En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
В закладки

Вот поэтому Арктика наша. К годовщине экспедиции челюскинцев

Вот поэтому Арктика наша. К годовщине экспедиции челюскинцев

На чтение: 2 минуты

14 июля 1933 года из Ленинграда в Мурманск, к точке старта арктической экспедиции, отправился пароход «Челюскин».

У мема про вечную зиму, снег и холод в России есть вполне справедливое основание. 60% нашей территории находится в зоне вечной мерзлоты. Пятая часть России находится за Северным полярным кругом. Нам Север ближе всех на планете, а о Северном морском пути наши задумывались ещё в XVI веке, когда многих современных государств даже не существовало.

Сегодня, когда мы справляем 83-ю годовщину самой знаменитой арктической экспедиции, стоит поговорить о том, как так получилось, что в Арктике мы – хозяева.

По северным морям

Большевики, взявшие в конце 1917 года власть в России, первое время занимались тем, чтобы её удержать. А также не дать эту самую Россию слишком уменьшить в размерах. Затем боролись с разрухой, экспериментировали с экономической политикой и готовили индустриализацию…

Но в конце концов вернулись к тому, чем занималась любая российская власть – к освоению собственного пространства. В частности – к организации экспедиций. В частности, полярных. В XVIII-XX веках российскими исследователями только арктических экспедиций было совершено 16. Одна из них – экспедиция Георгия Брусилова 1912-1914 годов – позже стала мотивом для романа Вениамина Каверина «Два капитана».

Целью экспедиции был Северный морской путь (Мурманск – Владивосток). Вернее, не столько он сам (был открыт ещё в XIX веке), сколько сугубо прагматичный вопрос: возможно ли его пройти за одну навигацию. Тем более что в начале 1930-х годов для ответа на этот вопрос появились средства и возможности, недоступные ранее.

Пароход «Челюскин» (назван в честь Семёна Челюскина, достигшего в 1742 году самой северной точки континентальной Евразии, названной впоследствии его именем) был в прямом смысле слова последним словом техники. Его только-только спустили на воду (март 1933-го), а строили с учётом будущих условий эксплуатации. И хоть сам он ледоколом не являлся, но относился к «судам ледокольного типа».

14 июля «Челюскин» отбыл из Ленинграда в Мурманск, 2 августа экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта поднялась на борт.

Первые повреждения от льдов пароход получил уже 13 августа. Течь заделали и продолжили плавание. 10 сентября корабль получил серьёзные вмятины по обоим бортам, а 23-го и вовсе вмерз в лёд. Начался 4-месячный дрейф, закончившийся 13 февраля 1934 года затоплением судна от сжатия льдом. Однако экспедицию это не прервало. Экипаж и учёные перебрались на льды, затопившие их корабль, и сделали их своим новым «Челюскиным».

Советская арктическая экспедиция качественно отличалась от своих предшественников уже тем, что за ходом экспедиции и правительство, и обычные граждане могли следить практически онлайн (по стандартам начала 1930-х, разумеется). Радист Эрнст Кренкель передавал телеграммы о ходе экспедиции, о рождении ребёнка у жены геодезиста Васильева. Телеграммы печатались в газетах. Поэтому и о крушении корабля стало известно практически сразу. С этого момента начинается двухмесячная эпопея спасения экспедиции и экипажа затонувшего корабля.

Спасательная операция

Спасали с помощью авиации. 7 экипажей за 24 рейса сняли со льдины 102 из 104 челюскинцев. Ещё двое выбрались сами: на корабле был собственный самолёт-амфибия, использовавшийся для ледовой разведки.

Самолёты к тому времени успели стать привычной частью действительности и удивить кого-то перелётом на 160 километров (челюскинцев эвакуировали в ближайшее чукотское село Ванкарем) было сложно. Но удивляли не этим. Во-первых, никто до этого не садился на дрейфующую льдину и не взлетал с неё. Во-вторых, никто ещё не вывозил в таких условиях более ста человек более чем двумя десятками рейсов. И уж тем более никто ещё не приплывал на льдину с собственным самолётом, чтобы потом на нём улететь. Тут же нужно заметить, что дрейфующие в северных морях льдины обычно не имеют предустановленных взлётно-посадочных полос. Её создали челюскинцы и постоянно поддерживали в пригодном состоянии, несмотря на постоянно уменьшающуюся численность «экипажа льдины».

В материале о беспосадочном перелёте в Америку мы уже говорили о том, что экипаж Чкалова стал своего рода Гагариным для 1930-х годов. Не потому что пролетел сколько-то тысяч километров – он их ещё в Союзе пролетел, во время пробного полёта. А потому что раздвинул горизонты возможного. Челюскинцы и их спасатели проделали примерно то же самое. Фильм «Марсианин», вышедший на экраны в 2015 году, рассказывает нам о космонавте, вынужденном выживать на Марсе в ожидании спасения. В 1934 году примерно вся планета могла наблюдать в отчётах советской прессы о ходе спасательной экспедиции. Вживую наблюдать, а не на сеансе фантастического кинофильма. В плане достижимости для обычного человека в то время арктические воды и Марс были примерно равноценны.

В самом начале операции в западной прессе очень сомневались в успехе, считали, что спасение невозможно, усилия бесполезны и даже вредны, так как вселяют в дрейфующих ложную надежду. Поэтому всё последующее стало не только личным триумфом челюскинцев, но и триумфом страны.

13 апреля 1934 года со льдины сняли последних людей. А 16 апреля решением правительства было учреждено звание Героя Советского Союза. Первыми награждёнными стали командиры экипажей самолётов, вывозивших челюскинцев. Возможно, это единственная полярная экспедиция в истории, по итогам которой возникло новое высшее государственное звание.

Здоровые амбиции

Арктические экспедиции – это не только научно полезное мероприятие, это ещё и важный показатель. Он демонстрирует, в каком состоянии пребывают наши амбиции. После арктической экспедиции 1987 года по известным причинам последовал долгий перерыв: распадающемуся государству не до экспедиций. Закончился этот перерыв спустя 20 лет («Арктика-2007»), целью которой было собрать доказательства для расширения границ континентального шельфа РФ.

Времена идут, а общий принцип сохраняется: кто снаряжает экспедиции, тот потом расширяет свои границы и начинает экономическое освоение новых земель.Тем более, что всё это связано. Газ, добытый на шельфе, будет сжижаться и вывозиться оттуда газовозами. По Северному морскому пути, возможности навигации которого и исследовала экспедиция Отто Шмидта более 80 лет назад.

А российские арктические военные базы проследят, чтобы всё это происходило без эксцессов.

 

Читайте также:

Клим Жуков, Дмитрий Пучков. Владимиро-Суздальская русь от Андрея Боголюбского до батыева нашествия

Анатолий Вассерман.  Об «исключительном свойстве России истреблять собственный народ»: расстановка точек над мифом

Иван Зацарин. Что правильно считать независимостью. К 75-летию восстания Черногории против фашистов

Андрей Смирнов, Андрей Сорокин. Русская Революция и Гражданская война: как они остались без научного подхода

Иван Зацарин. Ошибка на миллион трупов. К 13-летию признания директора ЦРУ в «иракском вранье»

Борис Юлин, Дмитрий Пучков. Русско-японская война: прелюдия к невозможному

Иван Зацарин. Там начали защищать Москву. К 75-летию обороны Киева

Олег Кропотов. Русская регулярная армия перед Петром: драгуны и солдаты из крестьян

 

Теги:
История абсолютизмаИстория белого движенияИстория партизанского движенияСоциальная история
19493

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Переход через перевал Сен-Готард. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Подвиг крепости Осовец. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте