На верность своему Отечеству: из истории русской военной присяги
4 января 1939 года в Советском Союзе появился новый текст военной клятвы и новый порядок ее принесения
Что делает солдата солдатом? С точки зрения военных, только одно событие — присяга. До нее, как это определяет, например, российское законодательство, военнослужащий не может иметь оружия и боевой техники и не может участвовать в боевых действиях — то есть, по сути, и правда не является полноценным солдатом. И такой порядок существует в нашей стране уже более трехсот лет, поскольку первым, кто ввел в русской армии само понятие присяги как события, без которого военный человек не мог считаться таковым, был царь Петр I, включивший текст присяги и описание церемонии ее принесения в свой «Устав воинский» 1716 года.
От Петра I до Николая II
Некоторые исследователи считают, что прообраз присяги как торжественной клятвы на верность дружине существовал на Руси с IX века. Но это не было присягой в нынешнем понимании этого слова, поскольку не существовало и государства в современном понятии. По мере того, как складывалась и крепла русская государственность, трансформировался и обычай клятвы, которую приносили ратные люди. В XVI-XVII веках сложилась традиция поручительства за новобранца со стороны его товарищей и одновременно его обещания верно нести царскую службу и хранить «государевы тайны», что уже можно считать предтечей воинской присяги. Традиционной такая клятва стала во времена царя Алексея Михайловича: описание ее процедуры и примерного текста торжественного обещания даже были включены в текст «Устава ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки». Но только во времена правления его сына — государя Петра Алексеевича — в официальных воинских документах появляется само слово «присяга» и вводится ее непременность для всех военнослужащих. И фактически именно текст петровской присяги, с которого начинался так называемый «Артикул воинский» — составная часть «Устава воинского» — с изменениями и дополнениями, но сохранялся до последних дней существования Российской империи.
Присяга православных солдат-новобранцев Перновского 3-го гренадерского полка, Москва, март 1904 года
Источник: humus.dreamwidth.org
Гораздо более существенные изменения, чем текст присяги, претерпевала форма ее принесения военнослужащими русской армии. При Петре I процедура выглядела просто: присягающий клал левую руку на Евангелие и поднимал вверх правую руку с выпрямленными указательным и средним пальцами (если присягающих было много, то вся группа только поднимала правую руку), затем произносил слова присяги за читающим текст и целовал Евангелие. На этом принесение присяги заканчивалось. Постепенно в этот ритуал стали вноситься изменения, в том числе обоснованные расширением и изменением национального состава русской армии. При Павле I обязательным стало принесение присяги под развернутым знаменем роты, причем левой рукой присягающий держался за знамя, и с тех пор присягавшие всегда делали это под знаменами; там же, где знамен не было, например, в полевой артиллерии — перед фронтом орудий, а в крепостной артиллерии — на верхней части крепостного вала. Чуть раньше были введены правила принесения присягой исповедующими иные религии, кроме православия — мусульманами, евреями, католиками, лютеранами и даже язычниками. В присяге мусульман участвовал мулла (или, если найти его не удавалось, хотя бы два свидетеля-единоверца), евреи по возможности приносили присягу в синагогах или молитвенных домах и тоже при свидетелях-евреях, католиков сопровождали ксензды, лютеран — патеры, а присягу у язычников принимал, как правило, командир части. Отличался и текст присяги: в зависимости от веры присягающего из него исключались те или иные слова, упоминающие православные символы.
«Я, сын трудового народа…»
Февральская революция привела к первому существенному изменению текста присяги: из него ушло упоминание императора как главной персоны, которой приносилась воинская клятва. Однако церемония практически не изменилась: те же развернутые флаги и то же обращение к Богу, если присягающий был православным. Но после Октябрьской революции, отменившей не только все прежние традиции и обычаи, но даже и саму армию и ее систему чинов и званий, ситуация кардинально изменилась. В феврале 1918 года, когда большевикам пришлось создавать новую, Красную армию, для ее бойцов пришлось составлять и новый текст присяги, равно как и изобретать ее церемонию. Теперь присяга начиналась со слов «Я, сын трудового народа…» и уже не содержала упоминаний ни Бога, ни императора, но зато грозила отступнику всеобщим презрением и карой сурового революционного закона. Через пять лет текст присяги изменился: в нем появились слова о Союзе Советских Социалистических Республик, который возник в декабре 1922 года. Затем текст советской воинской присяги менялся еще трижды: 4 января 1939 года, 10 июня 1947 года и 23 августа 1960 года.
Принятие присяги у новобранцев-мусульман, Перновский 3-й гренадерский полк, Москва, март 1904 года
Источник: humus.dreamwidth.org
Менялась и традиция принесения присяги в Красной Армии и Рабоче-крестьянском Красном флоте. Во время Гражданской войны присягу принимали в каждой части отдельно и непосредственно при поступлении на службу, так как времени на «курс молодого бойца» и подготовку к церемонии не было. С 1922 года традицией стало общее принятие присяги 1 мая, во время первомайского парада: это было торжественно и красиво. Такой ритуал сохранялся достаточно долго, пока в том же 1939 году вместе с текстом новой присяги не был утвержден и новый порядок ее принятия: отныне каждый красноармеец и краснофлотец приносил присягу индивидуально. Чуть раньше в церемонию вернулся и такой дореволюционный атрибут, как принесение присяги при развернутом знамени части, хотя он соблюдался и не во всех подразделениях и соединениях. А вот текст всегда был один и тот же для всех бойцов, невзирая на их национальность и вероисповедание: в интернациональном Советском Союзе с его атеистической идеологией по-другому и быть не могло.
Коротко и ясно
С течением лет текст русской, а затем советской воинской присяги понемногу сокращался. Из него постепенно исчезали упоминания комиссаров, а также реалий, которые к тому времени уже изменились, например, «дела социализма и братства народов». Но самую серьезную трансформацию присяга пережила после того, как перестал существовать Советский Союз. В тексте присяги, утвержденном 5 января 1992 года, еще сохраняются слова о готовности переносить трудности воинской службы, быть честным и добросовестным, а также нести за нарушение присяги установленную государством ответственность. А вот нынешним воинам доводится читать совсем короткий текст, в котором остались лишь обещания соблюдать Конституцию и воинские уставы, выполнять приказы командиров и начальников, исполнять воинский долг, защищать свободу, независимость и конституционный строй России, а также «народ и Отечество». Правда, практически не изменилась церемония присяги: как и прежде, новобранцы приносят ее перед строем боевых товарищей, с оружием в руках и под развернутым знаменем части.
Принятие присяги в одной из частей Красной Армии, 1939 год
Источник: waralbum.ru
Обложка: Так выглядит церемония принятия присяги в современной российской армии. Источник: shtab.su
Смотрите также:
Правила военной жизни: из истории воинских уставов России
Воинский устав Петра I: все об армии и уголовном праве
Как русская армия лишилась чинов и званий
«В солдаты взять со всех городов и уездов». Как в России появились рекруты
Орденоносцы в рясах: история флотских и армейских священников
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Освобождение Кишинёва от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России
Как Вторая мировая война изменила карту мира
Как Вторая мировая война изменила карту мира
Рождение шестидесятничества. Физик, лирик, пророк, поэт
Рождение шестидесятничества. Физик, лирик, пророк, поэт