Контролируемое наводнение: гидросооружения Москвы. Часть первая
Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит наш Кремль теперь…
Своими силами
Столица России, как и многие средневековые города, была основана на выгодном по тем временам месте – крутом холме при впадении реки Неглинки в крупную реку Москву. Холм на излучине – отличное место для крепостицы, овраги Неглинки и ее притоки, а также болота на берегах ближней реки Яузе – отличные естественные препятствия для противника, а сама Москва-река – торговая и грузовая артерия, источник воды и природный отвод жидких нечистот, которые, будучи слитыми в малых количествах, позволяли местной околоводной фауне откормиться, радуя рыбаков и охотников.
Однако город рос, и возможностей рек, которые вполне удовлетворяли потребности столицы при Дмитрии Донском, к концу XVII века уже не хватало. К тому же выше по течению росли и другие города – вроде Звенигорода, Старой и Новой Рузы, которые потребляли и загрязняли воду. Строительные работы на берегах, работа производств и хозяйств, сливы нечистот приводили к тому, что Москва-река мелела, заболачивалась, а других достаточно крупных источников воды в регионе попросту не было. В XVIII веке нехватка воды, пригодной для внутреннего потребления, стала серьезной проблемой для города, бьющей по санитарно-эпидемиологической обстановке. Да и «техническую» воду, например, для тушения пожаров, не так-то просто было достать, особенно на севере и северо-востоке Москвы.
Обводнение. Первые попытки
Простейшие водовзводные приспособления имелись и в деревянном, и в белокаменном Кремле. Доподлинно известно, что при строительстве краснокаменного Кремля (конец XV столетия) система обводнения комплекса была интегрирована в проект: под Арсенальной башней (о ней мы упоминали в статье об исследователе Игнатии Яковлевиче Стеллецком), располагался колодец, наполняемый грунтовыми водами проходившей рядом и на тот момент запруженной реки Неглинки. Из колодца вода поднималась специальным механизмом на мускульной (людской или животной) тяге, наполняя резервуары в верхних секциях башен, откуда уже в зависимости от потребностей по желобам поступала в кухни, мастерские, бани, прачечные, конюшни и так далее: «на основаниях каменных водныя течи, яки реки, текущие через весь Кремль-град осадного ради сидения». Позже, в начале XVII века, аналогичная, но более совершенная система с колодцами и подъемными машинами появилась в противоположной части Кремля – в Тайницкой и Водовзводной башнях, но эти колодцы пополнялись водой уже из Москвы-реки. По сути, мы имеем простую систему пополняемых водонапорных башен. Предполагается, что под Кремлем имелись цистерны для создания запаса воду на случай осады, но серьезных исследований на эту тему не проводилось. Однако в другие районы вода поставлялась бочками и ведрами, причем по достаточно кусачей цене.
Первыми по-настоящему гидротехническими сооружениями в Москве можно считать шлюзы и рвы на реке Неглинке, а также на канале вдоль Красной площади. В 1508 году Василий III повелел Алевизу Фрязину «построить вкруг града Москвы каменный ров и починить кирпичные пруды» (здесь значение слова «пруды» двоякое: обозначает и саму стоячую во рву воду, и запруду, которая перекрывает течение; но ударение в любом случае следует ставить на «Ы»). Ров был 541 метр длиной, до 36 метров шириной и около 8,5 м глубиной. Казалось бы, чем не водохранилище? Но вода во рвах застаивалась, и быстро приходила в негодность от нечистот, сливаемых из близлежащих строений, особенно во время проходивших на Красной площади мероприятий. До нас дошли устные свидетельства о вони, которая периодически стояла под стенами Кремля, и, считается, что запах стал одной из причин, по которой рвы позже ликвидировали, а Неглинку вовсе убрали в трубы.
Но пример оказался заразительным и быстро был перенят формирующейся в XVI-XVII веках усадебной культурой. В те времена наиболее богатые и крупные загородные резиденции обзаводятся системами шлюзов и дамб, которые позволяют наполнить из небольших речушек достаточно крупные пруды, используемые в хозяйстве и отдыхе. Посмотреть на эти сооружения можно и сейчас, прогулявшись по набережным прудов у Измайловского дворца, в парках усадеб Борисово, Головино, на Академических прудах и многих других. В перестроенном виде гидросооружения до сих пор выполняют свою функцию.
XVIII-XIX века. Водоснабжение
К началу XVIII века в столице было более 800 прудов, около 5000 частных (в усадьбах и дворах) и несколько десятков общественных колодцев, откуда можно было черпать относительно пригодную для питья воду. По идее, из-за отсутствия в городе канализации, для вывоза нечистот люди должны были вызывать специальных золотарей – тогдашних ассенизаторов. Однако, чтобы сэкономить на вывозе, нечистоты часто сливали в реки, ручьи, пруды, болотца и канавы, загрязняя эти самые водоемы, а также грунтовые воды (следовательно, и сами колодцы). В итоге вода становилась «помойной», а людям приходилось платить за чистую воду и ее доставку водоносам, что стоило недешево. Ситуация ухудшалась, и во второй половине XVIII века на всю Москву оставалось только три общественных колодца с пригодной для питья водой.
Ввиду роста населения санитарные условия в городе тоже ухудшались, что провоцировало вспышки тяжелых инфекционных заболеваний. В 1771 году страшная эпидемия чумы унесла жизни четверти населения города, вылилась в бунты, убийства, грабежи и беспредел. К тому же многие водоносы либо погибли, либо разбежались. После этих событий жители обратились к императрице Екатерине II с просьбой «провести в город хорошую воду». К 1805 году был построен Мытищинский водопровод. Система собирала воду из ключей в верховьях Яузы возле поселка Громовой Ключ, после чего вода самотеком шла в город по кирпичной галерее шириной около метра, проложенной преимущественно под землей, в московский Самотецкий пруд. Старая трасса водотока проходила по красивому Ростокинскому акведуку, по которому сейчас можно прогуляться в одноименном районе. Однако, водопровод был построен с ошибками, быстро начал иссякать, ломаться, к тому же до дома воду приходилось доставлять из питаемых водопроводом фонтанов и прудов. Весь XIX век проходили модернизации и улучшения системы: установка паровых насосов, водонапорных башен, увеличение потока воды, расширение сети водопровода (подключиться «к трубе», как мы привыкли, можно было с 1850-х). К началу XX века вода для города поступала из Мытищ, но уже по совсем иной системе, а также были открыты водопроводы, питавшиеся от верхнего течения Москвы-реки (в районе Рублево), что привело к еще большему ее обмельчанию.
XVIII-XIX века. Обводнение
Тем не менее проблему загрязненности и маловодности реки-родительницы города эти меры не решали. Водный режим Москвы-реки, как и большинства европейских рек, нестабилен: она более чем наполовину питается снегом. В связи с этим уровень воды в реке очень неравномерен в зависимости от времени года: весенние паводки из-за таяния снегов могут поднять реку до восьми метров, но летом она мелеет, в период осенних дождей снова приходит в норму. В сухое время года реку во многих местах можно было перейти вброд (например, известный Крымский брод находился на месте нынешнего одноименного моста), не редкостью были острова, а судоходство было возможно для судов с осадкой не более 0,5 метра. Становилось ясно, что растущей столице требовался более стабильный и мощный источник для забора питьевой воды и судоходства.
Проблему судоходства решали с помощью дамб и каналов: к 1786 году по заболоченной низине – старице Москвы-реки – параллельно ее центральной излучине было проложено русло Водоотводного канала, образовав тем самым остров Балчуг. В 1836 году на основном русле Москвы-реки, в районе храма Христа Спасителя была отстроена Бабьегородская плотина, которая была разборной и собиралась после весеннего паводка, а в нижнем течении Канала, где сейчас находится Шлюзовая набережная, построена Краснохолмская плотина и непосредственно шлюз. Таким образом, в русле Москвы-реки, проходившем вдоль стен Кремля, уровень воды был почти на три метра ниже, чем в проходившем параллельно Обводном канале (между Болотной площадью и Замоскворечьем). Это позволило организовать движение грузовых судов и плотов во время навигации. При этом уровень воды реки в верхнем течении повышался, что исключало образование бродов и создало запрос на строительство мостов, при этом на водосбросе были построены турбинные приводы для производств. Канал и его инфраструктура несколько раз модернизировались.
В 1870-е годы в Москве появляется туерное судоходство – это вид движителя, при котором пароход двигается не благодаря вращению гребного винта, а наматывая на валик цепь или канат, проложенный по дну водоема.
К 1877 году был воплощен первый глобальный гидропроект – Москворецкая шлюзованная система: комплекс из целых шести плотин, построенных в течении реки от Можайска до Коломны (где река Москва впадает в Оку). Все плотины были однотипными и разбирались во время паводков, шлюзы при всех плотинах были однокамерными (длиной 205 метров, шириной по дну 15,6 метра и шириной ворот 5 метров), кроме двухкамерного Перервинского, который стал бриллиантом в короне этого гидросооружения. Длина русла Москвы-реки, задействованного в системе, составляла около 300 километров, а подпор воды (то есть общий перепад высот ее уровня) составил 16 метров, что обеспечивало проход судов с осадкой до 0,9 метра.
Критическая ситуация и новые планы
В 1920-х годах сооружения Московского гидроузла ремонтируются и модернизируются, но в целом ситуация с водой снова становится тяжелой: стремительный рост населения Москвы в 1920-х – 1930-х годах (в три с половиной раза) привел к серьезному дефициту воды. Пропускная способность водопровода к 1936 году возросла во столько же раз, но на душу населения города в среднем все равно приходилось только 117 литров воды в сутки при норме около 300 литров. Основным недостатком москворецкой системы водоснабжения были ее ограниченная мощность и питание города водой с северо-западной стороны – из Москворецкого и Мытищинского водопроводов. Незначительная часть воды поступала из артезианских скважин в черте города, более мелких локальных систем и грунтовых вод.
Сама Москва-река и ее притоки к 1931 году достигли крайней степени загрязнения из-за сброса в них канализационных и промышленных вод. Отчет Санитарного института им. Эрисмана о состоянии вод на 1934 год свидетельствовал: «сильное загрязнение, в реке плавают фекалии; бактерий 1 145 370/см³; окисляемость 18,4; потребление кислорода 27,9 мг/л». Оздоровить реки города могли только коренное переустройство канализации и обводнение (увеличение напора и силы течения) в руслах. Не хватало водной глади и для растущих потребностей в транспортных перевозках.
Требовалось фундаментальное обновление московской гидросистемы. Проекты обводнения, которые должны были решить проблемы города, появились еще в начале XX века. Но уже тогда было ясно, что воды Москвы-реки недостаточно. 15 июня 1931 года на июньском пленуме ЦК ВКП(б) по докладу Л. М. Кагановича о положении с водой в столице и других городах для водоснабжения Москвы, а также в транспортных целях было решено использовать ресурсы Волги, протекающей в 120 километрах к северу от столицы, путем соединения с Москвой каналом.
О невероятном строительстве этого сооружения – в следующей части рассказа.
Новое
Видео
Восточно-Прусская наступательная операция. 13 января – 25 апреля 1945 года (Реплика Михаила Мягкова)
Восточно-Прусская наступательная операция. 13 января – 25 апреля 1945 года (Реплика Михаила Мягкова)
День памяти и скорби. Памятные даты военной истории России
22 июня 1941 года в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, подвергли бомбежке со своих самолетов наши города. Началась Великая Отечественная война. 26,6 миллиона человек отдали свои жизни ради Победы.
Холодная война: Гонка вооружений.
Холодная война: Гонка вооружений.