En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Зачем миру нужны русские победы. О концерте Мариинки в Пальмире

07.05.2016

В преддверии Дня Победы в античном театре Пальмиры вновь было высокое искусство. Валерий Гергиев, Сергей Ролдугин и оркестр Мариинского театра давали Прокофьева, Баха и Щедрина.

И этот концерт очень вовремя – именно для понимания, что такое наш День Победы. Для понимания, за что воюют русские солдаты и что они несут миру.

…Среди зрителей – и те, кто помогал освобождать древний город, и те, для кого освобождали: российские и сирийские солдаты, местные работники музеев и главное - и сирийские дети, которые в ожидании концерта на ступенях амфитеатра жизнерадостно распевали «Пусть всегда будет солнце». По-русски. Они глубоко понимают, о чём эта песня, поэтому получается убедительно. 

Здесь бандиты устроили схроны. Прятались там от русских ВКС. Наши военные рассказывали, что из таких щелей вытаскивали потом матрацы и прочую нехитрую утварь стойбищ дикого человека (если можно словом «человек» назвать тех, кто здесь хозяйничал). 

Можно было не прятаться – наши лётчики не бомбили памятники. 

Но боевики судили по себе. Они-то сами здесь расстарались.

Им хватило усердия разрушить не только Триумфальную арку (знакомую нам с детства по обложке школьного учебника истории), но и грандиозные храмы Бела и Баалшамина, многочисленные статуи, превратить музейный оазис в выжженную пустыню.

До чего не дошли руки – изувечили, как барельефы и статуи в музее Пальмиры.

Что не изувечили – заминировали. После изгнания боевиков наши сапёры обезвредили в Пальмире 3 тысячи мин только непосредственно на территории древнего города-музея. Бандиты знали, что сюда после освобождения в первые же дни придут сотни людей – и надеялись утащить их за собой в могилу (нам очень знаком этот почерк, не так ли?).

Театральную сцену, которую сейчас вы видите за спинами музыкантов Мариинского тетра, превратили в место публичных казней, именно здесь зверски убили хранителя Пальмиры – 82-летнего сирийского археолога Халеда аль-Ассада. Даже во времена языческого Рима здесь не было человеческих жертвоприношений – но нынешние варвары постарались отбросить человечество в дикость более чем двухтысячелетней давности.

Коллеги из ЮНЕСКО ужасались.

Они видели Пальмиру совсем другой – цветущим современным городом, историко-культурной, туристической Меккой Востока. Немудрено: Пальмира пять лет назад – это тот же Римский форум, только намного больше по площади, насыщенности памятниками и лучше сохранившийся.

Коллеги вспоминали, что мир не впервые сталкивается с таким исступлённым варварством. 70 с лишним лет назад то же самое делали с культурным наследием России другие дикари – хотя они и считали себя «цивилизованными европейцами» и даже не стеснялись писать на своих пряжках «С нами Бог».

Петергоф, жемчужину русской и европейской культуры, тоже громили с остервенением.

Точно так же, как Пальмиру, сбегающие от Красной армии нацисты заминировали Краков, старинную польскую столицу – и тоже без всякой военной надобности, только от зверства и ненависти. И снова русские солдаты спасали от тотального уничтожения архитектурную жемчужину Европы. И точно так же две сотни лет назад минировал Кремль и Новодевичий монастырь сбегающий из Москвы Наполеон – что не мешает ему считаться светочем европейской цивилизации и первым «просвещённым объединителем Европы».

«Почему они так ненавидят культуру, цивилизацию?!» – восклицал какой-то немецкий журналист.

Именно потому.

Культура и цивилизация, история и религиозные ценности – это на самом деле суровый воспитатель. Многие века он навязывает человеку нормы человеческого поведения. И жестоко запрещает за эти нормы заходить – как бы ни хотелось, каким бы выгодным и рациональным это ни казалось.

«Нельзя! – говорит тогда цивилизация. – Сюда не ходи. Не убий и не укради, не насилуй и не разрушай. Ищи другие пути к своему маленькому благополучию. И вообще – пойми, что такое благополучие, чего тебе нужно на самом деле».

Дикарь ненавидит воспитателя и старается от него избавиться. Он озлобленно мстит цивилизации за собственную ущербность.

И делает он это до тех пор, пока верит в  свою безнаказанность.

В безнаказанности варвар уверен до тех пор, пока находятся «сочувствующие» и доброхоты, которые варвара пытаются «понять и простить», оправдывая своё бездействие и равнодушие. А то и вовсе – цинично используя его преступления в своём бизнесе.

«Мы несём за это моральную ответственность», – сокрушались в Пальмире послы ЮНЕСКО. Мы понимаем, что это «мы» относится не к ним персонально. Как истинные подвижники и просто порядочные люди – они таким образом принимают на себя (наверное, зря) грехи нынешних политических элит «цивилизованных» западных стран, взрастивших террористов и потакавших им в своих мелочных целях.

Наши коллеги, вспомнив исторический опыт, пришли в Пальмире к удивительному, но единственно верному выводу: всякий раз безнаказанность дикаря заканчивается в тот момент, когда приходит русский солдат.

Убийц и мародёров русский солдат уничтожает физически – потому что это война, а варвар враг.

Сочувствующих – принуждает к возвращению в лоно культуры и цивилизации. С Европой в ХХ веке так и произошло: смотрите, какой она после мая 1945-го стала тихой и толерантной.

Как происходит это возвращение? А очень просто.

Вспомните: на руинах Берлина советские солдаты не занимались мщением и мародёрством, не приспосабливали Германию к какому-то личному своему благополучию. Нет, уже 2 мая развернули полевые кухни – чтобы кормить выживших горожан и детей побеждённого врага.

И в освобождённой Пальмире первым и пока что единственным очагом цивилизации стал городок российской военной базы. Здесь – единственный в округе работающий хлебозавод и завод по очистке  воды, защита и порядок. Сегодня именно наш солдат здесь – передовой легион цивилизации, каким когда-то были посреди хаоса варваров - легионы Рима. И неслучайно наши военные городки в пустыне чем-то напоминают знатокам истории и музейщикам лагеря римских легионеров: своей безупречностью, порядком, надежностью.

Здесь, под защитой русского солдата и благодаря его победе, мы говорили с коллегами из Сирии и из ЮНЕСКО о восстановлении общими усилиями разрушенных памятников.

«Ущерб, конечно, громаднейший, но есть возможности для восстановительных работ, – подвёл итог директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Воссозданием Пальмиры должны заниматься как фонд ЮНЕСКО, так и российские специалисты, которые имеют большой опыт в воссоздании разрушенных объектов.  У нас есть опыт Ленинграда и восстановления дворцов».

Здесь, в освобождённой Пальмире, русский солдат, не прекращая защищать мировые святыни, обеспечивает беспримерный концерт.

Впрочем, не такой уж беспримерный. Маэстро Гергиев делал то же самое в разрушенном Цхинвале в 2008-м. И вот сейчас – в Пальмире.

Сегодня, в мае 2016-го, русский солдат возвращает культуру и цивилизацию на истерзанную дикарями и фашистами XXI века землю. Он всегда так делал.

Таково, видимо, и есть «бремя русского человека».

Фото автора. Опубликовано в ТАСС.

 

Читайте также: Иван Зацарин. Почему мы их не отдадим. К 141-летию договора о Курилах

Иван Зацарин. Матчи жизни. К 74-летию возвращения футбола в блокадный Ленинград

Марина Жигунова. Как Сибирь покорила русских

Игорь Пыхалов, Дмитрий Пучков. Великая оболганная война, или Где ковался фашистский меч

Иван Зацарин. Как Достоевский не убил царя. К 167-летию ареста петрашевцев

Клим Жуков, Дмитрий Пучков. Крещение Руси, часть 2: кто и зачем научил нас писать

Кирилл Веприков. То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

Иван Зацарин. С чего прекращается родина. К 26-й годовщине независимости Латвии

Клим Жуков, Дмитрий Пучков. Крещение Руси, часть 2: кто и зачем научил нас писать

Кирилл Веприков. То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

Борис Юлин, Дмитрий Пучков. О фашизме и пропаганде фашизма сегодня

Андрей Сорокин. Урок белорусского. Как обойтись без гражданской войны в головах

Егор Яковлев. Предыстория Первой мировой: «записка Дурново» и другие дополнительные вопросы

Теги:
История народов РоссииСоциальная историяИстория абсолютизмаГосударственные, политические, социальные институтыИстория СССРИстория белого движенияГеральдика
3367

Поделиться

Соцсети

Новое

Голиков Филипп Иванович. Красный орёл РККА

Полярный лётчик. Мазурук Илья Павлович

Всё для фронта! Всё для Победы!

Морской лётчик. Молоков Василий Сергеевич

Воспоминания о прошлом и мысли о настоящем

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Восстание в лагере Собибор. Памятные даты военной истории России

Видео

Холодная война: Гонка вооружений

Холодная война: Гонка вооружений

Видео

Памятные даты военной истории России

Смотри видео Брусиловский прорыв.

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте