Холокост – что это такое?
27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Эта памятная дата призвана напомнить о наиболее последовательном геноциде в мировой истории, она была установлена Генассамблеей ООН и отсылает к событиям, произошедшим в этот день в 1945 г., когда войска Красной Армии освободили несколько тысяч узников Аушвица (Освенцима, если по-польски).
Необходимо пояснить, к чему отсылает эта памятная дата. Всего в годы Второй мировой войны в результате агрессии на оккупированных нацистской Германией территориях преднамеренно истреблено около 20 млн человек, в том числе примерно 7,4 млн советских граждан. Из этих 20 млн примерно 6 млн – евреи (2,8 млн советских евреев), которые ввиду этнической принадлежности подлежали уничтожению. В годы второй мировой о страданиях евреев знали многие, однако одни не верили в сообщаемые сведения, другие не подозревали масштаба, третьи считали уничтожение целого народа невозможным. Только после окончания войны стали закрепляться специальные термины, отсылающие к убийству евреев. Наиболее известный – американизм «холокост» (от греческого «всесожжение»). Другой термин – «шоа», в переводе с иврита – «катастрофа, бедствие». Оба понятия употребляются как синонимы, однако некоторые намеренно отказываются от употребления слова «холокост», т.к. оно содержит религиозный подтекст, связано с жертвоприношением. Но разве можно считать таковым бессмысленное убийство миллионов детей, женщин, стариков?
Существует множество попыток объяснить, почему истребительная политика нацизма стала возможной. Постараемся кратко перечислить причины. Во-первых, виной тому сама идеология нацизма, в основу которой была положена смесь представлений «органического» национализма и расизма. Такой национализм предполагает, что каждая нация есть единство не просто культурное, но и биологическое, органическое (как популяция собак). Тем самым культурные отличия (в языке, устоявшихся традициях, нормах и пр.) объяснялись через отсылку к «крови». Конкретный человек определяется не по его личным представлениям, убеждениям, воспринятым культурным нормам, а только в силу рождения «не таким». Расизм же восходит к эпохе колониальных империй и предполагает деление наций на «высших» и «низших». Нацисты просто сделали шаг вперед и перенесли ту логику, которую европейцы применяли в колониях, непосредственно на саму Европу. Если вы делите людей на замкнутые органические группы, если некоторые из этих групп считаются опасными, то становится логичным призыв эти группы победить, исключить и даже уничтожить.
Во-вторых, для того чтобы пройти путь от пропаганды к массовым казням, необходим аппарат насилия, причем собственно государственные структуры (армия, полиция) мало подходят для этого. Поэтому нацисты выстроили параллельную систему квазигосударственного насилия в виде СС, которая быстро развивалась и стала включать военизированные формирования, создавать концентрационные лагеря и другие учреждения.
В-третьих, необходимо не только заставить, но и убедить миллионы людей стать соучастниками преступлений. Для этого есть эффективная система пропаганды, которая создавала яркий образ врага и дегуманизировала противника. Каждый человек встраивался в систему нацистского террора: поддержка варьировалась от выражения согласия и выполнения канцелярских обязанностей до расстрелов на местах. И каждый мог при этом считать, что он только выполняет приказы и не несет за происходящее ответственности. Неготовность выносить собственное моральное суждение о своих поступках стала главным залогом ужасов нацистского режима.
Как можно предположить только на основе представленных выше цифр, стать жертвами нацистской политики и геноцида могли многие социальные группы, причем выделенные по разным основаниям. Например, когда в 1933 г. Гитлер пришел к власти, то по всей стране был развязан террор против левой (коммунисты и социал-демократы) оппозиции. Затем к числу жертв добавились те, кого считали преступниками и асоциальными элементами. Это могли быть и мелкие мошенники, и простые граждане, против которых имелись подозрения в совершении преступлений. Людей арестовывали без суда и следствия, кидали бессрочно в специально создаваемые концентрационные лагеря СС (наиболее известные, созданные до войны, – Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен, Маутхаузен, Равенсбрюк, Флоссенбюрг). Здесь людей мучали, над ними издевались, могли доводить до самоубийства.
Первые массовые убийства произошли в 1939-1941 гг., и их жертвами стали сами немцы. В рамках программы T-4 были хладнокровно убиты (инъекциями, в газовых камерах) 250 тыс. тех, кого считали «психическими больными», «с врожденными отклонениями», «неизлечимыми» и т.д. С началом Второй мировой войны истреблению подверглась польская интеллигенция, т.к. немцы считали, что, убив всех образованных людей, они сделают невозможным сопротивление оккупационной политике. Затем настал черед цыган, несколько сотен тысяч сгинули в газовых камерах.
Однако подлинный масштаб убийства приняли с нападением гитлеровской Германии и ее союзников на СССР. Целенаправленные репрессии были развязаны против партработников, коммунистов и вообще политического руководства. В отдельную группу нужно выделить советских военнопленных, которых задействовали на самых тяжелых работах и содержали в ужаснейших условиях. Около 3,3 млн советских людей погибли в лагерях для военнопленных (примерно 60% от их общего числа). Несомненно, это было актом геноцида, поскольку солдаты и офицеры других государств антигитлеровской коалиции содержались в условиях намного лучших.
С нападением на СССР на практике стала реализовываться политика «окончательного решения еврейского вопроса», т.е. уничтожения европейских евреев.
Притеснения евреев в самом Третьем Рейхе начались уже в 1933 г., т.е. вскоре после прихода нацистов к власти. Сначала им запрещали работать на госслужбе, в 1935 г. приняли Нюрнбергские законы. Теперь евреи не могли вступать в брак с арийцами, были лишены политических и ряда социальных прав. Затем давление лишь усилилось: произошел запрет на профессии (например, банкира, адвоката), на право обучать детей вместе с немцами, на возможность посещения культурных мероприятий, сама собственность подлежала обязательной регистрации.
Происходило методичное вытеснение евреев из общественной жизни. Во-первых, они вытеснялись ментально посредством создания яркого негативного образа евреев как извечных врагов немцев, повинных во всех бедах Германии. Во-вторых, это было вытеснение социальное и юридическое, которое лишало представителей определенной этнической группы прав и положения в обществе. И только затем началось вытеснение пространственное. Это уже связано с периодом Второй мировой войны, когда на оккупированных территориях в 1939 г. и в начале 40-х гг. создавались крупные резервации евреев, т.н. гетто. Вскоре туда стали выселять евреев и из других европейских стран, включая Германию. Поначалу нацистский режим метался в поисках «окончательного решения» еврейского вопроса: то предполагалось сосредоточить всех евреев в районе Люблина, то – отвезти их на Мадагаскар. Все эти планы по разным обстоятельствам не реализовались. Гитлер хотел добиться двух целей: одна из них – ограбить евреев, а другая – уничтожить. Точно так же между идеологическим императивом тотального уничтожения и экономическими императивами (воюющей стране нужны дешевые рабочие руки) металась и вся нацистская система.
Выбор в пользу определенного решения был сделан во время войны против СССР, когда на местах стали уничтожать еврейское население. Вслед за армией двигались специальные части (айнзатцгруппы), на которые возлагалась ответственность по уничтожению партийных и советских работников, диверсантов и убийству евреев. Методы убийств были самыми жестокими: мужчин избивали, женщин насиловали, над согнанными евреями всячески издевались, после чего расстреливали, сваливая тела в специальных ямах. На детей и младенцев не тратили пули – просто убивали ударами прикладов или разбивая головы об деревья. Наиболее активными помощниками оказывались местные коллаборационисты. На территории Прибалтики и Украины они были ответственны наряду с гитлеровцами за большую часть убийств.
Массовые расстрелы были осуществлены 29-30 сентября 1941 г. в Киеве – на окраине под названием Бабий Яр. Здесь за несколько дней убили около 33 тыс. евреев (в дальнейшем тут же расстреливали подпольщиков, партизан, военнопленных и других «врагов рейха»). На территории современной России самая крупная антиеврейская акция была осуществлена в августе 1942 г. в Ростове-на-Дону, вернее, на его окраине – в Змиевской балке. Здесь были убиты более 10 тыс. евреев, а если считать всех жителей, погибших тут за период оккупации, то общая цифра, по официальным оценкам, достигает 27 тыс. человек.
Далеко не всех евреев убивали сразу. Большинство сгоняли в специально созданные гетто (около 1 000 по всему СССР). Евреев лишали собственности, заставляли работать на наиболее тяжелых, опасных и малооплачиваемых работах. По сравнению с остальным населением, привлеченным к работам, они получали меньше денег, имели меньше прав, жили в худших условиях.
Под влиянием событий на территории СССР уже осенью 1941 г. Гитлер принял окончательное решение об уничтожении всех европейских евреев. Технические детали об убийстве 12 млн человек были согласованы с ответственными партийными и государственными работниками 20 января 1942 г. на совещании (конференции) в Ванзее, которое и считается отправной точкой начала Холокоста. Для реализации этого решения на территории оккупированной Польши (генерал-губернаторство) были созданы три лагеря смерти – Белжец, Майданек и Собибор. Кроме того, с декабря 1941 г. функционировал еще один лагерь смерти в Хелмно (около Лодзи, территория Третьего Рейха), куда в основном отправлялись «лишние евреи» из Лодзинского гетто. В качестве лагерей смерти функционировали также концлагеря Майданек (в 1942-1944 гг.) и Аушвиц (вернее, его подразделение Аушвиц-2 – Биркенау).
Разница между концлагерем и лагерем смерти состояла в том, что первый существовал для того, чтобы заставить узников сначала работать (массовая смертность и намеренное уничтожение людей становились «побочным эффектом»), вторые изначально создавались для уничтожения. Узники не жили более 2 часов. Именно столько времени занимал путь от станции до газовой камеры. Временно в живых оставляли лишь единицы (для поддержания функционирования лагерей смерти). Как правило, перед депортациями (из городов или гетто) людям говорили, что их везут на работы, в семейные лагеря. Эту иллюзию поддерживали до самого последнего. Людей просили написать открытки родным или знакомым домой. Затем направляли на дезинфекцию (в концлагерях она представляла собою душ и обработку специальным раствором). При этом женщинам остригали волосы (их потом использовали частные фирмы для производства канатов или тканей). И только потом жертвы попадали в «душевые», где их травили газом, а трупы сжигали. Если, например, в Аушвице и Майданеке использовали сильнодействующий газ «Циклон Б», то в Собиборе – угарный газ от дизельного мотора. В Хелмно применялись газенвагены-душегубки: людей сажали в кузова грузовиков, и по пути на место сожжения трупов в лесу все они погибали, т.к. выхлопные газы шли внутрь грузовика. Крематории могли существовать параллельно с другими методами уничтожения трупов, например, сожжения на специальных кострах. Так, в Собиборе, где за 1,5 года убили 250 тыс. евреев, крематория вообще не было.
Для того чтобы убийцы морально не страдали от участия в расстрелах детей и женщин (после войны некоторые преступники напрямую заявляли, что именно они были «главными жертвами», т.к. испытывали мучения, убивая невинных), стали уже летом искать более «эффективные методы». Таковой нашелся в виде газа. «Инновацию» в виде газа «Циклон Б» впервые протестировали в Аушвице в конце августа 1941 г. Тогда погибли советские военнопленные. Методическая и рациональная организация убийств – вот, что больше всего поражало современников и потомков в этой истории. Для убийств тратились серьезные ресурсы. Даже летом 1944 г. нацистами были приложены большие усилия для того, чтобы сотни тысяч венгерских евреев отправились в газовые камеры Аушвица.
История Холокоста знает множество трагических и героических страниц. Как правило, речь идет либо об организации самой системы уничтожения, либо об актах сопротивления ей. Например, во всем мире знают о восстании в Варшавском гетто весной 1943 г. Тогда уже проводились массовые депортации из него в лагерь смерти Треблинка, и остававшиеся пока в живых евреи решили оказать сопротивление и умереть с честью. Меньше в мире знают о восстании в Белостокском гетто.
Только в последние годы стали уделять должное внимание подвигу в Собиборе. Именно здесь 14 октября 1943 г. состоялось единственное успешное восстание в лагерях смерти. Его поднял и возглавил советский военнопленный Александр Печерский. Да, в лагере, где около 600 заключенных временно были оставлены в живых для различных работ, существовало подполье во главе с Л. Фельдхендлером. Но оно не знало, как действовать. Прибытие в конце сентября 1943 г. советских евреев-военнопленных изменило ситуацию. На первый план выдвинулся А. А. Печерский, который принял принципиальное решение: восстание, а не побег. В случае выбора последнего мог бы спастись он с отдельными своими товарищами, однако остальные были обречены на смерть, которая незамедлительно бы последовала в качестве возмездия. Заговорщикам удалось убить значительное число эсэсовцев, а затем начать прорыв. Всего бежали около 300 человек. Немногим более 50 удалось дожить до конца войны. Остальных поймали или выдали местные жители. Однако удалось сделать главное: спасти человеческие жизни и отомстить (в ходе восстания убили 11 эсэсовцев и еще больше охранников из числа коллаборационистов). Более того, после восстания из Берлина пришел указ закрыть сам лагерь смерти Собибор и сровнять его с землей.
История восстания в Собиборе для нас сегодня важна и потому, что она позволяет подчеркнуть то, что очень часто остается за пределами дискуссий о Холокосте. Ведь помимо преступников и жертв была и третья сторона, та, которая несла освобождение. Холокост не был прекращен в один момент, эта машина остановилась не по желанию немцев, а после краха самой нацистской Германии. Краха, который был вызван не внутренними причинами, а внешними – давлением союзнических войск и прежде всего Красной Армии. Так, именно она начала счет освобожденным гетто (в декабре 1941 г. были выпущены узники гетто в Калуге). Именно ее боевой путь пролегал там, где находились все лагеря смерти. Например, в Майданеке последние расстрелы (несколько сотен человек) произошли летом 1944 г., за несколько дней до прихода Красной Армии. Когда 27 января 1945 г. был освобожден Аушвиц, туда были направлены сразу же два госпиталя для ухода за узниками. Этот список можно продолжать, ведь из 12 млн евреев, которых на совещании в Ванзее планировали уничтожить, успели убить только половину. Довольно легко представить, что могло произойти, если бы не было грандиозных побед под Сталинградом или Курском. Именно поэтому данная международная памятная дата имеет огромное значение для России. Холокост – это трагедия и российского народа (ведь почти половина всех уничтоженных евреев были советскими людьми), и одновременно одна из историй, подчеркивающая освободительный и спасительный для миллионов людей характер освободительной миссии Красной Армии.
Источник фото: РИА Новости