En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
В закладки

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в производственную деятельность ювелирных предприятий и все они перешли на работу по заказам Красной Армии.

Автор: ШУБИН Александр Евгеньевич

г. Иркутск

Становление советской ювелирной промышленности как целостной отрасли народного хозяйства приходится на вторую половину 30-х гг. 20 века. Это объясняется несколькими причинами. После прихода к власти в нашей стране большевиков все ювелирные мастерские были национализированы, а мастера-ювелиры эмигрировали в зарубежные страны. Также низким был спрос на ювелирные изделия, вернее сказать, он попросту отсутствовал. Платежеспособность населения в Советском Союзе в первые 15 лет его существования находилась на очень низком уровне. Русская Православная Церковь, которая до революции была одним из главных потребителей ювелирных изделий, в этот период подвергалась самым серьезным гонениям: значительная часть храмов была закрыта или даже разрушена, сами священнослужители подвергались преследованиям.

Меняться ситуация стала в 30-е годы. Именно в это время был создано одно из крупнейших предприятий советской ювелирной промышленности трест «Русские самоцветы», которое работает и в настоящее время. Постепенно возвращаются к своей работе крупные мастера ювелирного дела, например Брицын Иван Савельевич, Рощин Владимир Гаврилович. Это были, безусловно, великие мастера своего дела. Они оба имели опыт работы в самой знаменитой ювелирной фирме Фаберже. Факт работы Брицына И. С. в этой фирме подтверждает архив Татьяны Фаберже. Рощин В.Г. работал в фирме Фаберже почти 13 лет, с 1900 по 1913 год.

Брицын И.С. многое сделал для становления ювелирного дела в Советском Союзе, он создал новые формы изделий из серебра и эмали. В годы Великой Отечественной войны он продолжал трудиться в осажденном Ленинграде. За свой доблестный труд на благо Родины в годину суровых испытаний он, единственный из мастеров-ювелиров своего поколения, был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Самыми известными изделиями этого мастера являются серебряные портсигары с бледно-голубой и прозрачной белой эмалью.

Владимир Гаврилович Рощин был не только выдающимся мастером-ювелиром, но и крупным организатором ювелирной промышленности Урала, педагогом.

В 1939 году Минералогическая мастерская, которая находилась в г. Свердловске была переименована в Гранильно-минералогическую фабрику. На фабрике перешли от создания наборов минералов к их огранке. Во время Великой Отечественной войны в Свердловск был эвакуирован Киевский ювелирный завод, который присоединили к Гранильно-минералогической фабрике, и она была преобразована в Свердловскую ювелирно-гранильную фабрику. При непосредственном участии киевских мастеров здесь был открыт часовой цех. В этом цехе занимались реставрацией старых хронометров, выпускали новые часы в корпусах из благородных металлов. Небольшая часть часов имела украшения циферблатов из рубинов. Большой вклад в развитие предприятия внес Владимир Рощин. Впервые в своей истории фабрика стала выпускать индивидуальные украшения по его эскизам. Это были запонки, серьги, зажимы для галстуков. В этих изделиях широко использовались уральские самоцветы, для оправы применялись такие металлы как мельхиор и серебро. Эти изделия изготавливались как для продажи, так и адресно. Рощин не только был мастером своего дела, но и превосходным преподавателем. Свой бесценный опыт, полученный во время работы в фирме Фаберже, он щедро передавал молодым мастерам занимаясь с ними в школе ФЗО. Среди учеников Рощина следует отметить братьев Ломаевых, Белова, Коптякова. Растущий спрос на ювелирные изделия требовал непрерывного роста производительности труда и здесь свой весомый вклад внесли молодые инженеры. Инженер фабрики А. Моргунов разработал и внедрил в производство полуавтомат для огранки драгоценных камней.

Одним из направлений развития ювелирного дела в военное время было производство орденов и медалей. Среди советских военных наград были действительно шедевры ювелирного искусства. В первую очередь это относится к ордену «Победа». Для изготовления каждого такого ордена требовалось только алмазов 50 штук и 300 граммов платины. Драгоценные камни – рубины использовались также при изготовлении ордена Нахимова 1 степени. Большинство остальных орденов, учрежденных в период Великой Отечественной войны, требовали для своего производства значительное количество золота и серебра. Высшая солдатская награда – орден Славы 1 степени изготавливался из золота, 2 и 3 степени из серебра. За время Великой Отечественной войны подвиги миллионов советских солдат и офицеров были высоко отмечены Родиной орденами и медалями. Встает вопрос, где были сделаны эти знаки отличия, кто непосредственно приложил свои руки к их изготовлению. История дает нам ответ и на этот вопрос.

Большая часть тиражей советских военных наград производилась на Ленинградском монетном дворе, который осенью 1941 года был эвакуирован в город Краснокамск, Пермской области. Оборудование Монетного двора было размещено в цехах бумажной фабрики «Гознак». Рабочих и инженеров в Краснокамск было эвакуировано всего сорок человек. Проблему кадров пришлось решать на месте. Для работы привлекли женщин и подростков от 14 лет и старше. Отбирали рабочих очень тщательно, нужны были не только сметливые, но и честные рабочие: работать приходилось с большими ценностями. Опытные мастера, прибывшие из Ленинграда, обучали молодых рабочих мастерству монтировщиков, эмальеров, позолотчиков. Благодаря всем этим мерам уже в ноябре 1941 года Монетный двор начал полноценную работу.

Одной из тех, кто в трудное военное время пришел работать на Ленинградский монетный двор в Краснокамске была Серафима Дятюкова. На работу она пришла в возрасте 14 лет и обучилась специальности монтировщицы орденов. Монтировщики обрабатывали награды после прокатчиков и при помощи специальных инструментов придавали им нужный вид. Уже после войны она рассказала о своей работе корреспондентам «Российской газеты»: «Через мои руки прошли все награды, кроме медали Герой Советского Союза, которые выпускались в то время на монетном дворе.

Орден Ленина — это бисерная работа, не каждому удавалось сделать ее без брака. А еще и нормы выработки у нас существовали. Например, для ордена Отечественной войны - 45 штук за восьмичасовую смену. Со временем я так наловчилась, что – вот не сойти мне с этого места, не вру – успевала 120 обработать». Военное время Серафима Дятюкова вспоминает редко, но в подробностях. Она хорошо помнит постоянное чувство голода, усталость после работы, строгую дисциплину без всяких скидок на возраст. Вместе с тем она говорит: « Мы были молоды, понимали, что наш труд необходим Родине и все это помогало нам преодолевать трудности военного времени. Умудрялись находить время и для простых радостей: походы в клуб, посиделки с подружками.»

Немалый вклад в производство наград в Краснокамске внес художник – гравер Самуил Тульчинский, главный медальер Ленинградского монетного двора с 1936г. по 1946 г. Он принимал самое непосредственное участие в создании высшего полководческого ордена Суворова. По его предложению знаки ордена 2 и 3 степени были уменьшены, а первой степени ордена поместили звездочку.

Коллектив ЛМД в годы войны добился крупных трудовых успехов, не один раз становился победителем в социалистическом соревновании среди предприятий Наркомата финансов. Премии, полученные победителями в этом соревновании, направлялись в Фонд обороны СССР.

Ленинградский монетный двор проработал в Краснокамске немногим меньше 5 лет. Своим ударным трудом работники завода внесли посильный вклад в общее дело завоевания победы над врагом.

Развитым районом ювелирной промышленности в довоенный период была Верхняя Волга- Владимирская, Костромская, Ярославская области. Еще до великой Отечественной войны здесь работали такие ювелирные артели, как артель им. Молотова, Красносельский ювелирно-художественный союз, артель «Красная Пресня» и ее филиал «Путь Октября». Эти производственные артели выпускали недорогие ювелирные изделия: подстаканники, чайные и кофейные ложки, пудреницы, портсигары. Все это стало пользоваться спросом с середины 30-х гг. Артель «Красная Пресня» в городе Приволжске возникла именно на волне этого возросшего спроса.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в производственную деятельность этих предприятий и все они перешли на работу по заказам Красной Армии. Уже осенью 1941 года в Приволжск пришел крупный заказ на изготовление стрелок для точных приборов, пуговиц со звездочкой, знаков различия для бойцов и командиров Красной Армии. Вместе с тем продолжался выпуск более привычной продукции. В январе 1942 года СНК СССР указал на необходимость увеличения выпуска продукции широкого потребления. Это было необходимо для сохранения культурных традиций, а также для награждения ценными подарками отличившихся воинов Красной Армии и тружеников тыла. Особо ценились в этом плане браслеты для часов и сканые портсигары. Эти факты указывает А.Потепалов в своей работе «Старые мастера: история родного края.» На истории такого портсигара основан сюжет фильма «Мы из будущего-1». В Приволжье стали, наряду с солдатскими пуговицами, звездочками, выпускать серьги медные посеребренные, пуговицы жестяные со вставками из поделочных камней. Ювелирные украшения, которые выпускались в военное время Красносельским ювелирным союзом проходили в статистике по разделу «Культпромышленность».

С 1943 года значительно расширила производство артель им. Молотова в г. Мстера. Автор Камыгина Г.А. в своей работе «Производственная деятельность ювелирных артелей верхневолжского региона в период Великой Отечественной войны» приводит следующие факты: по плану поставки имущества по заказам для Красной Армии артель за 1-3 кварталы 1943 г. должна была изготовить 8000 солдатских котелков, 1000 шин Дитерикса, 50 000 пар деталей для противогазов.

Начиная с 1944 года происходит значительное изменение ассортимента в пользу товаров широкого потребления. Это были относительно дешевые изделия из посеребренной меди: серьги, броши, браслеты. Быстрому росту выпуска ювелирных изделий способствовало возвращение на производство старых, опытных мастеров. Они возвращались по демобилизации из рядов РККА по возрасту или ранению. Уже в 1945 году артели Костромской, Владимирской и других переходят к изготовлению ювелирных украшений из благородных металлов: обручальных колец, позолоченных браслетов, серег и других изделий.

В трудное военное время предприятия ювелирной промышленности СССР работали с полной самоотдачей, не жалея ни сил, ни времени для всестороннего обеспечения потребностей армии и флота в своей продукции. Также стоит отметить, что ювелиры нашей страны сделали все возможное, чтобы в наибольшей степени удовлетворить потребности населения в красивых, изящных, хотя и недорогих украшениях.

 

 

Теги:
Великая Отечественная войнаТрудовая доблестьПромышленность в годы войны
3775

Поделиться

Соцсети

Новое

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Восстание в лагере Собибор. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте