Андрей Смоляков: Чем лучше сыграешь зло фашизма, тем правильнее
Известный актер в интервью «Истории.РФ» – о своей работе в «Сталинграде» и отношении к немецким коллегам-артистам.
Ежегодно в ноябре многие россияне с особым трепетом говорят и вспоминают о Сталинграде. Знаменитая битва за город продолжалась невероятно долго: с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года. После ряда кровопролитных сражений с немцами, которые происходили и на земле, и в воздухе, 19 ноября 1942 года Красная Армия наконец перешла в контрнаступление – началась знаменитая операция «Уран». А через несколько дней, 23 ноября, близ города Калач-на-Дону наши войска сомкнули кольцо окружения вокруг 6-й армии фельдмаршала Паулюса.
Героические действия советских войск в ходе сталинградской баталии, конечно, не остались незамеченными в искусстве, в том числе в кинематографе.
В 2013 году на экраны вышел фильм «Сталинград» режиссера Федора Бондарчука, в основу которого легла история героической обороны Дома Павлова. Это кино без преувеличения можно назвать уникальным. Во-первых, фильм «Сталинград» стал первой российской кинокартиной, снятой в формате IMAX 3D. Во-вторых, в год проката он стал самым кассовым российским фильмом в новейшей истории: сборы составили 51,7 миллиона долларов!
О причинах успеха этой картины и о том, почему даже фашиста важно сыграть правильно, мы поговорили с известным актером театра и кино, народным артистом России Андреем Смоляковым, исполнившим в фильме роль сержанта-артиллериста Полякова.
Правильно, что фильм сняли в формате IMAX
– У вас гораздо более весомый багаж, чем у других актеров этого фильма – вы уже снимались в картине под названием «Сталинград» режиссера Юрия Озерова. Скажите, какие впечатления у вас остались после того и другого фильма?
– И там и там была очень серьезная работа и серьезный подход. Что касается первой картины, которую снимал Озеров, то там для меня были какие-то моменты откровений, которых я в ту пору не знал; даже по части того персонажа, которого я играл, – Леонида Хрущева, сына Никиты Сергеевича Хрущева. Пришлось столкнуться с такими случаями, которые в нашей истории замалчивались (в фильме показывается, как сын Хрущева случайно убивает сослуживца из трофейного пистолета, после чего его отправляют под трибунал; документально эта версия никак не подтверждается. – Прим. ред.). Это было и интересно, и неожиданно для меня.
– По сравнению с фильмом Озерова кино Бондарчука – это настоящий блокбастер с обилием спецэффектов и компьютерной графики. Как вы отнеслись к такому видению этой истории?
– Что касается работы Федора Сергеевича, то это уже был современный подход к кинематографу, и это тоже было интересно. Мне кажется, есть огромная правильность в том, что фильм был снят именно в формате IMAX. Я думаю, что еще и этим Бондарчук дополнительно привлек энное количество молодых людей в кинотеатры, чтобы они посмотрели кино про войну. А таких фильмов у нас снимается много, особенно к празднику 9 мая они появляются в изобилии.
– Да, и при этом «Сталинград» Бондарчука обогнал все остальные новинки, став самым кассовым российским фильмом в новейшей истории. Видимо, неспроста?
– Это качественная картина, и вклад (зрителей. – Прим. ред.) в этот фильм был соразмерен задачам, которые поставили перед собой создатели картины. Это современное кино, снятое современными средствами, о той ситуации, которая была вокруг Сталинграда.
– В вашей семье наверняка сохранились воспоминания о Великой Отечественной. Кто-то из родных рассказывал вам о том времени?
– Да, у меня был дед Ваня – муж бабушкиной сестры, который как раз прошел Сталинград. Он очень не любил про это рассказывать, но, во всяком случае, что такое заградотряд, я узнал от него.
Мы, актеры – пацифисты
– Вместе с вами на площадке было много молодых актеров…
– А я прямо такой весь из себя старый! (смеется)
– Я, конечно, не это имела в виду, не обижайтесь. Хотела сказать о том, что вы пришли на съемки этой картины с уже весомым актерским опытом, и у вас за плечами были съемки в «Сталинграде» Озерова. А для многих ваших коллег работа в фильме Бондарчука, наверно, стала откровением, как когда-то для вас?
– Ребята вокруг были талантливые, и они все молодцы. Там просто была очень серьезная, скрупулезная работа, и надо отдать должное Федору. Ведь он тоже не такой режиссер, который снимает абы как: текст выучили – и понеслась. Нет, это были очень хорошие, серьезные репетиции, много разговоров на тему каждой сцены непосредственно до съемок. И я не видел в ребятах незнания чего-то. К тому же, я думаю, что в наш век Интернета каких-то секретов и тайн гораздо меньше.
– Наряду с темой подвига и героизма советских бойцов одно из центральных мест в фильме занимает тема любви. Кроме того, фильм несколько меняет отношение к немецким солдатам. Значит ли это, что «Сталинград» призван воспитать в зрителях какую-то человечность, сочувствие?
– Искусство вообще должно воспитывать в людях человечность, духовно выращивать человека.
– Роли солдат вермахта как в фильме Озерова, так и у Бондарчука исполнили немецкие актеры. Как вы думаете, каково им было играть фашистов?
– Вы знаете, у нас такая замечательная профессия, что мы (я, во всяком случае, строю такую иллюзию), как правило, пацифисты. Поэтому если было некое зло, то оно и было, и зачем закрывать на это глаза? Среди русских тоже были предатели. Я вот, например, в фильме «Я – учитель» играл власовца (власовцы – члены Русской освободительной армии, воевавшие на стороне фашистской Германии против СССР. – Прим. ред.). Это было в истории, и это надо играть, надо показывать, чтобы об этом знали. И чем лучше ты это сыграешь, тем это и правильней.
В Музее военной формы одежды Российского военно-исторического общества проходит уникальная мультимедийная выставка #МЫСТАЛИНГРАД, приуроченная к 75-летию разгрома немецко-фашистских захватчиков в Сталинградской битве. Приглашаем!
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Восстание в лагере Собибор. Памятные даты военной истории России
Брифинг Владимира Мединского о Параде Победы
Брифинг Владимира Мединского о Параде Победы
От Кишинева до границ Венгрии. Начало освобождения Красной Армией ЮгоВосточной Европы в 1944 году
От Кишинева до границ Венгрии. Начало освобождения Красной Армией ЮгоВосточной Европы в 1944 году