Как Новый год Старым сделали
В последнее время стало модно критиковать большевистское правительство за принятые решения. И это не так, и то не этак. Правда, сами критикующие никаких грамотных решений пока что не предложили, зато на критику они патронов не жалеют.
Григорианский календарь
А ведь в 1918 году большевики, сами того не подозревая, подарили стране очень приятный, правда, не совсем формальный праздник. Они поменяли действующий юлианский календарь на григорианский, по которому и жила тогдашняя Европа.
Правда, очень продвинутые критики, сразу скажут: а зачем? И будут не правы. Разница между двумя системами составляла вроде всего 13 дней, а проблем и неудобств для России при ведении международных политических и экономических дел доставляла уйму. Один пример: вы отправляли телеграмму в Европу, а получали ее там со штемпелем, где стояла дата на несколько дней раньше, чем отправили в России. Потому 14 февраля 1918 года и было принято эпохальное решение. С той поры все получили возможность праздновать необычный праздник – старый Новый год, то есть Новый год по юлианскому стилю.
Календарное расхождение не по душе разве что критикам, народ же просто так с приятными традициями не расстается и охотно собирается дружескими компаниями за праздничным столом. Правда, силы бывают уже здорово растрачены, и после введения в 2000-е годы больших новогодних и рождественских каникул старый Новый год отмечают не так масштабно.
Вот и отмечаем мы два Новых года – по старому и новому стилю. Нам как бы предоставляется возможность «допраздновать» любимый праздник. Здесь есть и еще один нюанс, о котором многие стараются позабыть в новогоднюю ночь. Для людей верующих старый Новый год имеет особое значение, так как он происходит уже по окончании Рождественского поста. А Новый год с морковкой и свеколкой, без шампанского и изысканных закусок – и не праздник совсем в понимании современного человека.
Васильев день
До 18 февраля 1918 года в России 14 января отмечали Васильев день. На этот день у православных людей приходится христианский праздник Обрезание Господне и чтится память святителя Василия Великого. В народе этот праздник имел своеобразные названия. Его называли Васильев вечер, Василий Свинятник или Свиной праздник. Стол накрывали щедрый, обязательными были блюда из свинины. Дело в том, что Василий считался покровителем земледелия и свиноводства. Все действо начиналось 14 января, сразу после новогодней ночи. Крестьяне ходили по соседним домам и совершали обряд, имитирующий весенний сев. Обычно важную обязанность обсыпать жилье соседей зерном выполняли дети, чаще всего мальчишки. И здесь активно проявлялось народное творчество. «Сеяльщики» приходили с песнями, частушками, с пожеланиями благополучия, за что получали щедрое угощение.
Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю! На Новый год, на ново счастье — Уродись пшеничка, Горох, чечевичка! На поле — копнами, На столе — пирогами! С Новым годом, С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!
Самое вкусное подавалось на стол вечером. Этот вечер в народе назывался Щедрым. Не забывайте, что все происходило после Рождественского поста. Гостей потчевали от души, между хозяевами шло даже определенное соревнование, кто щедрее. Хозяйки готовили богатые столы, состязаясь друг с другом. Было негласное поверье: кто накроет самый лучший стол, тому весь год будет сопутствовать удача. И на стол выставлялись различные каши с мясом, пироги и блины. Самыми почетными были блюда из свинины: холодцы, жаркое, пироги.
К сожалению, традиции этого праздника забываются. Даже в небольших городках и селениях обычаи Васильевой коляды чтут все реже, да и помнят о них теперь не все дедушки и бабушки.
Обложка: Дореволюционная новогодняя открытка. Источник: pinterest.com
Смотрите также:
Куда пропали 13 дней нового стиля?
Как родилась песенка про ёлочку?
Новогодняя реформа: как Петр Великий изменил главный праздник года
Сталин на шаре и кукуруза на прищепке: история елочных игрушек
Новое
Видео
Брифинг Владимира Мединского о Параде Победы
Брифинг Владимира Мединского о Параде Победы
3 декабря День Неизвестного солдата
3 декабря 1966 года в 25-летие разгрома гитлеровских войск под Москвой, в Александровский сад с 41-го километра Ленинградского шоссе – места кровопролитных боев – был перенесен прах Неизвестного солдата
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.