Как Иван III с Византией породнился, взяв в приданое величие Руси
Почему провалился план Ватикана привести Русь к католичеству, организовав женитьбу Ивана III на Софье Палеолог
В историю России византийка Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина XI и вторая супруга первого государя всея Руси Ивана III, вошла как женщина, сумевшая заметно изменить русский уклад жизни. С ее хлопотами связывают строительство Успенского собора и Грановитой палаты в Московском Кремле, ей приписывают появление на Руси множества итальянских и византийских мастеров. Но, пожалуй, самым важным следствием венчания Ивана III и Софьи, которое состоялось 22 ноября 1472 года в Москве, стало усиление России как европейской державы, ее фактическое наследование в духовном смысле Византии, к тому времени уже павшей под ударами турок, и превращение в центр православного мира.
Из беглянок – в царские невесты
Выбор Софьи Палеолог в качестве второй невесты не был для Ивана III и его окружения очевидным. Появление ее кандидатуры в списке возможных претенденток на роль царевны стало результатом усилий в первую очередь римского папы Сикста IV, который увидел в возможности выдать племянницу последнего византийского императора за русского царя шанс на заключение унии с русской церковью, а в последующем и католизацию Руси. В том, что именно римский папа распоряжался судьбой Софьи Палеолог, не было ничего удивительного: после падения Константинополя и Морейского деспотата во главе семья Фомы Палеолога бежала на Корфу, а в конечном итоге оказалась в Италии, где ей оказал покровительство римский понтифик. Его участие в судьбе детей Фомы Палеолога было весьма деятельным, он даже отрядил кардинала Виссариона Никейского заниматься их воспитанием, справедливо рассчитав, что наставнику-греку будет проще найти с ними общий язык.
Государь и великий князь всея Руси Иван III. Портрет из «Царского титулярника» XVII века
Источник: commons.wikimedia.org
Открытым оставался вопрос, кто из европейских монархов согласится взять в жены Софью, не отвечавшую тогдашним канонам красоты (она отличалась весьма плотным телосложением) и уже подошедшую к самому пределу возраста, в котором заключались такие «высокопоставленные» браки. Выход нашелся в 1468 году, когда в Ватикане стало известно о том, что государь и великий князь Руси Иван III овдовел. Вот как раз русским канонам красоты византийка отвечала полностью, и к тому же ее брак с московским князем отвечал интересам Рима и возможным устремлениям Руси, претендовавшей на вхождение в число европейских держав. Так что в феврале 1469 года в русскую столицу из Ватикана прибыл посланник кардинала Виссариона, который и изложил Ивану III предложение своего патрона, поддержанное папой Сикстом IV.
Эта идея не сразу, но нашла поддержку у Московского великого князя. Он добился того, что и его мать, Мария Ярославна, и митрополит Филипп, и бояре согласились на свадьбу с Софьей Палеолог. Через месяц в Рим отправились уже русские послы, которые и сообщили о согласии русского царя на предложение Ватикана. Но дальнейшие переговоры заняли еще три года, и лишь в начале 1472 года царский посол Иван Фрязин (так в Москве называли итальянца Джан Батиста делла Вольпе, служившего у Ивана III дипломатом) отправился в Рим, чтобы окончательно подтвердить условия брачного соглашения и увезти высокородную невесту в Москву.
Миниатюра «Приезд Софьи Палеолог в Москву» из Лицевого летописного свода XVI века
Источник: commons.wikimedia.org
Вернувшаяся к вере предков
Первое – заочное – обручение Софьи Палеолог с Иваном III состоялось в Риме 1 июня 1472 года в базилике святых Петра и Павла, и только после этого будущая царица тронулась в путь в Москву. При обсуждении будущей свадьбы представители Святого Престола постарались не акцентировать внимание на том, что родившаяся православной, Софья уже в Италии приняла католичество. Для Ивана Фрязина в этом не было ничего удивительного, как и в том, что впереди свадебного поезда при въезде в русские города шел папский легат Антоний с католическим крестом в руке. А сами жители этих городов, первым из которых был Псков (свадебный поезд добирался в Россию вокруг Польши, через Германию), усмотрели в таком подходе оскорбление для православной веры. Тем более, что сама Софья, вопреки ожиданиям понтифика и его легата, сразу принялась демонстрировать свою верность отеческой религии, а отнюдь не католичеству. Как свидетельствовали очевидцы, в Пскове будущая царица посетила Троицкий собор, приложившись к иконам и святыням, крестилась по-православному. И точно так же повела себя в Новгороде.
Такое разногласие между невестой и ее сопровождающими не укрылось от внимательных взглядов православного духовенства, и перед въездом свадебного поезда в Москву митрополит Филипп, опасавшийся попыток склонить Русь к унии посредством новой царской супруги, поставил перед Иваном III условие: либо он потребует, чтобы папский легат спрятал католический крест и не входил в московские ворота перед Софьей, либо он, Филипп, в тот же день покинет город. Условие было принято и выполнено, и 12 ноября (по ст. ст.) 1472 года, в тот же день, как ее поезд въехал в Москву, Софья Палеолог обвенчалась с русским царем в строящемся Успенском соборе Кремля.
Венчание государя и великого князя всея Руси Ивана III с Софьей Палеолог в Успенском соборе Кремля. Рисунок художника Мгера Абегяна
Источник: ilovegreece.ru
Ее дальнейшая семейная жизнь складывалась непросто, но достаточно счастливо: Софья подарила своему царственному мужу двенадцать детей, восемь из которых смогли вырасти и сыграть существенную роль в русской истории. Первенец Василий, которого сама мать всегда называла Гавриилом в честь его святого покровителя, наследовал отцу и в 1505 году стал великим князем московским (хотя и не без сложностей, вызванных противостоянием двух политических партий у великокняжеского престола). Другие сыновья стали удельными князьями, а дочери были выданы замуж за политических союзников русского царства. Именно дети и позволили Софье занять действительно крепкую позицию рядом с мужем, поскольку иностранке в роли царевны были рады далеко не все придворные. Их не примирил с высокородной византийкой даже тот факт, что ее стараниями Москва обрела множество построек, часть из которых украшает Кремль по сей день, на Русь стали съезжаться итальянские зодчие, рудознатцы, литейщики и другие мастера, которые принесли стране не только серьезную пользу, но и яркую славу, а государство постепенно стало восприниматься в Европе как главный оплот православия и наследник Византии.
«Смерть и погребение великой княгини Софьи». Миниатюра XVI века
Источник: commons.wikimedia.org
Обложка: Прибытие свадебного поезда Софьи Палеолог в Псков осенью 1472 года. Картина «Встреча царевны» художника Федора Бронникова, 1883 год. Источник: commons.wikimedia.org
Смотрите также:
Иван III. От Ивана Васильевича к Ивану Великому, от Московского княжества к Русскому государству
Первый русский император, о котором мало знают. Иван Великий, ликвидатор Орды
Сергей Лукьяненко: Иван III в тени Петра Великого и Ивана Грозного
Новое
Видео
Курская битва. Памятные даты военной истории России
23 августа 1943 года – День воинской славы России. Завершилась битва на Курской дуге. В сражении, продолжавшемся 50 дней и ночей, части Красной Армии отбросили противника на запад на 150 км и освободили Харьков. Победа в Курской битве завершила перелом в Великой Отечественной войне
18 апреля 1242 год Ледовое побоище
18 апреля 1242 года – День воинской славы России. На льду Чудского озера русские воины новгородского князя Александра Невского одержали победу над немецкими рыцарями Ливонского ордена. Вырвавшиеся из окружения немцы бежали на запад, часть из них провалилась под лёд
Братья Стругацкие и Сергей Лукьяненко: Диалог фантастических культур
Братья Стругацкие и Сергей Лукьяненко: Диалог фантастических культур