«К барьеру!» Как в России появилась мода на дуэли

2/27/2020

Чем мягче становилось наказание для дуэлянтов, тем меньше находилось желающих рискнуть жизнью в поединке

Представление о русской дуэли сложилось в массовом сознании из историй знаменитых поединков с участием Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, повести Александра Куприна «Поединок» и множества литературных и кинематографических эпизодов. В этом нашем представлении традиция дуэлировать в случае оскорбления дворянской чести восходит чуть ли не к петровским временам, а сами дуэли отличаются большим благородством. Однако действительность была иной.

Судебный поединок — не дуэль!

Прежде всего совершенно необоснованна попытка возвести дуэльную традицию в России к дохристианским временам, апеллируя к судебным поединкам, так называемому «полю». Их принципиальное отличие от дуэлей как раз и состоит в том, что подобные поединки совершались открыто, зачастую при большом скоплении зрителей, а самое главное, были официально узаконены и проводились по решению вождей, князей и иных наделенных властью представителей общества. И решались с помощью таких схваток далеко не только вопросы оскорбленной чести: они допускались в тех случаях, когда не удавалось установить истину иными методами (например, если оба участника обвиняли друг друга в одном и том же преступлении) или тогда, когда спорщики оставались недовольны решением князя по их делу.

Неизвестный художник. Дуэль Лермонтова с Мартыновым. 2-я половина XIX века.

Но и полностью отрицать связь русской дуэльной традиции с судебными поединками Древней Руси тоже трудно. Ведь многие правила, которых придерживались российские дуэлянты, восходят ко временам княжеских судебных поединков. Например, отмеченное еще в псковской Судной грамоте XV века правило, согласно которому участвовать в поединке могли только равные по силам противники. Эта норма давала право малолетним и престарелым поединщикам, а также больным и инвалидам, а равно и женщинам, если им противостоял мужчина, выставить вместо себя замену (в грамоте еще были отмечены священнослужители, которым поединки были запрещены). Точно такое же правило в отношении равенства сил действовало и в условиях русской дуэли, появившихся и сформировавшихся три с лишним столетия спустя.

Иноземная мода

Традиционно первой в России дуэлью — именно дуэлью, то есть поединком, единственной целью которого была защита чести одного из участников, посчитавшего себя оскорбленным — считается схватка между двумя иностранцами в Москве в 1666 году. Участниками ее были офицеры «полков иноземного строя»: будущий генерал Петра I полковник Патрик Гордон и некий майор Монтгомери. Известно, что спор шотландца и англичанина, окончившийся дуэлью, возник во время совместной пирушки, но вот исход и обстоятельства схватки остаются неизвестными. Кстати, дневники того же полковника Гордона свидетельствуют, что подобные поединки между офицерами-иностранцами на русской службе случались довольно регулярно. Но при этом русские сослуживцы не перенимали дуэльные традиции своих заморских товарищей. По мнению некоторых историков, причиной тому служили разные взгляды на то, как следует защищать свою честь. Для русских не было ничего унизительного в том, чтобы искать правды в суде, тогда как у носителей западноевропейской традиции того времени подобный поступок вызывал негодование.

Маркус Стоун «Прерванная дуэль», 1900 год.

Ситуация начала кардинально меняться лишь с началом широкомасштабных реформ Петра I. Гораздо более тесное знакомство с традициями Западной Европы привили молодому русскому дворянству идею персональной чести, а вместе с нею — и идею о том, что отстаивать ее надлежит с оружием в руках. Но для того, чтобы эти традиции укоренились, потребовалось почти столетие. Первый всплеск числа дуэлей в России отмечается уже во времена царствования Екатерины II после опубликования в 1762 году знаменитого «Манифеста о вольности дворянской». Окончательное превращение русских дворян в особое сословие дало повод и для того, чтобы взять на вооружение европейскую традицию дуэлей и подчеркнуть этим свое привилегированное положение в обществе.

Футляры с парами дуэльных пистолетов и маленькими дорожными пистолетами. 19 век (фото: Tilemahos Efthimiadis CC BY-SA 2.0)

Удивительно, но факт: расцвет русской дуэли приходится на времена, когда в Западной Европе мода на такое выяснение отношений уже начала сходить на нет. Тесное знакомство с французскими офицерами (а именно офицерство дольше всех сохраняло привычки дуэлировать по поводу и почти без повода) позволило офицерам русским еще раз убедиться в том, что именно такой способ решения вопросов чести является самым верным. В итоге на 1820-40-е годы приходится расцвет русской дуэли. И это несмотря на то, что именно в это время она строжайше осуждается на официальном уровне. Именно в это время получает и посылает три с лишним десятка вызовов на дуэли Александр Пушкин, пока не погибает от выстрела кавалергарда Жоржа Дантеса, а четыре года спустя на дуэли гибнет Михаил Лермонтов. Причина была проста: несмотря на всю внешнюю жесткость антидуэльного законодательства, на деле дуэлянты всегда могли рассчитывать на максимальное снисхождение. Скажем, после дуэли с Пушкиным кавалергарда Дантеса и пушкинского секунданта Константина Данзаса приговорили к смертной казни, но в итоге первый отделался разжалованием и высылкой из России, а второй и вовсе провел под арестом три месяца и вернулся в прежних чинах в свою часть.

Как сделать дуэль обязательной

После «дуэльной лихорадки» времен царствования императора Николая I увлечение поединками чести в России начинает идти на убыль — одновременно с тем, как становятся мягче законы, предусматривающие ответственность дуэлянтов и секундантов. Уже во второй половине XIX века число русских дуэлей существенно снижается, а к концу столетия этот способ защиты дворянской чести и вовсе сохраняется почти исключительно в офицерской среде. И именно в этот момент дуэль в России фактически становится узаконенной, но только для военных. Стараниями военного министра генерала от инфантерии Петра Ванновского в 1894 году появляются «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде». Этот документ отдал решение дуэльных вопросов на откуп судам общества офицеров (на флоте — судам капитанов) или командирам частей, причем их предложение спорщикам примириться является всего лишь рекомендательным, а вот решение о поединке — обязательным.

А.А. Наумов «Дуэль Пушкина с Дантесом», 1884 год.

Возможно, этот нетривиальный для того времени шаг и был справедливым: сделав дуэли не просто разрешенными, а обязательными, военное руководство одним махом лишило их романтического ореола и притягательности недозволенного. Иначе трудно объяснить тот факт, что, согласно данным Военного министерства Российской империи, с 1894-го по 1910-й год в русской армии состоялось всего 322 дуэли. Подавляющее большинство из них (256 поединков) прошли согласно постановлению суда общества офицеров, 67 — по решению командиров, и только в 19 случаях дуэлянты вышли к барьеру самочинно. Лишь в семи поединках их участники дрались на холодном оружии, во всех остальных пользовались пистолетами и револьверами, и лишь 30 дуэлей завершились смертью или тяжелым ранением. Интересна и такая статистика, кропотливо собранная судами общества офицеров: в поединках участвовали четыре генерала, 14 полковников и подполковников, 187 капитанов и штабс-капитанов, 72 гражданских, а подавляющее большинство — 367 участников — были штаб-офицерами в званиях от прапорщика до поручика. В ходе 241 поединка дуэлянты стреляли по одному разу, в 49 — по два, в двенадцати случаях — по три раза, а были дуэли, в которых стреляли и по пять, и даже по шесть раз!

Наказание для дуэлянтов

Ни одно дело об офицерской дуэли в период с 1894-го по 1910-й годы не дошло до судебного рассмотрения и не привело к осуждению кого бы то ни было из участников. Тогда как еще за полвека до того судебное решение по поводу дальнейшей судьбы дуэлянтов и их помощников было обязательным (хотя и далеко не всегда строгим). Но официальное законодательство России успело существенно смягчиться за два с половиной столетия истории русской дуэли.

И.Е. Репин. «Дуэль», 1897 год. Из собрания Третьяковской галереи

Во времена, когда дуэлянтами выступали исключительно офицеры-иностранцы из состава «полков иноземного строя», существовал лишь запрет на поединки, но без серьезных последствий. В частности, указ царевны Софьи Алексеевны от 25 октября 1682 года гласил, что «в целях прекращения в столице своевольств и поединков» разрешено в Москве хождение с оружием всем, кто в настоящий момент не исполнял служебных обязанностей, ответственность наступала только в случае «учинения ссор, поединков и произнесения грубых слов». Гораздо строже карал за дуэли появившийся в 1716 году «Военный устав» Петра I и вошедший в него «Артикул воинский». В частности, статья 139-я главы 17-й этого артикула гласила, что «все вызовы, драки и поединки… запрещаются», чтобы никто «не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединок с ним на пистолетах, или на шпагах битца». Наказание за нарушение этого требования было одно как для дуэлянтов, так и для секундантов – повешение (причем вешать полагалось даже погибших во время дуэли — за ноги).

Санкт-Петербург. Место дуэли поэта А.С. Пушкина и Дантеса (фото: GAlexandrova CC BY-SA 4.0)

Петровские правила наказания для дуэлянтов действовали вплоть до середины XIX века, хотя уже в 1787 году Екатерина II повелела участников бескровных дуэлей штрафовать, а виновника ссылать в Сибирь. В 1845 году император Николай I, хотя и слывший категорическим противником дуэлей, вообще освободил секундантов и наблюдавших за поединками врачей от ответственности, а наказание для дуэлянтов резко смягчил: теперь им грозило заключение в крепости на срок от шести до десяти лет без лишения титула, звания и имущества, как в петровские времена. Эти нормы действовали до самой Октябрьской революции для всех подданных России, кроме военных, которым в конце позапрошлого столетия дуэли были официально разрешены.

Обложка: Адриан Волков «Последний выстрел А.С. Пушкина», 2-я половина XIX века

Источник: culture.ru

Смотрите также

Воинский устав Петра I: все об армии и уголовном праве

Силач, обойденный наградами: 10 фактов из биографии Михаила Лермонтова

10 главных мифов о последней дуэли Пушкина

Как дядя Льва Толстого стал вождем племени, выиграл войну и сосватал Пушкина

Антон Чехов: врач, который не смог вылечить писателя