Путешествие престола из Петербурга в Москву: маленький каприз самодержавного отрока
19 января 1728 года император Петр II и его двор снова переехали в Москву. В течение четырех лет Первопрестольная была столицей Российской империи.
Сын мятежного царевича
Внук Петра Великого и сын царевича Алексея унаследовал престол в 1727 году, после Екатерины I. На тот момент юноше было всего двенадцать лет. Большого интереса к науке и военному делу он не проявлял – куда охотнее Петр Алексеевич проводил время за развлечениями (бильярд, охота и прочее были включены в план обучения юного императора). Этим обстоятельством активно пользовались члены Верховного Тайного совета, а в особенности влиятельный А.Д. Меншиков. Знаток придворных интриг планировал сделать из молодого правителя марионетку, послушно исполняющую волю верховников. По инициативе Меншикова император даже обручился с его дочерью Марией и перебрался в дом Александра Даниловича на Васильевском острове.
Однако план Меншикова провалился. Ближайший соратник Петра I и фактический правитель государства при Екатерине I, он не сумел вовремя заметить надвигающуюся на него опасность. Когда весной 1727 года петербургский губернатор серьезно заболел, а затем поправился, неприятную правду о нем уже рассказали царю. Дело в том, что А.Д. Меншиков принимал самое деятельное участие в допросах царевича Алексея Петровича, и простить ему этого юный государь не смог. Петр II немедленно уехал с Васильевского острова, обвинил своего бывшего «наставника» в государственной измене и расторг помолвку с его дочерью. Что касается опального царедворца, то дальнейшая его судьба незавидна и широко известна: последние месяцы он провел в ссылке, о чем повествует сюжет знаменитого полотна «Меншиков в Березове».
Цесаревич Алексей Петрович
Источник: https://portrets.ru
Новое окружение Петра Алексеевича составляли представители старого московского боярства, мечтавшие о возвращении былого величия. Кроме того, в Москве судьбой императора постоянно интересовалась его бабушка – отправленная еще при Петре Великом в монастырь Евдокия Лопухина (та самая царица, что сердцах воскликнула «Петербургу пусту быти!»). Государь принял решение вновь перенести столицу в Первопрестольную, а для начала перевезти туда двор и по традиции венчаться на царство в Успенском соборе.
Снова в древней столице
Возвращение императорского двора из Петербурга в Москву было принято неоднозначно. Новая столица, возведенная Петром Великим, и при его жизни не пользовалась популярностью у видных представителей боярства, а при внуке первого императора и вовсе пришла в запустение. После отъезда государя возведение домов в городе прекратилось, а здание Двенадцати коллегий превратилось в «долгострой».
Москва, правда, тоже переживала не лучшие времена. После 1712 года Первопрестольная хотя и оставалась духовным центром страны, однако по внешнему виду напоминала скорее средний губернский город. Нарядной Москва становилась лишь в дни общегосударственных празднеств: коронаций, венчаний, именин и прочих торжеств, связанных с царской семьей. После кончины Петра Великого древняя столица играла роль убежища для опальных сановников или местом для отдыха отошедших от дел.
Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. Художник Валентин Серов. 1900 год
Источник: https://ar.culture.ru «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте» Серов В.А.
Все изменилось в начале 1728 года. В Москву возвращался не только сам император, но и гвардия, а также государственные учреждения вместе с многочисленными чиновниками. Формальным предлогом для посещения Первопрестольной была церемония венчания на царство, однако в окружении юного царя уже понимали, что под влиянием «старших товарищей» он взял курс на восстановление допетровских порядков. Решение Петра II спровоцировало бурные обсуждения заграницей: в Испании решили, что переезд из Петербурга в Москву буквально проспонсирован англичанами, мечтавшими ослабить влияние русского флота и отвлечь императора от судостроения.
Отметим, что сама поездка, которая в наши дни занимает всего несколько часов, в XVIII веке обернулась целым путешествием. Состоятельные спутники императора должны были заблаговременно приобрести все необходимое в Петербурге, ведь на пути в Москву было невозможно купить еды. В морозные дни провизия замерзала, во время оттепели – оттаивала и нуждалась в немедленном приготовлении собственными поварами.
Петр II в 1720-е годы
Источник: https://portrets.ru
По прибытии Петра Алексеевича в Москву состоялась коронация, а затем в течение восьми дней город отмечал это радостное событие и возвращение прежнего статуса. С утра до вечера звучал колокольный звон, в темное время суток устраивались фейерверки. По свидетельствам современников, за пределами Кремля даже установили фонтаны, содержимым которых была не вода, а вино и водка. Когда пришло время возвращаться к обыденной жизни, стало ясно, что от грандиозного переезда более всех выиграл даже не царь, а семейство Долгоруковых: фаворит Петра II Иван Алексеевич Долгоруков был назначен обер-камергером, а князья Василий Лукич и Алексей Григорьевич – членами Верховного тайного совета.
Для самого Петра Алексеевича главным событием последующих месяцев стала встреча с бабушкой. Евдокию Лопухину, находившуюся в Новодевичьем монастыре, любящий внук вернул ко двору, выделил на ее содержание баснословную сумму и приказал вновь называть царицей, хотя на престол она уже не претендовала. Евдокия столкнулась с лестью и заискиванием царедворцев, однако интриг тщательно избегала и все свое время посвятила внукам, Петру и Марии. Увы, счастье ее было недолгим. Смерть единственных близких людей подорвала силы Евдокии Лопухиной. Править она не желала и не могла: монахиня отказалась от престола в пользу Анны Иоанновны и лично присутствовала на ее коронации. Дочь Ивана V ответила добром на добро: Евдокии было вновь назначено царское содержание, но пользовалась она им недолго. Бабушка Петра II ушла из жизни в сентябре 1731 года, а через несколько месяцев столицей Российской империи вновь стал Санкт-Петербург.
Евдокия Лопухина в монашеском одеянии
Источник: https://portrets.ru
Преданная племянница первого императора
За тринадцать дней до собственной свадьбы (второй раз Петр II обручился с Екатериной Долгоруковой) Петр Алексеевич отправился на Водосвятие на Москве-реке. Там он четыре часа провел на морозе, одетый в легкий камзол, а по возвращении во дворец почувствовал сильную слабость. Состояние государя все ухудшалось, но подкосила его не обычная простуда, а черная оспа. Спустя два года после переезда в Москву, в январе 1730 года, пятнадцатилетний государь скончался. Петр II оказался последним русским царем, похороненным в Архангельском соборе Московского Кремля.
Уже в апреле того же года состоялась коронация Анны Иоанновны. К удивлению приближенных, императрица, детство которой прошло в Москве (до 1708 года она жила и воспитывалась в Измайлово), сообщила о намерении вновь сделать Петербург столицей. Свои планы она тотчас подкрепила реальными мерами и приказала архитектору Доминико Трезини привести в порядок запущенный город на Неве. В 1733 году парадный вид приобрело здание Двенадцати коллегий, а еще через год Анна Иоанновна издала «Указ о ширине улиц и Правилах построения зданий». Стараниями племянницы Петра Великого Санкт-Петербург окончательно вернул себе статус главного города Российской империи и оставался таковым до ее распада.
Анна Иоанновна в Петергофе стреляет оленей. Художник В.И. Суриков. 1900 год
Источник: art-catalog.ru
Обложка: art-catalog.ru
Смотрите также:
Призреть и обучить: как Петр Великий беспризорников спасал
Особый закон для любителей бороды: налог и спецодежда от Петра I
Огни Москвы: почему первый фонарь появился в эпоху дворцовых переворотов?
Новогодняя реформа: как Петр Великий изменил главный праздник года
Новое
Видео
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.
Роль и место Русской православной церкви в истории России
Лекция М.Ю. Горожаниной, к.и.н., доцента Кубанского государственного университета
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.