То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

5/3/2016

Краткое описание

Принято считать комиксы элементом американской культуры, привнесённым в Россию извне в течение последних 30 лет. Кому-то даже кажется, что они способны оказать тлетворное влияние на молодое поколение. Однако ближние и дальние родственники того, что на Западе именуют комиксом, давно и небезуспешно живут на пространстве нашей отечественной культуры.  

На самом деле

Можно с полной уверенностью утверждать, что  история отечественных комиксов гораздо более продолжительна, запутана и уходит корнями в глубокое средневековье.

То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

Житийные иконы. Первые прообразы комиксов можно увидеть в житийных иконах. На них в центре доски помещалось изображения святого, а по краям – иллюстрации эпизодов из его жизни, сопровождаемые подписями. Во времена почти повальной неграмотности населения такие иконы были весьма надёжным способом проникновения христианского учения в массы. Изначально житийные иконы проникают на Русь из Византии, а с XIII века их начинают рисовать и древнерусские авторы. Расцвет жанра приходится на XVI-XVII столетия, однако он вполне жив и в современной иконописи.

То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

Лубок. В XVI веке в Россию начинают проникать фряжские (то бишь итальянские) и немецкие «потешные листы» – гравюры с ярким запоминающимся рисунком и юмористическими, иногда непристойными, сюжетами. Столетие спустя производство подобных картин начинается и в России. Печатались они на досках особого пиления – «лубах», а сами картины стали называть «лубочными» или просто «лубком».

«Лубок», как и «потешные листы», ориентировался на простой народ, что сильно повлияло на визуальную сторону картин: они отличались сочными красками и яркими понятными образами. Однако сюжеты лубочных картин были гораздо более разнообразными, чем у их европейских прародителей: помимо юмористических зарисовок, здесь можно встретить также исторические, сказочные, религиозные и даже политические истории.

В XIX веке с распространением грамотности среди населения формируется «лубочная литература» – это уже полноценные книги, от «лубка», впрочем, унаследовавшие незамысловатые доходчивые сюжеты и обилие иллюстраций. Появляются и лубочные адаптации произведений классиков – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. К началу ХХ столетия общий тираж лубочных изданий доходит до 4,5 млн экземпляров в год. Закат жанра наступает в советскую эпоху вместе с повышением образованности населения, однако его влияние прослеживается и в дальнейшем, особенно в советской карикатуре 1920-х годов.

То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

От окон РОСТА до окон ТАСС. В годы Гражданской войны перед молодой Советской республикой встала задача массовой пропаганды и агитации среди населения. Так появляются «Окна сатиры РОСТА» – серия плакатов на злободневные темы.

Слабость материально-технической базы («окна» делались с помощью трафаретов) и направленность на рабоче-крестьянские слои населения существенно повлияли на визуальную сторону плакатов. «Окна РОСТа» – это гремучая смесь лубочных и раёчных традиций и авангарда, там активно работал Владимир Маяковский. Но интереснее всего то, что здесь появляются самые настоящие комиксы – полноценные истории в картинках с поясняющими надписями.

То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

«Окна РОСТа» перестали выпускать в 1921 году, однако к этому времени комикс уже прочно обосновывается в советской сатире и карикатуре. Его активно используют в журнале «Крокодил», на страницах которого беспощадно громят нэпманов, белоэмигрантов, священников и других врагов советского строя. В конце 1920-х тут начинают печататься, пожалуй, самые известные советские карикатуристы – Кукрыниксы. Этому творческому коллективу комиксы тоже были не чужды, что особенно заметно в «Окнах ТАСС» – серии агитационных плакатов времён Великой Отечественной войны. Здесь художники с удвоенной энергией атаковали врага – на их рисунках нацистские вожди предстают то глуповатыми животными, то старухами, то в буквальном смысле слова сдуваются как воздушный шарик. Новые «окна» появлялись почти каждый день, всего за годы войны было отпечатан почти миллион экземпляров.

То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

После войны Кукрыниксы продолжают бичевать противников СССР теперь уже по «холодной войне»: достаётся натовским генералам и алчным капиталистам. Однако элементы комиксов из творчества советских карикатуристов постепенно пропадают, а популярный на Западе жанр в советской печати критикуют.

Картинки для ребят. В то время, когда Кукрыниксы начинали печататься в «Крокодиле», в Ленинграде группа поэтов создала Объединение Реального Искусства, или ОБЕРИУ. Члены объединения декларировали отказ от традиционных форм искусства, занимались творческим хулиганством и писали довольно странные стихи – вот сочинение Александра Введенского:

Я сидел и я пошёл
как растение на стол,
как понятье неживое,
как пушинка или жук,
на собранье мировое
насекомых и наук,
гор и леса,
скал и беса,
птиц и ночи,
слов и дня.
Гость, я рад,
я счастлив очень,
я увидел край коня...

Однако в конце 1920-х советская культура становилась всё более консервативной, и на подобные эксперименты стали смотреть неодобрительно. Лишённые возможности печататься в серьёзных изданиях, обериуты подались в детскую литературу. Некоторые из них (Даниил Хармс, Введенский и другие) оказались в журнале «Ёж», где среди прочего занялись выпуском комиксов.

То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

На страницах этого, достаточно неформального для сталинской эпохи журнала печатались рисованные истории о «Макаре Свирепом – единственном писателе, который сочиняет книги верхом на лошади». Здесь отважный герой постоянно попадает в абсурдные передряги (например, в Африке ему, среди прочего, приходится отбиваться ото львов с помощью штатива для фотоаппарата), но всегда выходит из них целым и невредимым благодаря своей отваге и верному коню Гвоздику.

То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

В журнале «Чиж», бывшем изначально детским подразделением «Ежа», в 1934 году начинают выпускать комиксы об «Умной Маше» – светловолосой девочке, которая справлялась с жизненными трудностями благодаря своей смекалке и находчивости.

Журналы отличала живость, веселая абсурдность и озорство, за что в конечном итоге они и поплатились. «Ёж» начал подвергаться критике уже в первые месяцы существования, а в середине 1930-х годов журнал был закрыт. «Чиж» продержался до 1941-го, но в последние годы это было уже совсем другое издание, без особых изысков и без старых сотрудников.

То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

В 1937 году в СССР увидела свет книга «Рассказы в картинках» –  сборник забавных рассказов для совсем детской аудитории. «Рассказы» стали достаточно популярны, уже в 1938-м они были изданы в США, где даже вошли в список лучших книг года по версии детского журнала «The Horn Book Magazine».

Однако с конца 1940-х для комиксов наступили тяжелые времена, их стали считать элементом западной культуры, чуждой советскому человеку. Корней Чуковский выпустил серию статей с резкой критикой комиксов. Он клеймил их за аморальность и жестокость, обвиняя производителей комиксов в том, что они «воспитывают гангстеров».

То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

А вскоре комиксы вернулись, но называться так не рисковали. В 1956 году начинает выходить журнал «Весёлые картинки», в котором печатались полноценные детские комиксы. На страницах издания мы встречаем первый советский кросс-овер – в рамках «Клуба весёлых человечков» на страницах журнала встречались друг с другом персонажи разных детских сказок и книг: Чипполино, Петрушка, Незнайка и др. Появляются комиксы и на страницах «Мурзилки» – ещё одного детского журнала с огромными тиражами. При этом, однако, они стараются дистанцироваться от термина «комикс», используя вместо него «истории в картинках» и др. Кроме того, в советских комиксах изображения и текст обычно отделяются друг от друга – надписи находятся рядом с картинкой, а не на ней самой.

Одним из первых использовать классические облака диалогов попытался Юрий Лобачёв, человек удивительной судьбы. Сын дипломата, родившийся за пределами России, после революции он оказался с семьей в Белграде. Успел побродяжничать, поработать чернорабочим и рисовальщиком рекламы, пока в 1934 году не увидел напечатанный в газете «Политика» американский комикс «Детектив икс». С этого момента Лобачёвым овладело новое увлечение, и он стал одним из первых авторов комиксов в Югославии. В 30-х жанр стал невероятно популярным, журналы со «стрипами» (сербское название комиксов) издавались тиражом в сотни тысяч экземпляров, а Лобачёв был одним из их главных авторов. В титовской Югославии художнику запрещали заниматься комиксами, а в конце 1940-х депортировали в Румынию. Здесь он занимается книжной иллюстрацией, мечтая при этом уехать в Россию, в которой до этого ему ни разу не удалось побывать.

То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

В 1956 году Лобачёв вернулся на родину. В Ленинграде он продолжает иллюстрировать книги и рисовать карикатуры, а в 1965 году решился сделать комикс. В популярном детском журнале «Костёр» начинает выходить «Ураган приходит на помощь» – история о двух пионерах, борющихся со шпионами. Однако после выхода нескольких выпусков художника вызвали «на ковёр» и строго отчитали за подобные творческие вольности. С большим трудом удалось уговорить чиновников оставить сюжет в ближайшем номере, чтобы не оставлять историю незаконченной.

То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

Комикс в подполье. Впрочем, несмотря на все препятствия советской цензуры в СССР образовалось комиксовое подполье. Чех Пётр Садецкий, в 1967 году эмигрировавший в ФРГ, в 1971-м издал книгу комиксов «Октябрина и Русское Подполье». В предисловии он подробно расписывал историю её создания.

Садецкий на полном серьёзе уверял, во время пребывания  в СССР в 1961 году он обнаружил в Киеве организацию под названием «Прогрессивная Политическая Порнография». Члены организации дискутировали о забвении ленинских заветов и выпускали самиздатовский журнал «Мцыри», на досуге устраивая безумные оргии. А в середине 1960-х в недрах «ППП» родилась идея создания комикса об «Октябрине» – верной заветам Ленина светловолосой красавице, отважно сражающейся с продажными коммунистами и мерзкими чудовищами, такими как гигантские вулканические моржи.

У любого человека, знакомого с советской повседневностью, эта история никакого доверия вызовет, однако на Западе в условиях информационной войны байка Садецкого и его книга произвели фурор. Октябрина стала весьма популярным персонажем, Билли Айдол сделал себе татуировку с её портретом, а Дэвид Боуи даже планировал снять о ней фильм. Правда, репутация Садецкого была немного подпорчена после того как несколько чешских художников заявили, что создателями «Октябрины» были они, а не таинственное советское подполье. Последовал судебный процесс и большой скандал. Тем не менее, несмотря на все перипетии, Октябрина до сих пор остаётся одним из самых известных русских героинь комиксов. Персонаж полюбился фанатам настолько, что в 2003 году всё-таки сняли малобюджетную короткометражку – «Октябрина и палец Ленина».

То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

Постперестроечный бум и упадок. В годы перестройки ситуация с комиксами кардинально меняется. Начинают издавать американские и европейские комиксы, открываются комикс-студии: «КОМ» в Москве, «Муха» в Уфе, «Велес» в Свердловске, а также в Риге и Нижнем Новгороде. Первый советский комикс, вышедший самостоятельным изданием, «Комический детектив», был напечатан в Ташкенте в 1990 году. Начинается настоящий бум комиксов, они выходят в свет большими тиражами, до 140 тыс. экземпляров. В творческом плане это эпоха полной эклектики, можно было увидеть и серьёзные драматические сюжеты об афганской войне, и совершенно безумные сюжеты про чернобыльских мутантов, живущих в канализации.

Но бум продлился недолго. Вскоре после распада СССР развалилась единая система книгораспространения, выпускать комиксы становится делом довольно рискованным, и студии начинают потихоньку отмирать. В 1993 году прекращается выпуск комикс-сборников «КОМа», в 1994-м «Муха» замораживает производство комиксов, в 1997-м при пожаре погибает 8-й выпуск «Велеса», журнал пытается продолжить печать комиксов, однако дефолт 1998 года ставит на этих планах крест. Художники разбредаются кто куда, исключение составили два человека: Андрей Снегирёв и Юрий Жигунов.

Снегирёв с 1991 года рисовал комиксы про Кота Кешку (фактически отечественный аналог Гарфилда) для еженедельника «Семья», которые сумели пережить лихие 90-е. Несколько лет назад по ним даже вышла отдельная книга.

Жигунов же нашёл нетривиальное решение. Он подготовил 48-страничный графический роман «Письма Кравцова» и весной 1994 года приехал в брюссельский офис «Ломбарда», бельгийского комикс-издания. Бельгийцы роман оценили, и уже следующем году издали его, а художника сделали своим постоянным автором. Уже в Бельгии Жигунов начал работу над проектом, принёсшим ему мировую известность – над комиксами «Альфа» о тяжёлых трудовых буднях секретных агентов ЦРУ. Серия выходит уже почти двадцать лет, она переведены на многие европейские, арабский и корейский языки.

То, что ещё называют комиксом: истории в картинках в русской истории

Современность: новое дыхание. Пока Жигунов зарабатывал известность, в России началось постепенное возрождение мира комиксов. С конца 1990-х появляются издания, печатающие среди прочего и лицензионные западные комиксы, такие как «Классный журнал», выпускающий «Гарфилда». Здесь же появляется и первая русская манга – «Ника», под авторством Богдана Куликовских и Вячеслава Макарова.

Появляются первые отечественные фестивали комиксов: в Москве с 2002 года проходит «КомМиссия», в Петербурге с 2007-го – «Бумфест». Появляется ряд самобытных авторов – таких, как Алим Велитов, Лена Ужинова или Павел Сухих, более известный как «Хихус». Набирают популярность web-комиксы, такие как «Заяц ПЦ» Линор Горалик или «Kosh» Александра Симоненко.

Однако попытки запустить массовое производство и начать зарабатывать на комиксах до недавнего времени почти всегда заканчивались неудачей. Гильдия издателей комиксов, созданная в 2001 году, вскоре фактически перестала функционировать.

Создатели комиксов, впрочем, не спешат сдаваться. Например, издательство «Bubble» существует уже около двух лет и издает комиксы о четырёх отечественных супергероях: борющихся с нечистью Иноке и Бесобое, питерском полицейском майоре Громе и фигуристой воровке Красной Фурии.  Работоспособность у «Пузыря» феноменальная – за пару лет здесь издали больше комиксов, чем «Ком», «Муха» и «Велес» за всю свою историю. Отзывы о творчестве компании крайне противоречивы, от сдержанно-одобрительных до крайне негативных, однако и критики, и сторонники сходятся в одном: «Бабл» популяризует жанр среди незнакомых с ним людей, а это то, что современным отечественным комиксам жизненно необходимо.

 

Читайте также:

Иван Зацарин. Репрессии, которые мы потеряли. К 109-летию отмены военно-полевых судов

Борис Юлин, Дмитрий Пучков. О фашизме и пропаганде фашизма сегодня

Иван Зацарин. Когда шутки кончились. К двухлетию начала войны на Украине

Андрей Сорокин. Урок белорусского. Как обойтись без гражданской войны в головах

Иван Зацарин. Зачем трудящимся солидарность. К 130-летию Первомая

Иван Зацарин. Как побеждать Америку. К 41-летию окончания войны во Вьетнаме

Иван Зацарин. «Понять и простить» предателя. К 73-летию власовщины

Александр Репников. Как они не стали альтернативой Октябрю. Консервативная мысль начала ХХ века и Государственная Дума

Виктор Мараховский. Бессмертный полк подарил вторую жизнь Дню Победы

Иван Зацарин. Фюреры Европы жили долго и счастливо. К 71-летию расстрела Муссолини

Виктор Мараховский. Прекратить «русскую бронзовую ночь». К 9-летию сноса «Алёши» в Таллине