката в России фильм посмотрели более 7,52 миллиона человек. В числе зрителей оказались представители самых разных поколений – от дошкольников до пенсионеров. История про современного потомка Ильи Муромца, который по волшебству перенесся в мир, населенный героями русских сказок, оказалась популярнее драмы на тему Великой Отечественной войны.

О причинах феноменального успеха мы решили расспросить самого создателя картины. В интервью «Истории.РФ» Дмитрий Дьяченко объяснил, почему тема русских народных сказок вновь оказалась актуальной, кого привлекает добрый Кощей и почему сын Ильи Муромца в нашем мире оказался плутом и мошенником.

Почему «Последний богатырь» стал самым кассовым фильмом?

«Уютно вернуться в сказку»

– Дмитрий, мой первый вопрос такой: на что вы делали ставку, когда снимали это кино? В основе лежат мотивы русских народных сказок, но ведь сами по себе они уже давно не способны завлечь зрителей – времена не те. Каким образом вам удалось собрать такую кассу?

– Чтобы охватить широкую аудиторию, нужно, чтобы было интересно и маленьким, 6-летним детям, и 86-летним бабушкам. Поэтому мы пытались сделать так, чтобы, с одной стороны, это была сказка в привычном понимании, которую мы любим с детства. А под сказкой я понимаю некую таинственность леса, непонятного мира, таинственность персонажей – Кощея, Бабы Яги. То есть все то, что любит и помнит зритель в возрасте. И нам нужно было обязательно не разрушить эти образы, а вначале заинтересовать людей на подсознательном уровне, чтобы им было уютно вернуться в ту сказку, которую они помнят с детства. С другой стороны, для маленьких зрителей нужны были приключения, путешествия, бои на мечах, что-то яркое и эффектное, что сближает наш фильм с продукцией Disney, «Пиратами Карибского моря» и комиксами Marvel. Это приключения в том виде, в котором дети привыкли видеть их в кино в последние 10–15 лет. У аудитории сложилось некое понимание того, каким должно быть семейное приключенческое кино. И маленький зритель сразу это чувствует и воспринимает очень чутко. Так что самым главным для нас было захватить молодежь, которую очень сложно «поймать», потому что к российским фильмам она относится весьма настороженно и критически. Но ее можно поймать на современность, на узнаваемость персонажей.

– Расскажите немного про главного героя. На первый взгляд он довольно обычный парень, но, как это всегда бывает в подобных историях, персонаж имеет тайное предназначение, и появление его в волшебном мире – неслучайно. Впрочем, и однозначно положительным его назвать нельзя…

– Мы создали современного героя, которого зритель понимает. Он специально был создан слегка неправильным, мошенником, потому что такой способ существования зрителю симпатичен. Все мы в жизни немного изображаем кого-то, играем какие-то роли. Я сейчас – режиссер, разговариваю с вами, а вы – журналист, задаете мне вопросы, а на самом деле внутри мы немного другие. Может быть, мы готовы к какому-то героическому поступку, готовы за кого-то отдать жизнь. Молодой зритель это хорошо воспринимает и понимает.

Почему «Последний богатырь» стал самым кассовым фильмом?

Мораль нуждается в красивой обертке

Почему вы решили снять именно комедию?

– Зрителям в возрасте 14–18 лет нужен юмор. А что такое юмор? Это немного циничный взгляд на какие-то трогательные вещи. Поэтому трогательное и циничное меняются с частотой калейдоскопа: как только кто-то сказал «я тебя люблю», мы тут же это высмеяли. Потому что так живут сейчас молодые люди, высмеять любую вещь – это тренд. Поэтому наш герой живет согласно современным трендам: он высмеивает, он шутит; подчас это нелепо, не нужно, и этим самым мы как бы начинаем «вытягивать» современного зрителя с его немного циничным пониманием в какую-то более душевную сторону. Потихоньку мы тянем его к искренности, чтобы он даже не замечал этого. А когда мы уже его размягчили, мы приводим его к тому, что в жизни должно быть самопожертвование и другие действительно важные вещи. Это не просто мы установили какую-то жизненную или сказочную мораль, это действительно так, и эти вещи понимаются во всем мире. Только важно сначала обернуть их в красивую обертку, а потом показать человеку – иначе невозможно.

– Некоторые кинокритики обвинили ваш фильм в том, что в нем недостаточно раскрыты характеры героев. К примеру, Кощей, которого мы привыкли видеть злым и коварным, внезапно встал на сторону добра, а милая девушка, княжна Варвара, оказалась главной злодейкой. Это интересно, это привлекает внимание, но почему это никак не обосновано?

– Вы знаете, характеры недостаточно раскрыты потому, что не хватило времени: мы должны были уложиться в 1 час 40 минут. Конечно, мы бы с удовольствием дали этим героям какие-то сцены. Мы чуть-чуть рассказали про историю Кощея, чуть-чуть про историю Василисы, а для других персонажей немного не хватило хронометража. Да, зритель всегда может нас в этом упрекнуть, но так можно упрекнуть любой фильм, где есть команда героев. Все равно в этой команде не будет хватать времени для всех. Чтобы у каждого героя была своя история, фильм должен длиться уже не час сорок, а два часа сорок минут. А мы здесь стремились сделать так, чтобы маленький зритель не уснул, не заскучал. Например, мой ребенок, которому пять лет, на «Торе» немножко «выключился»…

Почему «Последний богатырь» стал самым кассовым фильмом?

Не успеть на «В гостях у сказки» – это была трагедия!

– В вашем фильме получился такой «классический» набор героев из русских сказок: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Василиса, Водяной, богатыри и даже Чудо-юдо. А у вас самого в детстве был любимый сказочный персонаж? Или любимая сказка?

Вы знаете, мне все нравились. Я засматривался фильмами Александра Роу (советский кинорежиссер, известный своими фильмами на тему русских народных сказок. – Прим. ред.), мне очень нравились все его картины. Помню, что я страшно расстраивался, если по какой-то причине не успевал к передаче «В гостях у сказки», для меня это была настоящая трагедия!

– «Последний богатырь» стал самым кассовым фильмом за всю историю российского кинематографа, побив рекорд картины «Сталинград» Федора Бондарчука. «Сталинград» – серьезное кино о войне, о подвиге советского солдата, а «Последний богатырь» – легкая сказка для всей семьи. Значит ли это, что развлекательное кино сейчас все-таки более востребовано?

Вывод может быть только один. Дело в том, что, как мне кажется, зрителю, с одной стороны, важен жанр, но с другой – ему важны и сами персонажи. Если ему с этими героями уютно и интересно, то зритель идет на фильм, а уж потом смотрит на спецэффекты, историю – все это идет в совокупности. Людям важно, чтобы им были интересны герои. В «Сталинграде» герои как раз такие: персонаж Пети Федорова – очень мужественный; интересна и девушка, которая живет в этом доме. И спецэффекты удивительные. Даже немецкий офицер, о котором ведется рассказ, тоже необычный! Наверно, оба фильма сближает то, что они «держат» зрителя до самого конца. То, что мы чуть-чуть превысили кассовый сбор «Сталинграда», означает, что мы больше захватили детскую аудиторию, а значит, захватили внутреннего ребенка в каждом человеке. Мы обратились не к мужественному, стойкому человеку, а к малышу внутри каждого из нас. И оказалось, что этих внутренних малышей у нас много и они с удовольствием идут в кино!