En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Эпопея парохода «Челюскин»

13.04.2020

Почему в операции по эвакуации экипажа и экспедиции «Челюскина» со льдины приняли участие только шестеро из трех десятков летчиков

Эпопея парохода «Челюскин» стала одним из самых ярких примеров того, какую роль может и должна играть авиация в освоении высоких широт. И хотя самолеты начала 1930-х годов не отличались высокой надежностью и дальностью полета, а их эксплуатация в условиях Крайнего Севера была чрезвычайно непростой, именно они обеспечили эвакуацию участников экспедиции, оказавшихся на раздавленном льдами судне. Неслучайно именно по итогам завершившейся 13 апреля 1934 года операции по спасению челюскинцев в СССР появилась новая высшая государственная награда — звание Героя Советского Союза, а первыми, кто ее удостоился, стали семеро летчиков, спасавших невольных зимовщиков.

Как спасать челюскинцев

Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. До успешного завершения предприятия судну не хватило какой-то пары десятков миль — именно столько отделяло его от чистой воды в Беринговом проливе, но до него так и не удалось дойти. Затертый льдами пароход начал дрейфовать обратно на восток, в Чукотское море, пока 13 февраля 1934 года не был раздавлен льдами. Все находившиеся на его борту к тому моменту, за исключением завхоза, погибшего во время эвакуации, переселились во временный лагерь на льдине и подали сигнал SOS.

Уже на следующий день в Москве была спешно сформирована правительственная комиссия по организации спасения челюскинцев во главе с председателем Комиссии советского контроля при Совнаркоме Валерианом Куйбышевым. Основные надежды возлагались на корабли, поскольку это был привычный и проверенный способ. Но в этот раз именно он и не сработал. Самый мощный советский ледокол «Красин», лидер ледокольного флота СССР, пришлось отправлять на спасение челюскинцев вокруг света – через два океана и Панамский канал. А оказавшиеся ближе всех к месту трагедии на Дальнем Востоке ледорез «Литке» и пароходы «Лейтенант Шмидт» и «Свердловск» еще с осени, когда стало понятно, что «Челюскин» ложится в дрейф, сами застряли во льдах и были вынуждены зимовать. В этих условиях оставалось только два реальных варианта спасения: собачьи упряжки и самолеты. Но первые без вторых были беспомощны: точных координат льдины, на которой зимовали челюскинцы, не было. Искать их лагерь предстояло с воздуха. А найдя, было проще придумать, как посадить на лед самолеты, чем заставлять людей ждать нарты, которые могли бы и не пробиться через торосы.

Самолет «Флитстер» Маврикия Слепнева с поврежденным шасси в лагере челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года

Самолет «Флитстер» Маврикия Слепнева с поврежденным шасси в лагере челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года

Источник: nekrasovka.ru

Помощь из Америки

Чтобы ускорить эвакуацию, требовались многоместные машины, приспособленные к полетам в условиях Крайнего Севера, которых на Дальнем Востоке не было, и их решили срочно купить в США. За самолетами отправили летчиков Сигизмунда Леваневского и Маврикия Слепнева: оба имели опыт полетов в Арктике и были хорошо известны в Америке как участники экспедиций по эвакуации потерпевших катастрофы американских пилотов. К середине марта советские летчики через Западную Европу, Атлантику и всю Америку добрались до Аляски, где в их распоряжение передали два новых девятиместных одномоторных самолета «Флитстер» с механиками. 26 марта, потеряв время из-за непогоды, обе машины сумели вылететь из Фербенкса в Ном, расположенный на восточном побережье Аляски. Здесь их уже ждала правительственная телеграмма, которая требовала ускорить переброску самолетов. Сигизмунду Леваневскому предписывалось немедленно лететь в поселок Ванкарем, где был организован аэродром для участвующих в спасательной операции самолетов, а Маврикию Слепневу — ждать распоряжений в Номе.

Полет экипажа Леваневского закончился катастрофой: 29 марта в тридцати километрах от чукотского поселка Ванкарем, где развернули главный аэродром спасательной операции, он не сумел пробиться через густую облачность и совершил вынужденную посадку на лед, повредив самолет настолько, что тот уже не мог больше подняться в воздух. Сам Сигизмунд Леваневский довольно скоро сумел добраться до Большой земли и даже дал в Москву телеграмму, что он готов участвовать в спасательной операции, но лишних самолетов в Ванкареме не было, и совершать полеты к челюскинцам Леваневскому не довелось. Маврикий Слепнев сумел 5 апреля долететь до Уэллена, а два дня спустя — до Ванкарема, и в тот же день добрался до лагеря челюскинцев, но при посадке его «Флитстер» ударился о торосы. Только 11 апреля Слепнев с пятью эвакуированными на борту вылетел из лагеря в Ванкарем, куда накануне был доставлен тяжело заболевший начальник экспедиции Отто Шмидт. Его требовалось срочно эвакуировать в американский Ном, где был госпиталь, и сделать это можно было только на скоростном и дальнем «Флитстере», так что больше Слепнев в эвакуации не участвовал, поскольку она завершилась на следующий день после его вылета в США.

Челюскинцы тянут самолет АНТ-4 Анатолия Ляпидевского к месту старта с ледяного аэродрома, Чукотское море, апрель 1934 года

Челюскинцы тянут самолет АНТ-4 Анатолия Ляпидевского к месту старта с ледяного аэродрома, Чукотское море, апрель 1934 года

Источник: valerongrach.livejournal.com

Первая ласточка

А первым из всех летчиков, участвовавших в спасательной операции, до лагеря челюскинцев добрался 5 апреля 1934 года пилот Анатолий Ляпидевский. В этом не было ничего удивительного: если всем остальным пришлось добираться до Ванкарема издалека, преодолевая расстояния на пароходах или по воздуху, то его АНТ-4 — гражданский вариант бомбардировщика ТБ-1 — оказался в чукотском поселке Уэллен еще в конце декабря. Он прилетел сюда, чтобы быть наготове к эвакуации заболевших с «Челюскина» и других зазимовавших во льдах пароходов, а в итоге стал первым из всех, кому удалось не только найти лагерь невольных зимовщиков, но и совершить в нем посадку.

Правда, для этого ему пришлось совершить в общей сложности тридцать с лишним полетов. Как вспоминал позднее сам летчик, вылеты на поиски лагеря челюскинцев то срывались из-за непогоды и отказывавшей на морозе техники, то оканчивались неудачей, и «5 марта я рассвирепел окончательно». Но именно в этот раз удача улыбнулась экипажу Анатолия Ляпидевского: вскоре после вылета из поселка Уэллен его летчик-наблюдатель сумел заметить стоящие на льду палатки и дощатые бараки. Сделав несколько кругов над лагерем и выяснив, что расчищенная для посадки площадка слишком мала, летчик решился садиться. И только высочайшее мастерство пилота помогло ему остановить машину в нескольких метрах от ледяных глыб.

Выгрузив на лед продовольствие для челюскинцев, аккумуляторы для их рации и инструменты, Ляпидевский принял на борт двенадцать женщин и двух девочек. В лагере решено было оставить только мужчин. Вскоре спасенные уже отогревались в домах Уэллена, а летчик докладывал начальству о необходимости перенести базу операции в Ванкарем, поближе к челюскинской льдине. Его поддержали, и 14 марта АНТ-4 Ляпидевского отправился туда с грузом бензина, но так и не добрался, совершив по пути вынужденную посадку из-за неисправности двигателя. Из-за этого летчик больше не смог принимать участие в спасательной экспедиции, хотя и вошел в ее историю как тот, кто первым сумел добраться до челюскинцев.

Яранги и их обитатели вблизи аэродрома в поселке Ванкарем, который стал основной базой спасательной операции, апрель 1934 года

Яранги и их обитатели вблизи аэродрома в поселке Ванкарем, который стал основной базой спасательной операции, апрель 1934 года

Источник: loc.gov

Разведчики-рекордсмены

Как ни удивительно, но наибольшую роль в операции по спасению челюскинцев сыграли не тяжелые многоместные машины типа АНТ-4 или «Флитстеров», а небольшие двухместные бипланы-разведчики Р-5. Два этих самолета, за штурвалами которых сидели летчики Николай Каманин и Василий Молоков, добрались до Ванкарема 7 апреля. Это стало финалом непростого пути, в который сводный отряд военных летчиков под командованием Каманина первоначально отправился из Владивостока в Анадырь на пароходе, а затем оттуда — по воздуху до Уэллена.

Небольшие самолеты с трудом переносили тяжелые условия полета, и в итоге из пяти Р-2 и двух У-2 до места добралась только пара разведчиков, которые тут же включились в работу. Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря челюскинцев наибольшее число зимовщиков. Николай Каманин на своем самолете за девять рейсов вывез 34 человека, а его подчиненный Василий Молоков за восемь полетов — 39! Правда, чтобы добиться таких результатов, пилотам пришлось идти на крайние меры: сначала они сажали по три-четыре человека в штурманские кабины, а потом приспособили для перевозки людей подкрылевые парашютные ящики из фанеры.

Самолет-разведчик Р-5 на ледяном аэродроме возле лагеря челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года

Самолет-разведчик Р-5 на ледяном аэродроме возле лагеря челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года

Источник: news.avtogid.kg

Больше всего челюскинцев — 50 человек — Каманин и Молоков эвакуировали в последние дни операции, 10 и 11 апреля 1934 года. А 12 апреля им на помощь пришли еще два пилота — Михаил Водопьянов на самолете Р-5 и Иван Доронин на многоместном самолете ПС-4, который представлял собой советскую реплику немецкой машины Юнкерс W-33 постройки Иркутских ремонтных мастерских «Добролета». Они преодолели расстояние в 5850 км, отделяющие Хабаровск от Анадыря, за восемнадцать дней, а потом еще несколько суток пережидали пургу, прежде чем долететь до Ванкарема. В итоге 11 апреля оба пилота добрались до базы спасательной экспедиции и на следующий день полетели в лагерь челюскинцев. Михаил Водопьянов успел совершить три рейса и эвакуировать десять человек, а Иван Доронин, самолет которого подломил шасси при посадке на льдине, — только двоих за один рейс.

Ровно через два месяца после катастрофы «Челюскина», 13 апреля 1934 года на трех самолетах Р-5, которые пилотировали Николай Каманин, Василий Молоков и Михаил Водопьянов, из лагеря челюскинцев эвакуировали последних шестерых зимовщиков. В их числе были Алексей Бобров — помощник начальника экспедиции Отто Шмидта, исполнявший его обязанности после эвакуации шефа, капитан парохода Владимир Воронин и радист Эрнст Кренкель. На этом операция по спасению челюскинцев была завершена. В общей сложности к ней были привлечены 17 самолетов и почти три десятка летчиков, из которых шестеро занимались непосредственно вывозом людей со льдины, а остальные перегоняли самолеты и переправляли людей из Ванкарема и Уэллена дальше на юг. Семеро пилотов получили первые в истории СССР звания Героя Советского Союза, а остальные были награждены орденами Ленина и Красной Звезды — так же, как и все челюскинцы, кроме двух маленьких детей.

В таких парашютных чехлах вывозили людей на своих самолетах Р-5 летчики Николай Каманин и Василий Молоков. Лагерь челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года

В таких парашютных чехлах вывозили людей на своих самолетах Р-5 летчики Николай Каманин и Василий Молоков. Лагерь челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года

Источник: loc.gov

Обложка: Первый прилёт лётчика Ляпидевского в лагерь Шмидта (Челюскинцы) А. Т. Сашин

Источник: https://museum-catalog.ru

Смотрите также:

Анатолий Ляпидевский: человек из легенды и легенда о человеке

Бревно как знак самой северной точки Евразии

Вот поэтому Арктика наша. К годовщине экспедиции челюскинцев

Полярник Ушаков. О людях и о гвоздях

Как наш ледокол стал мировой знаменитостью

Теги:
ГеральдикаИстория цивилизацийИсторическая реконструкцияПервооткрыватели
40215

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Полтавская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Минска. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте