Как воевали планеры

Помню, что лет пятьдесят назад мальчишки очень любили собирать и запускать планеры. Чего проще – сделаешь такую машину из щепочек и папиросной бумаги, и летай. Мотора здесь не нужно, и несмотря на то, что ваш летательный аппарат тяжелее воздуха, он поддерживается в полете за счет аэродинамической подъемной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха.
Дайте нам крылья
Проекты первых планеров появились еще в XVII веке, и с той поры пошло и полетело. В нашей стране расцвет планеров пришелся на 1920-е – 1930-е годы, когда начался настоящий бум планерных школ. Интерес этот еще подогревал всесоюзный лозунг «Все на самолет». Самолетов всем не хватало и пришлось пользоваться более простым вариантом. Планерные школы стали появляться даже в глубинке. Доступность и относительная дешевизна способствовали этому. Первые свои уроки летного дела многие наши асы Великой Отечественной войны получили, занимаясь планеризмом.
Планер – это не самолет. У него масса недостатков – для взлета ему нужны другой летательный аппарат, наземная лебедка, пороховой толчок или, в крайнем случае катапульта. Еще одной проблемой является дальность полета. Сегодня есть рекорды, когда планер (специально подготовленный) может преодолеть несколько тысяч километров, но нормальный полет, вряд ли превысит 60 километров.
Подготовка к войне
Об использовании планеров в военное время стали задумываться в нашей стране в начале 1930-х годов. Первыми конструкторами военно-десантных планеров стали Гроховский, Грибовский и Грошев. И именно в КБ Павла Гроховского был построен первый в мире такой планер. Ему принадлежит и самый массовый военно-десантный планер Г-11. Все гениальное просто. Деревянная машина вмещала пилота и 11 десантников со всем снаряжением. Взлет осуществлялся с помощью неубираемых шасси, планер садился на специальную лыжу. Простота и совершенство конструкции поражали опытных летчиков. Г-11 стал основным планером и постоянно использовался для доставки десанта и оборудования к месту боевых действий. Были случаи, когда планер пролетал над запланированной территорией, сбрасывал груз и вновь возвращался на базу. Только за период 1941-1942 годов было сделано около 500 таких аппаратов.
Был изготовлен еще один уникальный аппарат Ц-25. Он уже был рассчитан на 25 десантников или 2200 кг груза.
Планеры в годы войны
Пришло суровое военное время, и планерам им тоже нашлось множество работы. Мы уже рассказывали вам, как в годы войны использовались дирижабли («Как воевали дирижабли в Великую Отечественную»), как успешно воевали наши девушки на простых деревянных самолетах («Кто такие «ночные ведьмы»). В годы войны военные планеры использовались для доставки войск и вооружения в зону боевых действий. К месту старта планеры буксировались транспортными самолетами или бомбардировщиками. Иногда один самолет тащил за собой целую сцепку из нескольких планеров. Отцепившись, планер мог продолжить управляемый полет на длительные расстояния и бесшумно приземлялся на небольшие грунтовые площадки. К сожалению, планер, как правило использовался только один раз, а дальше уничтожался. Поэтому изготавливался он из дешевых материалов, ткани и дерева.
Считается, что за всю войну ни один советский планер не был обнаружен и тем более сбит. И это действительно трудная задача. Бесшумный летательный аппарат ночью обнаружить вообще невозможно, а сбить и тем более.
Операция «Антифриз»
Активное использование планеров в военных операциях проводил командующий 3-й воздушной армией знаменитый советский летчик Михаил Михайлович Громов. Он успешно провел десантирования в районе озера Ильмень, озера Селигер и в помощь партизанам Белоруссии.
Во время битвы за Сталинград советские войска столкнулись с большой проблемой. В районе Сталинграда в 1942 года рано ударили морозы (2-3 ноября) и поставили под удар всю боевую технику. В войсках обозначилась крупная недостача антифриза. В условиях морозов в степи резко снижалась боеготовность боевой техники. Антифриза нужно было много (20-30 тонн), а доставить было крайне сложно. Все основные запасы антифриза находились под Москвой, и авиаторы решили доставить их на планерах. Были сформированы два авиапланерных полка, на вооружении которых были машины А-7 и Г-11. Все пилоты прошли специальную подготовку для полетов ночью. Все полеты были осуществлены ночью при скорости 80 км в час. Планеры были одноразовыми, и после выполнения задания их пускали на дрова защитники Сталинграда.
Четверо суток (с 12-16 ноября) продолжалась операция. Было совершено около шестидесяти полетов, и войскам Сталинграда было доставлено 50 тонн антифриза. Все пилоты участники этих полетов были отмечены благодарностями наркома и получили по месячному окладу.
Обложка: https://redstarsart.blogspot.com
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
День победы над Японией и окончания Второй мировой войны. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Смотри видео Брусиловский прорыв.