Просвещение по-петровски: почему дети дворян боялись «окна в Европу»
31 января 1714 года Петр I издает указ, согласно которому дворянские дети за счет государства отправлялись за границу для обучения различным специальностям.
Учеба вместо брака
Шел четырнадцатый год Северной войны. Позади были блистательные победы при Лесной и под Полтавой, взяты крепости Нарва и Ниеншанц, а в России все еще ужасно не хватало образованных офицеров. Касалось это, впрочем, и гражданских чинов – будущая империя нуждалась в лучших управленцах и государственных деятелях из дворянской среды.
К большой досаде Петра Первого, дети дворян особого желания учиться не изъявляли. Тогда мудрый царь решил официально запретить недорослям жениться до тех пор, пока они не усвоят необходимые для службы знания. Так звучал указ: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей цифири, геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». Начиная с 1714 года священники не имели права обвенчать молодую пару без письменного свидетельства об окончании юношей школы.
Вступить в брак отныне разрешалось лишь после знакомства с математикой. Юным дворянам цифирные школы виделись настоящим местом ссылки, где помимо прочего следовало соблюдать строгую дисциплину и сдавать экзамены. Пугало изнеженных отроков и то, что во время занятий в классе за ними наблюдали отставные солдаты с хлыстами в руках – отвлечься от урока было просто-напросто опасно. Не пожалел деятельный государь и тех, кто считался (или прикидывался) слабоумным: им жениться тоже не разрешалось. Правда, для них существовал испытательный срок на службе, успешно выдержав который, можно было создавать семью.
Для исполнения петровского указа в 1716 году было открыто двенадцать школ, а спустя пять лет их количество выросло почти в четыре раза. А вот с учениками возникли сложности: дворяне буквально прятали своих детей из страха надолго расстаться с ними. Посадские люди, получившие возможность дать образование своим отпрыскам, тоже не спешили приводить их в цифирные школы. Как правило, к традиционным занятиям родителей (ремеслу и торговле) «ученые» дети уже не возвращались, и семейное дело переставало процветать.
По следам «Великого посольства»
Тем временем Петр Великий подготовил для дворянских детей новое «испытание»: их следовало отправлять на учебу за границу, причем вопреки сопротивлению родителей. В Амстердаме, Лондоне, Тулоне и других европейских городах будущие офицеры и государственные деятели обучались морскому делу, астрономии, фортификации, а также художествам и этикету. Царский указ многие восприняли как наказание и несчастье: все зарубежное казалось подданным чужим и непонятным. К тому же для успешной учебы в Европе нужно было приложить немало усилий, а дети дворян к усердному труду не привыкли.
К неудовольствию Петра I обучение за казенный счет пошло на пользу далеко не всем, на родине нерадивых школяров сурово наказывали и с позором отправляли домой. Совершенно не стесненные в средствах дворянские дети посещали игорные дома и театры, пренебрегали занятиями и при любой возможности отказывались от морских плаваний. От подобных новостей Петр Алексеевич приходил в ярость, приказывал немедленно разжаловать прогульщиков в матросы и отправлять на самые тяжелые работы. Об успешной карьере им приходилось забыть, зато талантливые и прилежные по возвращении получали высокие должности и царскую похвалу.
Царь-экзаменатор и нерадивые студенты
Известно, что Петр I любил присутствовать на экзаменах, которые держали вернувшиеся в Россию молодые люди, и даже лично проверять их знания. Вопросы царь задавал каверзные и оценивал экзаменуемых строго. Выдержать подобную проверку могли даже не все прилежные ученики, а ленивые и бесталанные – и подавно.
В числе первых дворянских детей, отправленных постигать морские науки (еще до 1714 года), был некто Максим Спафариев. Сначала царь рекомендовал ему обучение в российский Навигацкой школе, но сердобольные родители оградили ребенка от таких «страданий» и отдали в Славяно-греко-латинскую академию. Увы, Максима это не спасло: разгневанный Петр I в назидание приказал юноше учиться за рубежом, подальше от излишне заботливой семьи. В Европе Максим Спафариев от праздного образа жизни не отказался, и вместо себя на занятия отправлял своего ровесника слугу-калмыка. И тут случилось нечто невообразимое: слуга настолько влился в образовательный процесс, что не просто ходил на занятия, а стал усердно штудировать учебники Спафариева, а затем даже выходил вместо своего барина в море!
По возвращении в Петербург Максим Спафариев должен был вместе с остальными дворянскими отпрысками пройти экзамен в Навигацкой школе. Разумеется, с собой юноша вновь взял слугу, который подсказывал ему правильные ответы. Но и на этот раз Максиму Спафариеву не удалось провести царя: Петр Алексеевич заметил калмыка, приказал ему подойти ближе и начал экзаменовать уже обоих молодых людей. Быстро выяснив, в чем дело, государь предложил калмыку ответить на самые сложные вопросы. Когда слуга блестяще выдержал экзамен, царь произвел его в мичманы, а вот провалившегося Максима Спафариева отправил на корабль простым матросом. «Спасли» его, как водится, родители спустя несколько месяцев тяжелого труда. Любопытно, что один из потомков Спафариева все же отметится в области морского дела и станет строителем маяков. Что касается слуги, то по распоряжению Петра Великого он получил фамилию Калмыков и дворянский титул, а после смерти государя смог дослужиться до контр-адмирала и создал «Генеральные сигналы» для кораблей – руководство по обмену условными знаками при помощи флажков и вымпелов.
Обложка: Экзамен Петра Великого. Художник Ю. Кушевский. Источник: wikimedia.org
Смотрите также:
Призреть и обучить: как Петр Великий беспризорников спасал
«Великое посольство» Петра Первого: от турок к шведам
Кошки, водка, башмаки: топ-5 необычных указов русских государей
«Оценили по достоинству»: самые необычные награды в истории России
Путешествие престола из Петербурга в Москву: маленький каприз самодержавного отрока
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Восстание в лагере Собибор. Памятные даты военной истории России
1 декабря 1853 год Победа Нахимова у мыса Сино́п
1 декабря 1853 года – День воинской славы России. Русская эскадра Нахимова полностью разгромила турецкий флот Осман-паши у мыса Синоп. Победа Нахимова у мыса Синоп стала последним крупным сражением эпохи парусных кораблей и обеспечила господство России на Чёрном море
Памятные даты военной истории России
Наваринское сражение. Памятные даты военной истории России