En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Как большевики дело Петра I продолжили

03.10.2019

3 октября 1918 года создана Астрахано-Каспийская военная флотилия, главной силой которой стали миноносцы и подлодки с Балтики

Сегодня самую мощную военно-морскую силу на Каспийском море представляет Краснознаменная Каспийская флотилия ВМФ России. Это оперативное объединение является наследником Каспийской флотилии советского Военно-морского флота, которая, в свою очередь, ведет свою историю от Астрахано-Каспийской военной флотилии, созданной по решению Военного совета Астраханского края 3 октября 1918 года. Эта флотилия просуществовала всего девять месяцев, но все это время невероятно активно воевала, успев принять участие и в обороне Астрахани, и в обороне Царицына. И хотя в конце лета 1919 года флотилия вошла в состав вновь образованной Волжско-Каспийской военной флотилии, она стала ее ядром, а позднее превратилась в Каспийскую военную флотилию советского флота.

От Петра I до Николая II

История военно-морского присутствия России на Каспии началась в 1722 году во время петровского Персидского похода. Но надо сказать, что мысль завести собственный военный флот в Каспийском море посетила первого русского императора гораздо раньше. Казанское адмиралтейство, которому надлежало строить корабли и суда для этой цели, было основано петровским указом в 1704 году, а картографические работы, итогом которых стала сводная карта всего моря, проводились в 1714-1720 годах. В итоге, когда 20 июля (10 августа по н. ст.) 1722 года русская флотилия в составе 274 кораблей и судов вышла в Каспий, ее адмиралы точно понимали, куда и как им предстоит идти дальше.

Артиллерийские катера Астрахано-Каспийской военной флотилии

Артиллерийские катера Астрахано-Каспийской военной флотилии

Источник: kprfast.ru


Увы, завоевания Петра на побережье Каспия по большей части довольно скоро были утрачены, и русский флот покинул здешние берега. Но ненадолго: уже в 1871 году по указу Екатерины Великой генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин формирует на Каспийском море новую военную флотилию. К началу XIX века она стала серьезной силой, а после окончания Русско-персидской войны 1804-1813 годов — и вовсе единственной. Таковы были условия заключенного Гюлистанского мира: в нем прямо говорилось, что «кроме Российской Державы, никакая другая держава не может иметь на Каспийском море военного флага».

Эскадренные миноносцы «Эмир Бухарский» и «Москвитянин» в доке, 1912 год. Через шесть лет оба корабля отправятся служить и воевать в Каспийском море

Эскадренные миноносцы «Эмир Бухарский» и «Москвитянин» в доке, 1912 год. Через шесть лет оба корабля отправятся служить и воевать в Каспийском море

Источник: upload.wikimedia.org


Такое положение сохранялось довольно долго, что неизбежно привело к упадку русской военной флотилии на Каспии. К началу XX века в составе было меньше двух десятков кораблей и судов, причем большинство из них устарели. Впрочем, их вполне хватало для обеспечения безопасности торговых и рыбных промыслов и транспортировки бакинской нефти, а большего от каспийских моряков и не требовалось. Поэтому, когда в начале 1918 года в северных прикаспийских районах развернулись боевые действия между сторонниками и противниками нового большевистского правительства, и тем, и другим пришлось создавать военно-морские силы на Каспии практически с нуля (хотя и в несколько разных условиях).

Вооружить все, что плавает!

Вооруженные силы юга России опирались на помощь союзников-британцев, не упустивших возможность перебросить в Каспийское море свои корабли из состава флотилии, базировавшейся на реке Тигр. Но серьезных боевых единиц среди них не было, так что британцам и деникинцам пришлось вооружать торговые корабли. Однако, честно говоря, в орудиях, которые на них можно было установить, нехватки не было. Хватало и самих кораблей, которые успели уйти из Астрахани и Баку. К началу 1919 года в руках англичан, контролировавших к тому времени практически все каспийское побережье, оказалась большая часть коммерческого флота Каспия — 147 торговых кораблей, два десятка из которых после вооружения вошли в состав британской военной флотилии.

Миноносец Балтийского флота «Расторопный», который в ноябре 1918 года придет на помощь красным морякам Каспия

Миноносец Балтийского флота «Расторопный», который в ноябре 1918 года придет на помощь красным морякам Каспия

Источник: navsource.narod.ru


Совсем в ином положении оказались революционные силы на северном берегу Каспия, прежде всего в Астрахани. Поскольку главной базой Каспийской флотилии до революции был порт Баку, то в их распоряжении оказались только небольшие суда — транспорты, портовые буксиры и катера. Но оставаться без военного присутствия на море новая власть не могла: Астрахань была ключом к Волге, по которой Советская Россия получала столь необходимое для нее продовольствие и топливо. Так что у революционных матросов, переброшенных в Астрахань из Новороссийска в марте 1918 года, не было иного выхода, кроме как ставить пушки и пулеметы даже на тот «москитный флот», который был в их распоряжении.

Корабельные работы на эсминце «Карл Либкнехт», до февраля 1919 года называвшемся «Финн»

Корабельные работы на эсминце «Карл Либкнехт», до февраля 1919 года называвшемся «Финн»

Источник: navsource.narod.ru


Переломным моментом стала осень 1918 года, когда на Каспии начались рейды английских и белогвардейских кораблей, сразу превратившиеся в серьезную угрозу. Для отражения их атак пришлось создавать уже не просто отряд вооруженных кораблей, а настоящую флотилию, которая могла бы противостоять этой опасности. Тогда-то Военный совет Астраханского края и принял решение создать на базе Военного флота Астраханского края, как именовались немногочисленные вооруженные суда, находившиеся в его распоряжении, Астрахано-Каспийскую военную флотилию. Соответствующее постановление было принято 3 октября 1918 года, а через десять дней особоуполномоченный Реввоенсовета, балтийский моряк Сергей Сакс, назначенный командующим новым соединением, издал приказ о формировании флотилии.

Балтийцы идут на помощь

В Реввоенсовете и Совнаркоме хорошо понимали, насколько велика опасность действующих на Каспии британского и белогвардейского флотов, а потому заранее побеспокоились о том, чтобы усилить Красный флот Каспийского моря настоящими боевыми судами. За два месяца до решения о создании Астрахано-Каспийской флотилии, 2 августа 1918 года из Петрограда на Волгу по Мариинской водной системе отправились миноносцы «Ретивый», «Прыткий», «Прочный» и «Поражающий». Чтобы провести такие крупные боевые корабли по многочисленным рекам и каналам, входящим в систему, с них пришлось снять орудия и погрузить на борт минимальный запас топлива; даже балластную воду пришлось откачать. Пушки вернулись на свои места только на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде, откуда четыре миноносца по Волге спустились вниз и к началу октября прибыли на Каспий.

Эскадренный миноносец «Эмир Бухарский» во время службы на Балтике

Эскадренный миноносец «Эмир Бухарский» во время службы на Балтике

Источник: navsource.narod.ru


Миноносцы еще не завершили свой переход, а вслед за ними тем же путем вышли еще три эсминца более нового проекта. 23 сентября 1918 года из Петрограда в Астрахань отправились эсминцы «Деятельный», «Дельный», «Расторопный», которые прибыли к месту назначения 18 ноября и сразу же включились в боевую работу по поддержке сухопутных сил Красной Армии с моря. А 15 октября с Балтики на Каспий ушли еще три эсминца — «Москвитянин», «Финн» и «Эмир Бухарский». Первый добрался до Астрахани 25 ноября, второй задержался и прибыл только в середине декабря, а вот третьему пришлось зимовать под Саратовом из-за сковавшего Волгу льда.

Эскадренный миноносец «Дельный» в ранние годы своей службы, Балтийский флот

Эскадренный миноносец «Дельный» в ранние годы своей службы, Балтийский флот

Источник: upload.wikimedia.org


Чтобы превратить Астрахано-Каспийскую флотилию в настоящую боевую силу, Реввоенсовет принял решение пополнить ее состав и подводными лодками. Поскольку идея разместить на Каспии субмарины оформилась только в конце осени 1918 года, их не стали отправлять в дальний путь своим ходом по Мариинской водной системе, а перебросили по железной дороге. Опыт у российских моряков и железнодорожников имелся со времен переправки балтийских подлодок на Дальний Восток перед Русско-японской войной. Так что к началу декабря в Астрахань прибыли четыре подводные лодки проекта «Касатка»: одноименная головная субмарина и три более позднего выпуска — «Макрель», «Минога» и «Окунь». Правда, чтобы они беспрепятственно прошли по железной дороге, с подлодок пришлось отклепать надстройки, а в Астрахани вернуть их на место.

Предтеча Каспийской военной флотилии

К началу марта 1919 года Астрахано-Каспийская флотилия представляла собой грозную морскую силу. В ней насчитывалось 127 кораблей и судов и 2492 человека личного состава. Флотилия была разделена на три отряда, каждый из которых выполнял собственные задачи. Северный речной отряд действовал в районе Царицына, где складывалась напряженная обстановка, Южный – контролировал нижнее течение Волги от Царицына до Астрахани, а Морской – отвечал за оборону побережья с моря.

Такие суда, составлявшие большинство оставшихся в Астраханском порту после января 1918 года, и стали первыми боевыми кораблями Военного флота Астраханского края

Такие суда, составлявшие большинство оставшихся в Астраханском порту после января 1918 года, и стали первыми боевыми кораблями Военного флота Астраханского края

Источник: casp-geo.ru


Среди серьезных успехов, которых удалось добиться морякам Астрахано-Каспийской военной флотилии, были участие в обороне Царицына, высадка десанта в бухте Старо-Теречной в районе порта Петровск (ныне Махачкала) и захват 30 апреля 1919 года форта Александровский на полуострове Мангышлак. Эта операция имела еще одно примечательное последствие. Четырьмя днями позже радисты форта получили радиограмму от командования Вооруженных сил Юга России с сообщением, что к ним направляется судно «Лейла» с делегацией руководства ВСЮР, отправленной на переговоры с адмиралом Александром Колчаком. Форт подтвердил готовность принять судно, после чего на подходе к Александровскому оно было перехвачено кораблями флотилии. Вся делегация вместе с важными документами попала в плен, и только один человек — глава делегации, легендарный офицер, один из лидеров Белого движения, генерал-майор Алексей Гришин-Алмазов — застрелился, чтобы не попасть красным в руки.

Подводная лодка «Минога», которая в начале зимы 1918-19 годов стала одной из четырех первых подлодок на Каспии

Подводная лодка «Минога», которая в начале зимы 1918-19 годов стала одной из четырех первых подлодок на Каспии

Источник: upload.wikimedia.org


Когда Красная Армия оставила Царицын, корабли флотилии оказались разделены: Северный отряд ушел вверх по Волге, а Южный вернулся к Астрахани и вместе с Морским принял участие в обороне дельты Волги. 31 июля 1919 года флотилия была объединена с Волжской военной флотилией и получила название Волжско-Каспийской военной флотилии. Это объединение просуществовало до июля 1920 года и участвовало в освобождении берегов Каспия от английских интервентов и остатков Белой армии. В конце июля флотилия слилась с Красным флотом Советского Азербайджана, и это соединение стало называться Морскими силами Каспийского моря, а с 27 июня 1931 года – Каспийской военной флотилией.

Обложка: Отправка подводной лодки типа «Касатка» по железной дороге на Дальний Восток. Осенью 1918 года эти подлодки таким же точно образом перевезут с Балтики на Каспий. Источник: commons.wikimedia.org


Смотрите также:

Как появился советский военно-морской флот?

Первые гвардейские корабли советского флота

В водовороте войны и революции: история гибели Черноморского флота

Как русский флот обзавелся радиоразведкой

Как царь Петр совет по управлению флотом придумал

 

Теги:
ГеральдикаГосударственные, политические, социальные институтыИстория цивилизацийРаспад СССРПервооткрыватели
19005

Поделиться

Соцсети

Новое

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Ларге. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Победа у мыса Тендра. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте